Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 118.17 Кб (Скачать)

      По мнению Анцупова А.Я. и Шипилова А.И.  в конфликтной ситуации действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону, на ее ответные действия. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и другие.

      Конфликтные действия – это некорректные, враждебные, направленные друг против друга действия и противодействия конфликтантов. Основными видами конфликтных действий являются:

  • создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений противоположной стороны;
  • невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
  • захват или удержание того, что не должно находиться во владении другой стороны;
  • нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации (например, распространение порочащих слухов);
  • унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования);
  • угрозы и другие принуждающие действия;
  • физическое насилие.

    В развитии каждого конфликта по мнению авторов можно фиксировать возникновение конфликтной ситуации, ее исчезновение, возникновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта (если инцидент уже начался). А возможно, и к началу нового конфликта.

         Развитие конфликтной ситуации в конфликт – многоэтапный процесс. Анцупов А. и Шипилов А.И. в динамике конфликта  выделяют следующие периоды и этапы:

  • Предконфликтная ситуация – это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.  Противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.
  • Латентный период (предконфликт), который включает в себя:
    • возникновение объективной проблемной ситуации;
    • осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
    • попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
    • возникновение предконфликтной ситуации.

       Сначала возникает объективная проблемная ситуация, сущность которой состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.) Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.[2;140]

       Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов. Одним из условий такого перехода является осознание объективной проблемной ситуации, т.е. восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа.

      Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

      Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. На данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

       Затем наступает следующий этап - возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

  • Отрытый период часто называют конфликтным взаимодействием или

собственно  конфликтом. Он включает следующие  стадии:

  • инцидент;
  • эскалацию конфликта;
  • сбалансированное противодействие;
  • завершение конфликта.[2;141]
 

       Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил,

попытку с помощью силы решить проблему в  свою пользу.      Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Такой процесс получил название - «эскалация конфликта»

           В фазе эскалация (по лат. scala -Лестница) конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон.

      Эскалация конфликта  - это прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

       На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры

или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушить  разум, логика уступает чувствам. Главная  задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

        Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, выделяют следующие:

  • создание образа врага;
  • демонстрацию силы и угрозу ее применения;
  • применение насилия;
  • тенденцию к расширению и углублению конфликта.

       Кульминация – это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в

каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном  акте) или нескольких

следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости  прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта  на каких-то иных путях.[2;141]

        Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. При превышении этого предела стороны устают от конфликта, им «надоедает» конфликтовать, и возникает желание уладить разногласия. Предчувствие, что «добром это не кончится», настраивает их перейти к поиску путей улаживания конфликта, минуя кульминацию.

       Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимают.

      Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

  • Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

        Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не

исчезли негативные эмоции, имевшие место  в конфликте. Этап характеризуется  переживаниями, осмыслением своей  позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к  партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

        Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.[1;143]

    Один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

       По мнению Л.А.Петровской деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

       Конструктивные функции конфликта, подобно деструктивным функциям, могут проявлять себя на всех этапах эволюции конфликта. Внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования  (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей и т.п.). Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.[13; 87]

      По  мнению Анцупова А.Я. и Шипилов А.И. процесс разрешения любого конфликта  складывается, как минимум, из трех этапов. Первый – подготовительный – это диагностика конфликта. Второй – разработка стратегии  разрешения и технология. Третий – непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта -  реализация комплекса методов и средств.

      По  их мнению,  среди разнообразных  стратегий выхода из конфликтной  ситуации наиболее часто используются четыре:

  • мнимое улаживание – это принуждение к миру без устранения причин, вызвавших конфликт;
  • победа одной из сторон – признание превосходства позиции одной из конфликтующих сторон, её правоты, силы и подчинение ей другой стороны;
  • компромисс – согласие обеих сторон на основе взаимных уступок и терпимости к позиции противника при сохранении несхожести основных позиций, взглядов, мнений, отношений;
  • интеграция – взаимное примирение и согласие, достигнутое за счет перестройки взглядов и отношений, деятельности и поведения удовлетворяющих противоборствующие стороны.[2;142]

        Пути выхода из конфликта рассматривали  Д.Аптер, Р.Дарендорф, Е.Нордлинджер  и др. Несмотря на множество  работ психологов по этому  вопросу, существует некий общий  алгоритм выхода их конфликтной  ситуации:

    • анализ конфликтной ситуации
    • влияние личностных особенностей участников конфликта
    • сбор разнообразной информации о конфликте
    • выбор стратегии управления конфликтной ситуацией
    • собеседование с участниками конфликта
    • конкретные шаги по устранению причин конфликта
    • создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта
    • использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта. [6;40-43]

       Есть конфликты неуправляемые и трудноразрешимые. Это происходит в тех случаях, когда противоречия очень глубоки, накал эмоций слишком велик, стороны сами желают его продолжения и воспринимают конфликт как позиционную борьбу.  

      1.2.Особенности общения и взаимодействия в конфликтной ситуации в дошкольном возрасте

      Дошкольный  возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом  первоначального становления личности ребенка. В это время в общении  ребенка со сверстниками возникают  довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Информация о работе Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях