Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..
2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРЕЛЬСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет дошкольной и социальной
педагогики
и психологии
Кафедра физического и психического
здоровья
ребенка
ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Курсовая
работа по детской психологии
Выполнила:
Лариса Рамисовна Порочкина ,
студентка
751гр., заочного отделения
Научный руководитель: Потахина Т.М.,
старший
преподаватель
Петрозаводск,
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Проблема
изучения поведения
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения
1.3.Особенности
2.Исследование
поведения воспитанников разновозрастных
групп детского сада в конфликтных
ситуациях ……………………………………………362.
Организация и методы исследования………………………………..36-
Заключение……………………………………………………
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать в жизни любого человека.
Проблеме изучения конфликта уделяли внимание зарубежные авторы: Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли, Г.Зиммель, Р.Дарендорф, Л.Козер, Р.Кэмпбелл, А.Маслоу, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни и другие.
По мнению ученых, конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений или взглядов [5;203]
Любой конфликт начинается с
конфликтной ситуации, но не любая
конфликтная ситуация
Конфликтные ситуации
Изучением конфликтных ситуаций дошкольников занимались исследователи: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И., Смирнова Е.Щ, Утробина В.Г., Холмогорова В.М., Зендгенидзе В.Я.
На сегодняшний день
Актуальность данного исследования состоит в том, что для дальнейшего развития личности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях
Исходя из этого проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях становится интересной для изучения.
Объект исследования: поведение воспитанников разновозрастной группы в конфликтных ситуациях
Предмет исследования: особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях
Цель исследования: изучить особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях
Задачи исследования:
Гипотеза:
Предполагается, что инициаторами конфликтных
ситуаций в разновозрастной группе детского
сада являются дети старшие по возрасту.
1.
Проблема изучения поведения
воспитанников разновозрастной
группы детского сада
в конфликтных ситуациях
Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, которое предполагает столкновение сторон, мнений, сил. [1; 81]
В науке выделяют два основных подхода к изучению конфликтов: социологический и психологический, каждый из которых имеет свое понимание возникновения, протекания и разрешения конфликтов.
Социологический подход исследует конфликт между обществом и личностью. Представители этого подхода К. Маркс, Г.Зимель, Р Дарендорф и другие, рассматривают конфликт как естественное явление «состояние нормы». Исходя из этих позиций, конфликты невозможно разрешить, и следует говорить об их регулировании.
К. Маркс, считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Г.Зиммель рассматривал конфликт как форму «социализации», фактор, содействующий сближению и объединению людей [9; 124] Р. Дарендорф придерживался мнения, что конфликты являются всепронизывающими, вездесущими компонентами общественной жизни. [7;25]
В психологическом подходе центром исследования является внутренний мир человека. Большое внимание уделяется мотивам и причинам столкновения, приводящим к личностным конфликтам. Конфликты в системе «личность-общество» рассматриваются исходя из особенностей личности, изучается специфика их протекания на различных социальных уровнях (от семьи до государства).
В основе психологического подхода, представителями которого являются З.Фрейд, К.Юнг, К Хорни, С.Л. Рубинштейн, Е.Л.Доценко и др., лежит принцип конструктивного разрешения конфликтов: разрешение личностных конфликтов способствует развитию самой личности, раскрытию ее творческого потенциала; позитивное разрешение межличностных конфликтов представляет собой выход на новый уровень понимания других, построения с другими людьми качественно новых отношений.
В современной науке существует несколько классификаций конфликта. Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада.
К. Боулдинг определил 6 типов конфликта по соотношению между объективным состоянием дел и оценками состояния дел, конфликтующими сторонами:
Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по
проблемам конфликта Анцупов А. и Шипилов А.И. предлагают различать три основных типа конфликтов:
К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. [1;122]
Любой конфликт имеет свои причины:
По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: объективные (внеличностные) и личностные.
По мнению А.Дмитриева к объективным элементам конфликта, относятся: объект, участники и среда конфликт.
А. Дмитриев, В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев предлагают четко разграничивать предмет и объект конфликта.
Предмет конфликта - это основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Объектом же конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности. [8;39-45]
По мнению Бородкина Ф.М. другим основным элементом социального конфликта являются его участники (стороны). Участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.
Современная конфликтология подразделяет всех участников конфликта
на основных (прямых) и неосновных (косвенных).
Основные участники конфликта – это всегда прямые, непосредственные
стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.