Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 118.17 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 
 

Факультет  дошкольной и социальной

педагогики  и психологии 

Кафедра физического и психического

здоровья  ребенка 
 
 
 

  ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ  ВОСПИТАННИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ  ГРУППЫ ДЕТСКОГО  САДА В КОНФЛИКТНЫХ  СИТУАЦИЯХ 

Курсовая  работа по детской психологии 
 
 
 
 

Выполнила:

  Лариса Рамисовна Порочкина ,

студентка 751гр., заочного отделения 

Научный руководитель: Потахина Т.М.,

старший преподаватель 
 
 
 
 

Петрозаводск, 2011 

     ОГЛАВЛЕНИЕ

      

Введение…………………………………………………………………………3 

1.Проблема  изучения поведения воспитанников  разновозрастной группы детского  сада в конфликтных ситуациях  ………………………………5-10 

      1.1.Конфликтная ситуация: понятие,  структура, особенности      взаимодействия в конфликтной  ситуации………………………………22-32

      1.2.Особенности общения дошкольников  в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55

      1.3.Особенности взаимодействия воспитанников  разновозрастных групп детского  сада  в конфликтных ситуациях  ……………………….. 

  

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада  в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42      2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60 

Заключение…………………………………………………………………61-62

Библиография  ……………………………………………………………..61 - 62

Приложение…………………………………………………………………….63 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

      Конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать в жизни любого человека.

        Проблеме изучения конфликта  уделяли внимание зарубежные  авторы: Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли, Г.Зиммель, Р.Дарендорф, Л.Козер,  Р.Кэмпбелл, А.Маслоу, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни и другие.

        По мнению ученых, конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений или взглядов [5;203]

       Любой конфликт начинается с  конфликтной ситуации, но не любая  конфликтная ситуация перерастает  в конфликт. Повседневная жизнь  человека буквально пронизана  конфликтными ситуациями, он сталкивается  с ними повсюду: на улице,  в быту, на работе.

       Конфликтные ситуации свойственны  не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном  возрасте конфликтные ситуации  среди сверстников возникают  повседневно и повсеместно, и  нередко они сопровождаются негативными  эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных  ситуаций, ребенок приобретает опыт  взаимодействия в конфликте, на  основе которого строит межличностные  отношения с окружающими.  Поэтому    закладывать основы  поведения  в конфликтной ситуации нужно  начинать  в детском возрасте.

     Изучением конфликтных ситуаций дошкольников занимались  исследователи: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И., Смирнова Е.Щ, Утробина В.Г., Холмогорова В.М., Зендгенидзе В.Я.

     На сегодняшний день существует  неоднозначное отношение к дошкольному  воспитанию детей в условиях  разновозрастной группы. Разновозрастные группы имеют явные преимущества, по сравнению с одновозрастными: старшие дети учатся быть внимательнее к младшим, помогать им, младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. Но есть и недостатки разновозрастных групп: старшие обижают малышей, малыши мешают занятиям старших. В процессе межличностных отношений детей разновозрастной группы постоянно возникают конфликтные ситуации. Проблема поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтной ситуации на сегодняшний день остается малоизученной. Поэтому данная тема становится интересной для исследования.

    

        Актуальность данного исследования состоит в том, что для дальнейшего развития личности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

     Исходя  из этого проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях становится интересной для изучения.

     Объект  исследования:  поведение воспитанников разновозрастной группы в конфликтных ситуациях

     Предмет исследования:  особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

       Цель  исследования: изучить особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада  в конфликтных ситуациях

     Задачи исследования:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме:  изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада  в конфликтных ситуациях 
  2. Подобрать методы и методики для изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях
  3. Провести исследование  по выявлению особенностей  поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада  в конфликтных ситуаций
  4. На основе анализа изученных результатов выявить особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Гипотеза: Предполагается, что инициаторами конфликтных ситуаций в разновозрастной группе детского сада являются дети старшие по возрасту. 
 

1. Проблема изучения поведения  воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях  

      Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, которое предполагает столкновение сторон, мнений, сил. [1; 81]

    В науке выделяют два основных подхода к изучению конфликтов: социологический и психологический, каждый из которых имеет свое понимание возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

     Социологический подход исследует конфликт между обществом и личностью. Представители этого подхода К. Маркс, Г.Зимель, Р Дарендорф и другие, рассматривают конфликт как естественное явление «состояние нормы». Исходя из этих позиций, конфликты невозможно разрешить, и следует говорить об их регулировании.

    К. Маркс, считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Г.Зиммель рассматривал конфликт как форму «социализации», фактор, содействующий сближению и объединению людей [9; 124] Р. Дарендорф придерживался мнения, что конфликты являются всепронизывающими, вездесущими компонентами общественной жизни. [7;25]

       В психологическом подходе центром исследования является внутренний мир человека. Большое внимание уделяется мотивам и причинам столкновения, приводящим к личностным конфликтам. Конфликты в системе «личность-общество» рассматриваются исходя из особенностей личности, изучается специфика их протекания на различных социальных уровнях (от семьи до государства).

      В основе психологического подхода, представителями которого являются З.Фрейд, К.Юнг, К Хорни, С.Л. Рубинштейн, Е.Л.Доценко и др., лежит принцип конструктивного разрешения конфликтов: разрешение личностных конфликтов способствует развитию самой личности, раскрытию ее творческого потенциала; позитивное разрешение межличностных конфликтов представляет собой выход на новый уровень понимания других, построения с другими людьми качественно новых  отношений.

         В современной науке существует несколько классификаций конфликта. Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада.

     К. Боулдинг определил 6 типов  конфликта по соотношению между объективным состоянием дел и оценками состояния дел, конфликтующими сторонами:

  • Истинный конфликт – это объективно существующий тип конфликта, воспринимаемый «правильно». Он не зависит от легко меняющихся условий среды, и трудно разрешается дружественным образом.
  • Случайный конфликт – это конфликт существование, которого зависит от некоего набора обстоятельств, не осознаваемого конфликтующими сторонами. Случайный конфликт не имеет места, если признается существование альтернативных ресурсов для удовлетворения нужд конфликтующих.
  • Подмененный конфликт – это тип конфликта, при  котором «невыраженный» конфликт – основа подменяется «выраженным» конфликт – манифестом ( стороны конфликта спорят по «неверному» поводу).
  • Безатрибутивный конфликт – это конфликт с неподлинными участниками, и как результат, с неподлинным основанием (ослабление группы путем разжигания внутреннего конфликта с целью скрыть истинный конфликт между группой и её завоевателем).
  • Латентный конфликт – это конфликт, который должен возникнуть, но не возникает по ряду причин: конфликт «подменен», подавлен, безатрибутивен или не существует психологически.
  • Фальшивый конфликт – это конфликт, который возникает без объективных условий и причин. Такой конфликт всегда предполагает неверное восприятие и неверное понимание. Возникший фальшивый конфликт может породить новые мотивы, которые превратят его в настоящий.[14; 63-67]

         Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по

проблемам конфликта Анцупов А. и Шипилов А.И. предлагают различать три основных типа конфликтов:

  • внутриличностные конфликты,
  • социальные конфликты
  • зооконфликты.

        К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. [1;122]    

        Любой конфликт имеет свои причины:

  • объективные причины конфликтов;
  • организационно-управленческие причины конфликтов;
  • социально-психологические причины конфликтов;
  • личностные причины конфликтов.[1;125]

       По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: объективные (внеличностные) и личностные.

       По мнению А.Дмитриева к объективным элементам конфликта,  относятся: объект, участники и среда конфликт.

       А. Дмитриев, В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев предлагают четко разграничивать предмет и объект конфликта.

        Предмет конфликта - это основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.         Объектом же конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности.  [8;39-45]

       По мнению Бородкина Ф.М.  другим основным элементом социального конфликта являются его участники (стороны). Участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.

       Современная конфликтология подразделяет всех участников конфликта

на  основных (прямых) и неосновных (косвенных).

      Основные участники конфликта – это всегда прямые, непосредственные

стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении  и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

Информация о работе Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях