Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..
2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62
Рассматриваемый стиль отчасти напоминает стиль уклонения, но эти стили различны. Их отличие состоит в том, что при уклонении ребенок не подстраивается под другого ребенка, ничего не делает для удовлетворения его интересов. Он просто отстраняется и «отталкивает» от себя проблему. Приспосабливаясь к ситуации, он действует со сверстником совместно и при этом подлаживается под него, практически соглашается делать то, что хочет от него другой ребенок, то есть ребенок поступается своими интересами, изменяет под другого свою позицию. Ребенок руководствуется принципом поведения: «Все, что вы хотите — только давайте жить дружно». Стратегия «приспособления», «уступки» в конфликте используется ребенком, если ситуация не особенно для него значима и важнее сохранить хорошие отношения с соперником, чем отстаивать свои собственные интересы.
Действия ребенка, ориентированного на стратегию «приспособления» (уступки, сглаживания) следующие:
• систематическое согласие с требованиями противника, т. е. максимальные уступки (если это тактика);
• демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;
• давление на совесть, нравственные качества;
• потакание противнику, лесть.
В дальнейшем эта стратегия поведения может привести к развитию конформистского стиля поведения в целом, который сопровождается отсутствием собственного мнения в сложных ситуациях, желанием всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений, уходом от острых вопросов, непоследовательности в суждениях.
Стратегия «форсирования» («разрыва отношений») — эта стратегия по мнению Смирновой Е.О., часто используется детьми дошкольного возраста в конфликтной ситуации как ответная реакция на действия соперника, в результате которых у каждого возникает ощущение глубокой обиды и ущемления его собственных интересов. 22; 36]
В конфликтной ситуации ребенок, особенно с признаками агрессии, стремится настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы. Он использует силовое давление, может занимать жесткую позицию непримиримого антагонизма в случае сопротивления с другой стороны, а также использовать такие способы, как: давление на соперника, принуждение, воспринимает конфликтную ситуацию как вопрос победы или поражения. Ребенок стремится перекричать соперника и применить физическое насилие, демонстрируя свою обиду, может дуться, испытывая при этом моральное давление. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить соперника принять свою точку зрения любой ценой, при этом ребенок не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других детей пользуется своим авторитетом и правами лидера, путем принуждения, а порой криками и плачем.
Стратегия (тактика) «сотрудничества» — характеризуется по мнению Смирновой Е.О. высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Она является самой сложной для анализа, так как включает в себя все другие стратегии и отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. В силу своих возрастных особенностей, не воспринимают сверстника, обладающего своим внутренним миром, как равноправного партнера по общению и деятельности.
Дети дошкольного возраста, которые могут выразить свою позицию в конфликте, открыто признать противоречия в своих интересах и интересах соперника, встречаются редко. Тем не менее, ребенок, который ориентирован на сотрудничество, отличается от других своей способностью к рассуждениям, умозаключениям, к мирному урегулированию конфликтной ситуации и имеющихся противоречий. Принцип данной стратегии: «Давай оставим взаимные обиды. Я предпочитаю… А ты?». Ребенок, используя стратегию «сотрудничества» с целью удовлетворения своих интересов и отстаивая собственные интересы, вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Выбирая данную стратегию, ребенок, готов к ведению переговорного процесса, поиску альтернатив и конструктивному разрешению конфликта.
Особенности поведения ребенка в стратегии «сотрудничества»:
• участвует в обсуждении проблемы, при этом открыто и правдиво высказывается по поводу причины возникшего конфликта, не лукавит, не ябедничает, настойчиво доказывает свою правоту в определении предмета конфликта;
• не претендует на власть, но проявляет качества лидера, быстро забывает обиды и восстанавливает дружеские отношения;
• может принимать советы со стороны сверстников и взрослых и действовать в соответствии с ними.
Данный вид взаимодействий требует от детей (не только участвующих в конфликте) определенной поведенческой культуры. Поэтому очень важно учить ребенка приемам сотрудничества с детства (уметь объяснить свои желания, выразить свои претензии, выслушать друг друга, с уважением отнестись к точке зрения другого).[ 22; 40]
1.3.
Особенности взаимодействия
в конфликтных ситуациях воспитанников
разновозрастных групп
детского сада
Смирнова Е.О. и Бутенко В.А. в своей работе « Отношения между детьми в разновозрастной группе детского сада» рассматривают разновозрастную группу детского сада как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети — разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям и пр. Они полагают, что отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.
При анализе детских отношений детей они опирались на представления о единстве межличностных отношений и самосознания, основанных на двух противоположных началах — предметном и личностном [21; 95] Согласно этому подходу, предметное начало отражает отношение к другому как к носителю определенных свойств и качеств (знаний, умений, возможностей, положения в группе и т. д.). Такое отношение порождает оценку и познание качеств другого, их использование и сравнение со своими собственными. Другой человек при этом становится предметом оценки или сравнения с собой, средством самоутверждения или препятствием для выполнения желаний.[23; 67]
Смирнова Е.О. и Бутенко В.А считают, что предметное начало задает границы собственного Я человека, подчеркивает его отличие от других и обособленность.
Личностное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, активности, воли, переживаний; оно выступает как ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально, не имеет подобия, не подлежит сравнению и оценке. Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество, способность порадоваться за него и пр.).
Эти
два начала являются необходимыми и
взаимодополняющими сторонами самосознания,
они также присущи любым
Данный подход использовался в ряде экспериментальных работ Смирновой Е.О., где исследовались межличностные отношения детей. Он лег в основу изучения популярности и непопулярности дошкольников, агрессивности, демонстративности, застенчивости [21; 98]. Результаты этих работ убедительно показывают, что источником всех проблемных форм отношения к сверстнику является дефицит личностного и доминирование предметного начала, когда другой ребенок воспринимается как предмет оценки или сравнения с собой, как противник или конкурент.
Смирнова Е.О. отмечает, что применительно к взаимодействию старшего и младшего ребенка в разновозрастной группе объектные качества младшего (его способности, умения и навыки) будут значительно уступать качествам старшего, по сравнению с соответствующими качествами ровесников. Это обстоятельство открывает два возможных варианта развития отношений детей в зависимости от преобладания того или иного начала. С одной стороны, снижается конкурентная позиция старших дошкольников (поскольку соревнование с младшим, заведомо более слабым, не имеет смысла), что может вызвать проявление сочувствия, усиление поддержки и помощи со стороны старшего. В этом случае начинает доминировать личностная составляющая межличностных отношений.[23;67]
С
другой стороны, присутствие младших
детей создает для старших
очевидные и разнообразные
В результате исследования Смирновой Е.О. и Бутенко В.А были выделены следующие типы отношений между детьми:
• Отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших, и у младших детей это выражалось в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них были взаимоотношения с взрослым при полном равнодушии к другим детям. Правильное выполнение инструкций и заданий воспитателя выступало как способ получения его поощрений. Младшие также стремились заслужить поощрение воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.
• Эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом. Главным мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Другой ребенок воспринимался как препятствие. У старших детей это выражалось в подчеркивании своих преимуществ по отношению к младшим и стремлении управлять ими и поучать их. Младшие при этом игнорировали старших и отстаивали свои интересы. Они вмешивались в действия других, мешали друг другу, нарушали правила.
• Отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей. Такое отношение могло распространяться на личность другого ребенка, и тогда оно становилось оскорблением, унижением. В отличие от случаев эгоцентрического отношения, старший ребенок утверждал свое Я не просто за счет своих преимуществ в игре, но через унижение и обесценивание личности младшего. Младшие при этом либо протестовали (жалобы, слезы, обиды), либо терпели и подчинялись воле старших.[23;70]
• Отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремились вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помогали им, уступали лучшее, помогали в игре, причем все это осуществлялось по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие были заинтересованы общим делом и с готовностью откликались на предложения старших.
• Конкурентное отношение выражалось в том, что другой ребенок выступал как объект для сравнения. При исходно равных возможностях проявлялось стремление подчеркнуть свое превосходство: кто быстрее и лучше нарисует, кто выиграет и т. д. Главным при этом выступало соревновательное начало.[23;71]
По
результатам данных работы Смирновой
Е.О. и Бутенко В.А. было выявилено, что
ситуация совместной жизнедеятельности
детей разного возраста в значительно
большей степени, чем в группе сверстников,
стимулирует становление как личностного,
так и предметного начала в отношении
к другому ребенку. [23;75]
Цель: исследовать (изучить) поведения в конфликтных ситуациях воспитанников разновозрастной группы в условиях разновозрастной группы ДОУ
Задачи исследования: