Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 118.17 Кб (Скачать)

      Практическая часть исследования  проводилась с детьми 3-5 лет, посещающих  разновозрастную ( младше – среднюю)  группу МДОУ Детский сад №9  «Теремок» с.Заозерье Прионежского  муниципального района с октября  2010 года по январь 2011 года. В исследовании  принимали участие 24 ребенка дошкольного  возраста: 12 детей младшего дошкольного  возраста, из них 6 девочек и  6 мальчиков,  и 12 детей среднего  дошкольного возраста, из них  7 мальчиков и 5 девочек. Возраст  детей: от 3л 4 мес. до 4л 8мес.

Описание  выборки

                                                                                                                              Таблица №1

Средний дошкольный возраст  Младший дошкольный возраст
Эрадж С. 4г 7м Данилл Ф. 3г 5м
Олеся П. 4г 6м Настя Ш. 3г 4м
Никита  Б. 4г 8м Савелий Т. 3г 7м
Саша  Л. 4г 5м Диана А. 3г 5м
Сережа  А. 4г 6м Игорь П. 3г 5м
Настя В. 4г 7м Арина В. 3г 6м
Марк  Ц. 4г 3м Родион Т. 3г 4м
Милана  З. 4г 8м Ксения У. 3г 7м
Паша  М. 4г 5м Ваня Т. 3г 5м
Лиза  Ж. 4г 4м Полина Л. 3г 4м
Ярослав Н. 4г 5м Данилл Т. 3г 6м
Семен Б. 4г 7м Настя М. 3г 5м
 

 Для  диагностики поведения детей в конфликтных ситуациях в условиях разновозрастной группы ДОУ были подобраны следующие методы и методики:

1. Социометрическая  методика «Два домика» Репиной  Т.А.

Цель: изучить статусно – ролевые отношения детей в разновозрастной группе

2. Методика «Незаконченные истории»

Цель: изучить представления детей о поведении в конфликтных ситуациях

3. Методика «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина)

Цель: выявить представления детей о поведении в конфликтных ситуациях

4. Метод наблюдения за детьми  в повседневной деятельности

Цель: изучить особенности конфликтного поведения и умений разрешать конфликтные ситуации

5. Метод  количественной и качественной  обработки

    Описание методик исследования

1. Социометрическая методика  «Два домика» Репиной Т.А.

  Материал для проведения эксперимента: 2 картинки с черным и красным

домиками, фотографии детей группы.

Проведение  исследования:

     Исследование  проводится индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор показывает ребенку картинки и фотографии детей группы. Затем  дает инструкцию «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

      После инструкции взрослый отмечает  тех детей, которых ребенок  берет к себе в красный дом,  и тех, кого он хочет поселить  в черный домик. После окончания  беседы можно спросить у детей,  не хотят ли они кого-то поменять  местами, не забыли ли они  кого-нибудь.

      Экспериментатор обращает внимание  на то, сколько детей ребенок  поместил в красном и черном  домиках, в отношении кого из  детей группы сделан положительный  (симпатии ребенка), а в отношении  кого отрицательный (антипатии  ребенка) выбор. Для каждого  ребенка подсчитывается число  положительных (количество баллов  со знаком «+») и отрицательных  выборов (количество баллов со  знаком «минус») со стороны  других детей группы, затем из  большего вычитают меньшее и  ставят знак большего числа.

  • +4 и более баллов – «социометрические звезды» это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
  • от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
  • от -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
  • 0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.
  • -1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
 
 

   2. Методика «Незаконченные истории»

Цель: изучить  представления детей о поведении в конфликтных ситуациях

Описание  методики:

    Методика состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Обычно предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка.

    Взрослый  просит ребенка закончить несколько  ситуаций:

    1. Ваня принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Семен, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня… Что сделает Ваня? Почему?

    2. Марк и Паша строили гараж. К ним подошел маленький мальчик Савелий  и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответил Марк. А Паша сказал… Что сказал Паша? Почему?

    3. В уборной после прогулки дети Ярослав и Олеся моют руки. К ним подошла маленькая девочка и попросила: «Дайте мне вымыть руки, они у меня очень грязные». «Стой и жди своей очереди»,- сказал Ярослав. А Олеся… Что сказала Олеся? Почему?

    4. Ребята строятся друг за другом, чтобы идти на физкультурное занятие в зал. Семен  младше, но хочет встать впереди Марка, расталкивает всех , пролезает вперед: «Пустите меня, я хочу быть первым!». Что сделал и  сказал Марк? Почему?

    При качественном анализе ответов детей  и результатов наблюдения следует  обращать внимание на следующие моменты:

    1. Как ребенок относится к сверстникам  (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает  ли кому-то предпочтение и почему.

    2. Оказывает ли другому помощь  и по какой причине (по собственному  желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как  он это делает (охотно, неохотно, формально; начинает помогать  с энтузиазмом, но это быстро  надоедает и т. д.).

    3. Проявляет ли чувство долга  по отношению к сверстникам,  младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в  каких ситуациях. 

    4. Замечает ли эмоциональное состояние  другого, в каких ситуациях,  как на это реагирует. 

    5. Проявляет ли заботу по отношению  к сверстникам, младшим детям,  животным и как (постоянно,  время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться  о других; в каких действиях  выражается эта забота.

    6. Как реагирует на успех и  неудачи других (равнодушен, реагирует  адекватно, неадекватно, т. е.  завидует успеху другого, радуется  его неудаче).

    При обработке результатов особое внимание обращают не только на характер ответа ребенка, но и на его мотивы поведения. 

    3. Методика «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина)

Цель: выявить представления детей о поведении в конфликтных ситуациях

Описание  методики:

    Исходная  ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

    Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни  детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

    1. Группа детей не принимает  своего сверстника в игру.

    2. Девочка сломала у другой девочки  ее куклу. 

    3. Мальчик взял без спроса игрушку  девочки. 

    4. Мальчик рушит постройку из  кубиков у детей. 

    Картинки  изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них  есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа

    Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе.

    Если  ребенок понял, что на рисунке  изображена конфликтная ситуация, следует  вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого  обиженного мальчика (или обиженной  девочки)?» 
 

    4. Метод наблюдения в повседневной деятельности 

    Цель: Изучить особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях в повседневной деятельности.

Описание  методики:

    Наблюдение  проводилось методом частотных  срезов  по 5 дней за каждым ребенком.

    В процессе наблюдения  обращалось внимание на определенные показатели поведения детей в конфликтных ситуациях:

  • инициирование конфликтной ситуации с младшим (старшим) ребенком, со сверстником;
  • включаемость в конфликтную ситуацию с младшим (старшим) ребенком, со сверстником;
  • стиль поведения в конфликтных ситуациях;
  • зона разногласий в конфликтной ситуации
    1. Анализ  результатов  исследования
  1. Социометрическая  методика « Два  домика»

     Методика  проводилась с целью изучения статусно-ролевых отношений детей  в группе. Во время индивидуальной беседы ребенку показывались рисунки  двух домиков: красного и черного  и задавались следующие вопросы:

Информация о работе Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях