Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..
2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62
Практическая часть
Описание выборки
Средний дошкольный возраст | Младший дошкольный возраст | ||
Эрадж С. | 4г 7м | Данилл Ф. | 3г 5м |
Олеся П. | 4г 6м | Настя Ш. | 3г 4м |
Никита Б. | 4г 8м | Савелий Т. | 3г 7м |
Саша Л. | 4г 5м | Диана А. | 3г 5м |
Сережа А. | 4г 6м | Игорь П. | 3г 5м |
Настя В. | 4г 7м | Арина В. | 3г 6м |
Марк Ц. | 4г 3м | Родион Т. | 3г 4м |
Милана З. | 4г 8м | Ксения У. | 3г 7м |
Паша М. | 4г 5м | Ваня Т. | 3г 5м |
Лиза Ж. | 4г 4м | Полина Л. | 3г 4м |
Ярослав Н. | 4г 5м | Данилл Т. | 3г 6м |
Семен Б. | 4г 7м | Настя М. | 3г 5м |
Для диагностики поведения детей в конфликтных ситуациях в условиях разновозрастной группы ДОУ были подобраны следующие методы и методики:
1. Социометрическая методика «Два домика» Репиной Т.А.
Цель: изучить статусно – ролевые отношения детей в разновозрастной группе
2. Методика «Незаконченные истории»
Цель: изучить представления детей о поведении в конфликтных ситуациях
3. Методика «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина)
Цель: выявить представления детей о поведении в конфликтных ситуациях
4. Метод наблюдения за детьми в повседневной деятельности
Цель: изучить особенности конфликтного поведения и умений разрешать конфликтные ситуации
5. Метод количественной и качественной обработки
Описание методик исследования
1. Социометрическая методика «Два домика» Репиной Т.А.
Материал для проведения эксперимента: 2 картинки с черным и красным
домиками, фотографии детей группы.
Проведение исследования:
Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор показывает ребенку картинки и фотографии детей группы. Затем дает инструкцию «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
После инструкции взрослый
Экспериментатор обращает
2. Методика «Незаконченные истории»
Цель: изучить представления детей о поведении в конфликтных ситуациях
Описание методики:
Методика состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Обычно предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка.
Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций:
1. Ваня принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Семен, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня… Что сделает Ваня? Почему?
2. Марк и Паша строили гараж. К ним подошел маленький мальчик Савелий и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответил Марк. А Паша сказал… Что сказал Паша? Почему?
3. В уборной после прогулки дети Ярослав и Олеся моют руки. К ним подошла маленькая девочка и попросила: «Дайте мне вымыть руки, они у меня очень грязные». «Стой и жди своей очереди»,- сказал Ярослав. А Олеся… Что сказала Олеся? Почему?
4. Ребята строятся друг за другом, чтобы идти на физкультурное занятие в зал. Семен младше, но хочет встать впереди Марка, расталкивает всех , пролезает вперед: «Пустите меня, я хочу быть первым!». Что сделал и сказал Марк? Почему?
При качественном анализе ответов детей и результатов наблюдения следует обращать внимание на следующие моменты:
1.
Как ребенок относится к
2.
Оказывает ли другому помощь
и по какой причине (по
3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.
4.
Замечает ли эмоциональное
5.
Проявляет ли заботу по
6.
Как реагирует на успех и
неудачи других (равнодушен, реагирует
адекватно, неадекватно, т. е.
завидует успеху другого,
При
обработке результатов особое внимание
обращают не только на характер ответа
ребенка, но и на его мотивы поведения.
3. Методика «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина)
Цель: выявить представления детей о поведении в конфликтных ситуациях
Описание методики:
Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.
Детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2.
Девочка сломала у другой
3.
Мальчик взял без спроса
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа
Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе.
Если
ребенок понял, что на рисунке
изображена конфликтная ситуация, следует
вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого
обиженного мальчика (или обиженной
девочки)?»
4.
Метод наблюдения в
повседневной деятельности
Цель: Изучить особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях в повседневной деятельности.
Описание методики:
Наблюдение проводилось методом частотных срезов по 5 дней за каждым ребенком.
В процессе наблюдения обращалось внимание на определенные показатели поведения детей в конфликтных ситуациях:
Методика
проводилась с целью изучения
статусно-ролевых отношений