Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:48, реферат
К главным принципам формирования корпоративной культуры авторский
коллектив настоящей книги относит следующие:
комплексности сценарного развития компании ,который выражает не толь-
ко отношения между членами компании,но и представления о назначении ком-
пании в целом и ее членов,цели,характер продукции и рынок,которые опреде-
ляют эффективность производственно-сбытовой деятельности;
К главным принципам формирования корпоративной культуры авторский
коллектив
настоящей книги относит
комплексности сценарного развития компании ,который выражает не толь-
ко отношения между членами компании,но и представления о назначении ком-
пании в целом и ее членов,цели,характер продукции и рынок,которые опреде-
ляют эффективность производственно-сбытовой деятельности;
определения ценностей ,приемлемых и желаемых для данной компании;
соблюдения традиций ,которые в значительной мере определяют характер
экономической системы,стиль управления;
отрицания силового воздействия ,согласно которому нельзя искусственно
насаждать слабой культуре сильную и наоборот или корректировать ее.Эффек-
тивность сильной культуры,как и слабой,зависит от конкретных условий;
комплексной оценки ,в соответствии с которым оценка воздействия культу-
ры на эффективность функционирования компании должна базироваться на
комплексном подходе.Этот принцип предусматривает не только учет способов
прямого воздействия культуры на эффективность указанной системы,но и учет
множества невидимых опосредованных путей влияния.
Корпоративная культура складывается в соответствии с ее сущностью из
определенных организационных атрибутов (явных и скрытых норм,образцов
поведения,исторических предпосылок и др.)при условии,что они воспринима-
ются большинством членов компании и оказывают влияние на поведение этих
членов.Поэтому при формировании и развитии организационной культуры на-
ряду с основными принципами необходимо принимать во внимание ряд ее опре-
деленных
признаков (рис.2.5).
В процессе формирования и развития корпоративной культуры немаловаж-
ное значение имеет определение и учет факторов,оказывающих на нее наиболее
существенное влияние.Корпоративная культура участвует также в следующих
важнейших элементах экономической культуры:
предназначение
организации (миссия,цели,задачи).
вание разрушительно,а миссия как раз выражает основной смысл,предназначе-
ние и принципы жизни.Если она четко сформулирована (причем вместе с кол-
лективом)и ее положениям следуют ежедневно,такую организацию можно счи-
тать безусловным новатором.В идеале предназначение компании необходимо
формулировать еще до ее создания.Однако еще ошибочнее придумывать мис-
сию только потому,что так принято в классическом менеджменте,или потому,
что она есть у других.Руководитель должен прочувствовать внутреннюю по-
требность в создании миссии — только тогда она будет двигаться вперед;
средства,включающие деятельность членов организации,систему стиму-
лирования,информационное обеспечение и др.;
критерии достижения целей и оценки результатов;
средства внутренней интеграции,к которым относятся приемы включения
новых членов в организацию,способы разделения власти,стиль взаимоотноше-
ний,система поощрений и наказаний,церемонии (чествование героев,символов,
мифов организации),ритуалы (символические мероприятия,призванные напом-
нить работающим о поведении,которое от них требуется)и др.1 .
В организации нет монополии на право создания общей атмосферы.Куль-
туру нельзя навязать социальному механизму,каким является организация,но ее
можно модернизировать.В то же время формирование миссии всегда остается
прерогативой начальства.Власть,данная руководителю,предоставляет ему пре-
имущества и в формировании корпоративных ценностей,и в выборе стиля пове-
дения хотя бы по той причине,что формальный лидер имеет доступ к рычагам
власти,с помощью которых он может влиять на ключевые процессы.И обязан
это делать.
Работа по формированию корпоративной культуры в компании должна вес-
тись в двух основных и тесно связанных друг с другом направлениях:первое —
взаимодействие с внешней средой,второе — взаимодействие с внутренними
подразделениями.
Специфика взаимодействия с внутренними подразделениями обусловлена
двумя основными факторами.
С одной стороны,для сотрудников организации ее деятельность является не-
отъемлемой и значительной частью их собственной деятельности и потому стано-
вится для них значимой.А значит,они являются наиболее «заряженными » на
взаимодействие с ней,наиболее чувствительны к любому ее действию.
С другой стороны,поскольку они фактически и являются носителями,про-
водниками этой деятельности,то,как никто другой,могут видеть,насколько
провозглашаемое в организации и реально осуществляемое в ней соответствуют
друг другу.
Сравнивая провозглашаемые ценности с тем,как они реализуются,сотруд-
ники начинают лучше понимать истинные ценности,характерные для данной
компании.В результате они делают выводы о том,что,для чего и как делается в
компании.Именно на этом этапе возникает или чувство удовлетворенности сво-
им членством
в данной организации или,наоборот,
80
По сути,любая деятельность,осуществляемая в рамках организации — как
производственная,так и непроизводственная — порождает то или иное отноше-
ние к ней сотрудников организации и,значит,может стать предметом обсужде-
ния.Понимание этого позволяет почувствовать всю сложность и многогран-
ность деятельности по формированию и развитию корпоративной культуры .
Взаимодействие с внутренними подразделениями начинается с комплекса
мероприятий по пониманию,формулированию и закреплению в документах ос-
нов корпоративной идеологии,то есть предназначения (миссии)организации,клю-
чевых целей и принципов ее деятельности.
Выяснение предназначения организации подразумевает развернутый ответ
на вопрос:«Зачем существует данная организация?».Фактически это определение
круга лиц,заинтересованных в ее деятельности.
Ответ на вопрос:«Куда движется организация?» позволяет сформулировать
ключевые цели,которые обозначают основные направления деятельности органи-
зации в рамках ее предназначения.Именно направления деятельности,а не кон-
кретные результаты.В отличие от целей-шагов они указывают сотрудникам на-
правления поиска решений,а не сами решения.Основная их задача — направлять
и объединять,а не достигать.
Определив,зачем и куда движется организация,необходимо еще установить,
как она движется.Таким образом,формулируются главные принципы деятельно-
сти.Принципы описывают приоритетные качества деятельности (характер веде-
ния бизнеса),с помощью которой организация достигает поставленных целей,а
также очерчивают зону ее ответственности во взаимодействии с заинтересован-
ными группами
(акционеры,сотрудники,
эта система ограничивает деятельность в рамках определенных ее направлений,
задает персоналу ориентиры движения внутри выбранного направления.
В то же время сформулированная таким образом позиция становится для со-
трудников важнейшим условием для грамотной постановки своих собственных
задач.Она задает определенное направление в индивидуальной деятельности,
позволяет выстраивать индивидуальные стратегии,формировать собственные кри-
терии поведения,прогнозировать качество тех или иных поступков.И,как следст-
вие,является условием повышения у сотрудников чувств определенности и ста-
бильности во взаимоотношениях с организацией,а это важнейшие факторы повы-
шения мотивации деятельности.Естественно,что недостаточно просто выработать
идеологию,ее еще надо донести до сотрудников 2 .
Учитывая указанные выше обстоятельства,а также концепции формирова-
ния экономической модели производственно-хозяйственных систем,модель
формирования корпоративной культуры в общем виде может быть представлена
следующей схемой (рис.2.7).