Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 118.17 Кб (Скачать)

Однако  конфликтные ситуации не всегда носят  конструктивный характер. Зачастую ребенок  проявляет себя в конфликтной  ситуации с помощью деструктивных  реакций физической и вербальной агрессии. Агрессивное поведение  препятствует полноценному формированию личности ребенка.

      Дошкольный возраст – это снситивный  периодом развития ребенка, который  является наиболее благоприятным  временем для развития той  или иной функции или  способности  человека. Именно в этот период  происходит формирование личностных  ценностей, поведения человека.

   Конфликтное поведение дошкольников постоянно  привлекало и привлекает  внимание педагогов и психологов.

   Проблему  конфликтного поведения в дошкольном возрасте рассматривали такие отечественные  исследователи, как  Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, В.Я. Зенгенидзе, Смирнова Е.О., ХолмогороваВ.М., Утробина В.Г. А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Морозов, Д.Б. Эльконин и другие. Вместе с тем проблемой  поведения детей дошкольного  возраста в конфликтных ситуациях  в условиях разновозрастной группы занимались ученые: Смирнова Е.О., ХолмогороваВ.М  и Бутенко В.А.

    На  сегодняшний день проблемы конфликтов и конфликтных ситуаций представляет огромный интерес и значимость. Научных же исследований, посвященных анализу конфликтных отношений детей в разновозрастных группах, в отечественной литературе практически нет.

   Поэтому исследования, направленные на изучение поведения воспитанников разновозрастной  группы детского сада настоящее время  необходимы.

   Целью данного исследования являлось изучение особенностей поведения воспитанников  разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях. На основе проведенных исследований возможно разработать конкретные меры для  коррекции негативного поведения  дошкольников в условиях разновозрастной  группы.

 В начале работы нами была проанализирована специальная психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме и выдвинуто  предположение о том, что инициаторами конфликтных ситуаций в разновозрастной группе детского сада являются дети старшие по возрасту.

      Исследование проводилось с детьми 3-5 лет, посещающих разновозрастную  ( младше – среднюю) группу  МДОУ Детский сад №9 «Теремок»  с.Заозерье Прионежского муниципального  района с октября 2010 года по  январь 2011 года.

      В исследовании принимали участие  24 ребенка дошкольного возраста: 12 детей младшего дошкольного  возраста, из них 6 девочек и  6 мальчиков,  и 12 детей среднего  дошкольного возраста, из них  7 мальчиков и 5 девочек. Возраст  детей: от 3л 4 мес. до 4л 8мес.

   Исходя  из целей и задач курсовой работы, были определены и разработаны методы и методики исследования.

   Далее проводилось собственно само исследование, включающее в себя методики: «Два домика», «Незаконченные истории», «Картинки» а также метод наблюдения.

    Анализируя  методику «Социметрия», мы выявили, что  группе двое детей имеют статус «Звезд» (оба ребенка среднего дошкольного возраста); 12 детей «Предпочитаемые»( 5 детей среднего и 7 детей младшего дошкольного возраста); 5 детей «Принятые»( 4 ребенка среднего и 1 младшего дошкольного возраста); 2 детей «Не принятые» (2 ребенка среднего дошкольного возраста) и 2 детей «Изолированных». Причем, следует отметить, что 2  детей со статусом « Не принятые»  считаются  не предпочитаемыми партнерами по общению. Большинство детей попадает в средний статусный слой (75% детей). Для детей, находящихся в неблагоприятном положении, в большей степени характерна тенденция к подчинению.

    Дети, занимающие высокое статусно – ролевое  положение в группе сверстников, как правило, занимают лидирующие позиции  в совместной деятельности сверстников, а среднестатусные дошкольники  либо объединяются между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым  объединениям во главе с  высокостатусными детьми.

    Подавляющее число выборов и старших и  младших  дошкольников отдано своим  сверстникам.

   Анализируя  методику «Незаконченные истории» согласно ответам детей мы выяснили, что  наиболее предпочитаемым стилем поведения  у дошкольников среднего дошкольного  возраста был стиль «соперничества»(24), а у младших дошкольников стиль  «избегание» конфликтной ситуации(15). Вторым по популярности стилем поведения  детей оказался стиль «сотрудничество» (12), как у младших, так и старших  дошкольников.

   Дети  средней группы показали, наиболее, высокий уровень применения стиля  противоборство.  Трудно говорить о  том, что это закономерность, но в  данной возрастной группе, данные проявления были наиболее выражены.   Это  можно объяснить возрастными  особенностями детей. Интересен  был тот факт, что дети всех возрастных групп, в  своих ответах, меняли стили  поведения в разных сериях исследования, что говорит о ситуативности  детского поведения.

Анализируя  методику «Картинки» согласно ответам  детей наиболее предпочитаемым решением конфликтной ситуации  для детей  данной выборки является – агрессивное  решение, которое проявляется в  ответах детей: побью, дам по голове палкой и т.д. – 42 ответа. Менее предпочитаемым является уход от ситуации – 23 ответа, который обозначился  в ответах  детей: убегу, заплачу, пожалуюсь маме. Показатели вербального и продуктивного  решения оказались незначительными. Из этой методики так же следует, что  агрессивное решение конфликтной  ситуации характерно как для детей  младшего, так и для детей среднего дошкольного возраста; уход от конфликтной ситуации наиболее встречаем среди ответов  детей младшего дошкольного возраста; продуктивное решение более характерно для детей среднего дошкольного возраста (подожду, попрошу чтобы приняли в игру)

     Обобщая результаты данной диагностики  можно говорить, что характерным  поведением воспитанников разновозрастной  группы детского сада является  ориентация на стиль поведения  «соперничество». Для воспитанников  разновозрастной группы детского  сада данной выборки  характерно  агрессивное поведение в конфликтных  ситуациях, причем как у детей  младшего возраста, так и у  детей среднего возраста. У детей  имеются некоторые  представления  о поведении в конфликтной  ситуации, но они не значительны.  Поэтому воспитанники разновозрастной  группы детского сада данной  выборки предпочитают ориентироваться  на  деструктивное поведение   в конфликтных ситуациях.

      Интересен был и  гендерный аспект исследования, оказалось, что мальчики чаще, чем девочки выбирают стратегию «соперничество», проявляя физическую и вербальную агрессию, девочки же, напротив  склонны избегать, конфликтную ситуацию.

   Самым показательным на наш взгляд был  метод наблюдения за детьми в  условиях детского сада, так как была возможность  пронаблюдать поведение детей в  реально  возникающей конфликтной  ситуации.  Среди поведенческих  реакций в ходе наблюдения мы отметили наличие агрессивных реакций  у детей всех возрастных групп.  Однако,  в средней группе,  конфликтные ситуации возникают  чаще, чем в младшем возрасте.  В реальном поведении дети младшей  группы показали  низкий показатель применения стиля противоборства, хотя в воображаемых конфликтных ситуациях  активно проявляли агрессию. Это  объясняется тем, что   дети среднего возраста ещё не усвоили социальные нормы поведения, поэтому в ответах  проявляют признаки деструктивного поведения, а в реальной жизни  ведут себя  конструктивно и  деструктивно, конфликтные ситуации возникают часто. Эмоциональный фон в группе очень шумный, подвижный. Это можно объяснить составом группы и стилем педагогической деятельности воспитателя. В процессе наблюдения выявились два инициатора конфликтных ситуаций – это Ярослав Н и Семен Б. .Оба мальчика  - это воспитанники средней группы. Интересно заметить, что эти же мальчики являются инициаторами конфликтов в своей группе и чаше всех других воспитанников  разновозрастной группы проявляют и физическую т и вербальную агрессию.

   В процессе анализа исследований метода наблюдения было выявлено, что инициаторами конфликтных ситуаций в разновозрастной  группе детского сада являются дети старшие  по возрасту

   Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

   Следует отметить, что в конфликтных ситуациях  эмоциональная напряжённость и  конфликтность детских отношений  значительно выше, чем среди взрослых, так как дети ещё не умеют контролировать свое поведение, и поэтому довольно часто ориентируются на деструктивный  стиль поведения в конфликтной  ситуации.

     Модель поведения человека в  общении закладывается еще в  дошкольном возрасте и зачастую  взрослый человек склонен реализовать  ту модель поведения, которая  была заложена в дошкольном  возрасте. Опыт первых отношений  со сверстниками  является тем  фундаментом, на котором строится  дальнейшее развитие личности  ребёнка.

   Вовремя  заметить отклонения в поведении  ребенка, чтобы оказать помощь в  преодолении нежелательных последствий  – вот наиважнейшая задача данной курсовой работы.

   Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что зная особенности поведения  детей, разных возрастных групп педагог  может обучать детей конструктивным методам выхода из возникающих конфликтных  ситуаций 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ: 

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.- 376c.
  2. Анцупов А. Я. Шипилов А.И. Конфликтология.— М.: ЮНИТИ, 1999.-324с.
  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! Новосибирск, 1989.- 254c.
  4. В.К.Вилюнас. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.-278с.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. / 2-е изд. дополненное - СПб, Питер, 2008, 480 с.
  6. Давлетчина С.Б. Конфликтология. Уч.пособие по элктронному курсу для студентов заочной формы обучения.- Улан-Удэ:/ Издательство ВСГТУ, 2005.- 174с.
  7. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
  8. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. "Введение в общую теорию конфликтов", Москва, 1993.-423с.
  9. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников//Уч.пособие.- М.:, 2001. 432с.
  10. Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма // Избранные работы. - М.: Ника-Центр, 2006. - 436 с.
  11. К.Изард.Психология эмоций.- СПб, 2002. 256с.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 324с.
  13. Леонов Н.И. Конфликтология: - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 192 с.
  14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник;   Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996.-480с.
  15. Общая психодиагностика/ под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987. 378с.
  16. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - под общ. ред. «Психология. Словарь». Москва - 1990г. - 494с.
  17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - 420 с.
  18.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2., М., 1989. -324с.
  19. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада.- М., 1978- 187с.
  20. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекции/ Е.О.Сирнова, В.М.Холмогорова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 158с.
  21. Смирнова Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ Под ред. Е. О. Смирновой. М. — Воронеж, 2001.-205c.
  22. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 3.
  23. Смирнова Е.О.,Б Бутенко В.А. Отношения между детьми в разновозрастных группах детского сада //Вопросы психологии. 2003. №5
  24. Уткин Э. А. Конфликтология. М.: ЭКСМОС, 2002.- 198с.
  25. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс, 1993. - 480 с.

Информация о работе Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях