Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 118.17 Кб (Скачать)

  Как показали работы Р. А. Смирновой и Р. И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.[18;11]

  В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г. М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский).

    Исследования, выполненные под руководством М. И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.

  Развитие  общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник  является партнером по эмоционально-практическому  взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении  ребенка. Главной коммуникативной  потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. [18;7]

       Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду.[ 13;325]

       Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.

В свою очередь требования и потребности  окружающих находят разный отклик у  самого ребенка, среда оказывается  разной для детей, а в отдельных  случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может  проявляться неоднозначно: как малообщительное  или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское  неблагополучие - очень серьезное  явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок  остается в одиночестве среди детей.[11;231].

   Развитие  межличностных отношений в дошкольном возрасте представляет собой сложное переплетение двух начал в отношении ребенка к себе и к другому.

  Помимо  возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения  к сверстникам. Далеко не всегда отношения  с другими складываются легко  и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом  искаженного пути развития межличностных отношений. Смирнова Е.О. и Холмогорова В.М. полагают, что психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало, т. е. когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека. [18;10]

     Опираясь на психологическую  модель К.Томаса, которая позволяет  определить предпочитаемый стиль  поведения  в конфликте можно  выделить пять стратегий (форм, стилей, тактик) поведения ребенка в конфликтной ситуации:

  • Приспособление
  • Сотрудничество
  • Компромисс
  • Избегание (уход)
  • Соперничество

       Стратегия (тактика) поведения  в конкретном конфликте определяется  той мерой, в которой ребенок  может удовлетворить собственные  интересы, действуя при этом пассивно  или активно, и интересы другого,  действуя совместно или индивидуально.  Выбор стратегии (тактики) поведения  осуществляется под влиянием  психологической установки (ориентации), которая включает когнитивные,  мотивационные и моральные компоненты. Психологические ориентации возникают  как под влиянием объективных  характеристик каждой из сторон  конфликта, так и в силу индивидуальных  особенностей личности, обнаруживающих  преимущественную склонность к  выбору тех или иных стратегий  взаимодействия.[13;93]

Каждый  ребенок может в какой-то степени  использовать рассматриваемые формы  поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

      Стратегия (тактика) «конфронтации» («конкуренции», «соперничества») — в конфликтологии и социальной психологии эта стратегия рассматривается как активная борьба индивида за свои интересы с применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями. Здесь имеет место настойчивое противоборство, соперничество, бескомпромиссное отстаивание своих интересов. Такая форма поведения может сформироваться у человека еще в детстве в силу индивидуально-психологических особенностей личности (темперамент, выраженность черт характера и т. д.), а также от условий его социального развития (семья, детский сад, школа).  Дети дошкольного возраста часто используют данную стратегию поведения в качестве защитного механизма, так как не владеют необходимыми навыками эффективного взаимодействия со сверстниками и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

       По мнению Смирновой Е.О. в поведении ребенка такая стратегия проявляется:

•      в жестком контроле действий противника, соперника;

•      в постоянном и преднамеренном подавлении противника всеми доступными средствами;

•      в использовании обмана, хитрости, попыток завладеть положением, где «все средства хороши»;

•      в провокации соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.

          В детском возрасте могут сформироваться такие черты личности, как: ориентировка на сохранение того, что есть, боязнь нововведений, неоднозначных решений, боязнь критики своего поведения, стремление к подавлению и достижению власти, игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях. Эти черты личности могут закрепиться и проявляться в будущем в преимущественном использовании стратегии борьбы.

      Стратегия (тактика) «избежания» («ухода», «уклонения»)— стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Предмет конфликта в этой ситуации не представляет особого значения как для одного, так и для другого его участника.

       Наблюдая за детьми в конфликтных ситуациях, Смирнова Е.О. отмечает, что один из соперников часто оказывается сильнее, напористее, а другой — слабее. Как правило, слабый ребенок уступает свои позиции более сильному или пытается уйти от конфликта. В других случаях так поступает ребенок, для которого предмет конфликта не важен. Данная форма поведения выбирается тогда, когда ребенок не хочет отстаивать свои права, сотрудничать в конфликтной ситуации, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такое поведение возможно, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у ребенка не хватает настойчивости для решения конфликта в свою пользу. Стиль уклонения можно наблюдать у малоактивных, тихих, замкнутых детей. Для них важно сохранение и восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия для таких детей не значим, или случившееся их не особенно волнует.[22; 34]      

      Смирнова О.Е. отмечает, что не всегда дети оказываются участниками конфликта по собственному желанию, а могут стать его «жертвой» в силу сложившихся обстоятельств. Позиция жертвы бывает привлекательна для некоторых детей из-за определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему, не надо брать на себя ответственность за последствия конфликта, так как за нее это сделают другие. Роль жертвы и неспособность ребенка выйти из конфликтной ситуации, лежит в формирующейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Стратегия ухода, уклонения в конфликтной ситуации может привести к тому, что ситуация загонится внутрь и будет способствовать развитию конфликта между двумя желаниями — сохранением отношений и достижением цели.  Этот конфликт как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее. А неразрешенный конфликт опасен для психики ребенка тем, что вытесняется в подсознание и проявляется в нарастании тревоги, вплоть до соматических заболеваний и невротических расстройств.[22; 35]      

      Характерные особенности поведения ребенка в стратегии «ухода (уклонения)»:

•      отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

•      избегает применения силовых приемов;

•      не понимает и отрицает серьезность и остроту ситуации;

•      систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход - ситуация упущенных возможностей.

Характерные качества личности:

•      застенчивость в общении;

•      нетерпение к критик;

•      нерешительность в критических ситуациях, действие по принципу «Авось обойдется». [22; 36]      

      Суть стратегии (тактики) «компромисса» по мнению Смирновой Е.О. заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Эта стратегия призвана урегулировать конфликтную ситуацию с целью сохранения и дальнейшего положительного развития межличностных отношений.

       Взвешенность, сбалансированность и осторожность — основная установка этого типа поведения. Дети, используя данную стратегию, действуют по принципу: «Я уступлю немного, если ты тоже готов уступить». Компромисс предполагает, что действия участников конфликта регулируются за счет взаимных уступок, выработки промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Для детей при компромиссном решении проблемы, разделение ответственности или предмета конфликта поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение.

       Данный стиль поведения ребенка проявляется:

•      в умении торговаться, в интересе к тем, кто также умеет торговаться;

•      в использовании обмана, лести для подчеркивания не очень выраженных качеств противника (манипуляции);

•     в ориентировании на равенство в дележе, действиях по принципу: «всем сестрам — по серьгам».

Характерные качества личности:

•      хорошая ориентация в ситуации;

•      постоянный анализ;

•      игровой стиль поведения.

      Стратеги (тактике) «приспособление» («уступчивости», «сглаживания») по мнению Смирновой Е.О. то, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления благоприятного микроклимата в группе. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, низко ценит свои собственные интересы и жертвует ими в пользу соперника. 22; 38]      

Информация о работе Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях