Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 118.17 Кб (Скачать)

 

     Отмечая показатели таблицы №8  можно говорить о том, что   агрессивное решение конфликтной  ситуации характерно как для  детей младшего, так и для детей  среднего дошкольного возраста; уход от конфликтной ситуации  наиболее встречаем среди ответов   детей младшего дошкольного возраста; продуктивное решение более характерно  для детей среднего дошкольного  возраста (подожду, попрошу чтобы  приняли в игру).

       По результатам, представленным в таблице (Приложение №2) можно сказать, что дети видят и обозначают проблемную ситуацию, называют что произошло, однако при показе 4 картинки у большинства детей вызвало затруднение в определении конфликтной ситуации.

         Наиболее характерные варианты  ответов детей по основным  способам реагирования на конфликтную  ситуацию: уход от ситуации или  жалоба взрослому (убегу, буду  играть без них, пожалуюсь воспитателю). Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться, выгоню). Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать). Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

          Следует отметить, что агрессивное решение конфликтной ситуации в большей степени было проявлено по первой и четвертой картинке – 12 ответов; 3 детей ориентировались на возможность вербального решения проблемы. В остальных ситуациях с картинками дети предпочтительнее выбирали агрессивное решение, ситуацию ухода от проблемы или вербальное решение ( починю, сделаю сам, подожду пока поиграет) не значительно отличались. Также выяснилось, что вновь вызвало затруднение у многих детей вопрос «Что чувствует мальчик (девочка)?».

         Сказанное позволяет сделать вывод о том, что для воспитанников разновозрастной группы детского сада данной выборки  характерно агрессивное поведение в конфликтных ситуациях, причем как у детей младшего возраста, так и у детей среднего возраста. У детей имеются некоторые  представления о поведении в конфликтной ситуации, но они не значительны. Поэтому воспитанники разновозрастной группы детского сада данной выборки предпочитают ориентироваться на деструктивное поведение   в конфликтных ситуациях.  
 

    4. Метод наблюдения в повседневной деятельности

   Наблюдение  проводилось с целью изучить  особенности конфликтного поведения  и умений разрешать конфликтные  ситуации. Наблюдение проводилось методом частотных срезов  по 5 дней за каждым ребенком.

   Обобщив результаты наблюдений за детьми, мы получили данные представленные в таблице (Приложение 3). 
 

    Сводная таблица по результатам  наблюдения

    Таблица №9

Критерии  наблюдений Количество  проявлений ИТОГО:
мл. гр.

(3-4 года)

ср. гр.

(4-5 лет)

1.Инициирует конфликтную ситуацию: 11 9 20
А) с  младшим (старшим) ребенком 2 5 7
Б) со сверстником 9 4 13
2.Вовлекается в конфликтную ситуацию 17 16 33
А) с  младшим (старшим) ребенком 6 6 12
Б) со сверстником 11 10 21
3.Поведение в конфликтной ситуации:  
А) проявляет косвенную физическую агрессию 7 6 13
Б) проявляет прямую физическую агрессию 5 6 11
В) проявляет вербальную агрессию 10 13 23
4. Зона разногласий:  
А)  привлечение к себе внимания сверстников 9 15 24
Б)  привлечение к себе внимания взрослого 7 2 9
В)  игрушка 14 9 23
5. Стиль поведения:  
А) избегание 13 2 15
Б) приспособление - 2 2
В) соперничество 17 20 37
Г) компромисс - 1 1
Д) сотрудничество - 3 3
5. Не включается в конфликт 2 2 4
 

       Анализируя данные таблицы №9 можно отметить, что дети данной возрастной группы часто инициируют конфликтную ситуацию в разновозрастной группе – 20 проявлений в течение 5 дней, причем инициаторами конфликтных ситуаций в большей мере являются младшие дошкольники – 11 проявлений и в основном со сверстниками – 9.  Дети среднего дошкольного возраста инициируют конфликтную ситуацию, как с младшими, так и со сверстниками. Дети предпочитают руководствоваться собственными желаниями, не согласовывая свои действия с действиями сверстников. Не учитывают желания и интересы сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях и не уступают.

    По  результатам протоколов наблюдения и таблицы (Приложение №3) нами  были выявлены явные инициаторы конфликтных  ситуаций – 5 детей, которые ежедневно  конфликтуют с большинством сверстников, что возможно связано с желанием этих детей привлечь к себе внимание. Дети предпочитают руководствоваться собственными желаниями, не согласовывая свои действия с действиями сверстников и младших детей. Не учитывают желания и интересы сверстников и младших детей в совместной деятельности или взаимоотношениях, и не уступают.

    Дети  также легко включаются в конфликтную  ситуацию – 33 проявления в течение 5 дней, причем как дети среднего возраста, так и дети младшего возраста. 20 детей ежедневно включаются в конфликт (Приложение №3). Это 3/4 всей группы. Лишь у 4 детей наблюдались ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками, они охотно общались, не включались в конфликтные действия. Эти дети характеризовались нами, как не конфликтные, спокойные, они старались со всеми поддерживать нормальные отношения, легко шли на контакт.

      Результаты исследования обратили  наше внимание на то, что инициаторы  и те дети, которые включались  в конфликтные ситуации, очень  часто предпочитали разрешать  путём агрессивных действий, прибегая  к вербальной или прямой физической агрессии, но также были и проявления косвенной физической агрессии. Количество таких реакций по группе в целом составляет 23, 11 и 13 соответственно. Причем проявления вербальной агрессии выше у детей средней группы, чем у детей младшей группы. Остальные показатели имеют незначительные отличия. Мы предполагаем, что такое  количество негативных проявлений говорит о неумении детей контролировать свои эмоции, неумение высказывать свои желания и конструктивно высказывать свои претензии к сверстнику; то есть неумении договариваться между собой, неумении выслушать своего собеседника, взаимодействовать с ним в конструктивной форме. Следует добавить, что в ходе наблюдений замечено, что дети не извиняются перед сверстником, если оказываются, не правы по отношению к нему. Это происходит только при вмешательстве и просьбе педагога в группе. Большинство детей отстаивают свои интересы, пренебрегая интересами партнера по общению.

    Наблюдение  показало, что конфликтные ситуации в разновозрастной группе не являлись острыми и длительными, как правило, они быстро разрешались путем вмешательства воспитателя. Как видно из таблицы 5 зоной разногласий для детей среднего дошкольного возраста является борьба за внимание сверстника – 15 проявлений , а для детей младшего дошкольного возраста зоной разногласий является владение определенной игрушкой – 14 проявлений. Стиль поведения при возникновении конфликтной ситуации избирался как детьми среднего так и младшего дошкольного возраста в основном «соперничество» - 37 проявлений, иногда «избегание» – 15 проявлений (13 проявлений детьми младшего возраста), намного реже «сотрудничество», «компромисс» и «приспособление».

    Таким образом, выделенные нами критерии наблюдения позволили выявить особенности  поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в различных видах деятельности, таких как игра, общение, повседневная деятельность и определить те необходимые умения, которые необходимо формировать у дошкольников, для того, чтобы конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей недостаточно сформированы умения конструктивно решать конфликтные ситуации; умение договариваться, аргументировать свой выбор, предлагать альтернативные варианты общего решения; умения договариваться со сверстником и требуют воздействия с целью  их формирования.

    Подводя итоги диагностики конфликтного поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада, мы можем сделать следующие выводы:

    В ходе наблюдений были выявлены явные инициаторы конфликтных ситуаций – 5 детей, которые конфликтуют с большинством сверстников и в результате в ежедневные конфликтные ситуации включается большая часть группы. При возникновении конфликтных ситуаций, дети в основном выбирали агрессивные реакции: физическая и вербальная агрессия, для некоторых детей это являлось своеобразной защитной реакцией от инициаторов, провоцирующих конфликт.

    Результаты  социометрического исследования обратили наше внимание на то, что дети, которые  имели неблагоприятный статус в  среде сверстников, конфликтные  ситуации предпочитают разрешать путём  агрессивных действий.

    Полученные нами результаты беседы, методик « Незаконченные истории» и « Картинки» выявляют деструктивный характер поведения детей среднего и младшего дошкольного возраста в конфликтных ситуациях. 

    Из  всех детей выделился Семен Б., который в ходе наблюдения охарактеризовал себя, как инициатор конфликтов. У детей имеются представления о конфликтном взаимодействии со сверстниками, но они поверхностны. Ответы детей в отношении многих конфликтных ситуаций носят конструктивно ориентированный характер, однако, результаты наблюдения показывают, что чаще они проявляют агрессивные, неконструктивные реакции в решении идентичных ситуаций. Дети не могут конструктивно выразить свои претензии, объяснить свои желания. В случае, если виноват или не прав не извиняются перед сверстником, а делают это только при вмешательстве воспитателя и по его просьбе. В ходе наблюдения в различных видах деятельности, в частности в общении, было замечено, что дети не слушают собеседника, перебивая его.

    Что в свою очередь, говорит о необходимости  целенаправленного  воздействия  на формирование умений разрешать конфликтные  ситуации.

    Таким образом, анализ результатов исследования подтверждает, что воспитанники разновозрастной группы ориентированы на деструктивные стили поведения, младшие чаще обращаются за помощью к воспитателям, а старшие за вниманием к сверстникам, что является характерной особенностью данных возрастов. 
 

Заключение

   Исследование, представленное в курсовой работе, имело цель изучить особенности  поведения воспитанников разновозрастной  группы детского сада  в конфликтных  ситуациях.

      Актуальность данного исследования  состоит в том, что для   дальнейшего развития личности  ребенка  дошкольного возраста, необходимо учитывать особенности  поведения воспитанников разновозрастной  группы детского сада в конфликтных  ситуациях

      В системе дошкольного образования на сегодняшний день все чаще встречается организация разновозрастных групп  Разновозрастные группы имеют явные преимущества, по сравнению с одновозрастными: старшие дети учатся быть внимательнее к младшим, помогать им, младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. Но есть и недостатки разновозрастных групп: старшие обижают малышей, малыши мешают занятиям старших. В процессе межличностных отношений детей разновозрастной группы неизбежно возникают конфликтные ситуации.

     Конфликтные ситуации играют  важную роль в формировании  личности ребенка. В конфликтной  ситуации ребенок приобретает  опыт  поведения в обществе, морально  – эстетические ценности, развивает  свою эмоциональную сферу. Переживания,  возникающие в процессе конфликтной  ситуации развивают чувство эмпатии  ребенка.

Информация о работе Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях