Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..
2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62
Отмечая показатели таблицы №8
можно говорить о том, что
агрессивное решение
По результатам, представленным в таблице (Приложение №2) можно сказать, что дети видят и обозначают проблемную ситуацию, называют что произошло, однако при показе 4 картинки у большинства детей вызвало затруднение в определении конфликтной ситуации.
Наиболее характерные варианты
ответов детей по основным
способам реагирования на
Следует отметить, что агрессивное решение конфликтной ситуации в большей степени было проявлено по первой и четвертой картинке – 12 ответов; 3 детей ориентировались на возможность вербального решения проблемы. В остальных ситуациях с картинками дети предпочтительнее выбирали агрессивное решение, ситуацию ухода от проблемы или вербальное решение ( починю, сделаю сам, подожду пока поиграет) не значительно отличались. Также выяснилось, что вновь вызвало затруднение у многих детей вопрос «Что чувствует мальчик (девочка)?».
Сказанное позволяет сделать вывод о том,
что для воспитанников разновозрастной
группы детского сада данной выборки
характерно агрессивное поведение в конфликтных
ситуациях, причем как у детей младшего
возраста, так и у детей среднего возраста.
У детей имеются некоторые представления
о поведении в конфликтной ситуации, но
они не значительны. Поэтому воспитанники
разновозрастной группы детского сада
данной выборки предпочитают ориентироваться
на деструктивное поведение в конфликтных
ситуациях.
4. Метод наблюдения в повседневной деятельности
Наблюдение проводилось с целью изучить особенности конфликтного поведения и умений разрешать конфликтные ситуации. Наблюдение проводилось методом частотных срезов по 5 дней за каждым ребенком.
Обобщив
результаты наблюдений за детьми, мы получили
данные представленные в таблице (Приложение
3).
Сводная таблица по результатам наблюдения
Таблица №9
Критерии наблюдений | Количество проявлений | ИТОГО: | |
мл.
гр.
(3-4 года) |
ср. гр.
(4-5 лет) | ||
1.Инициирует конфликтную ситуацию: | 11 | 9 | 20 |
А) с младшим (старшим) ребенком | 2 | 5 | 7 |
Б) со сверстником | 9 | 4 | 13 |
2.Вовлекается в конфликтную ситуацию | 17 | 16 | 33 |
А) с младшим (старшим) ребенком | 6 | 6 | 12 |
Б) со сверстником | 11 | 10 | 21 |
3.Поведение в конфликтной ситуации: | |||
А) проявляет косвенную физическую агрессию | 7 | 6 | 13 |
Б) проявляет прямую физическую агрессию | 5 | 6 | 11 |
В) проявляет вербальную агрессию | 10 | 13 | 23 |
4. Зона разногласий: | |||
А) привлечение к себе внимания сверстников | 9 | 15 | 24 |
Б) привлечение к себе внимания взрослого | 7 | 2 | 9 |
В) игрушка | 14 | 9 | 23 |
5. Стиль поведения: | |||
А) избегание | 13 | 2 | 15 |
Б) приспособление | - | 2 | 2 |
В) соперничество | 17 | 20 | 37 |
Г) компромисс | - | 1 | 1 |
Д) сотрудничество | - | 3 | 3 |
5. Не включается в конфликт | 2 | 2 | 4 |
Анализируя данные таблицы №9 можно отметить, что дети данной возрастной группы часто инициируют конфликтную ситуацию в разновозрастной группе – 20 проявлений в течение 5 дней, причем инициаторами конфликтных ситуаций в большей мере являются младшие дошкольники – 11 проявлений и в основном со сверстниками – 9. Дети среднего дошкольного возраста инициируют конфликтную ситуацию, как с младшими, так и со сверстниками. Дети предпочитают руководствоваться собственными желаниями, не согласовывая свои действия с действиями сверстников. Не учитывают желания и интересы сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях и не уступают.
По результатам протоколов наблюдения и таблицы (Приложение №3) нами были выявлены явные инициаторы конфликтных ситуаций – 5 детей, которые ежедневно конфликтуют с большинством сверстников, что возможно связано с желанием этих детей привлечь к себе внимание. Дети предпочитают руководствоваться собственными желаниями, не согласовывая свои действия с действиями сверстников и младших детей. Не учитывают желания и интересы сверстников и младших детей в совместной деятельности или взаимоотношениях, и не уступают.
Дети также легко включаются в конфликтную ситуацию – 33 проявления в течение 5 дней, причем как дети среднего возраста, так и дети младшего возраста. 20 детей ежедневно включаются в конфликт (Приложение №3). Это 3/4 всей группы. Лишь у 4 детей наблюдались ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками, они охотно общались, не включались в конфликтные действия. Эти дети характеризовались нами, как не конфликтные, спокойные, они старались со всеми поддерживать нормальные отношения, легко шли на контакт.
Результаты исследования
Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в разновозрастной группе не являлись острыми и длительными, как правило, они быстро разрешались путем вмешательства воспитателя. Как видно из таблицы 5 зоной разногласий для детей среднего дошкольного возраста является борьба за внимание сверстника – 15 проявлений , а для детей младшего дошкольного возраста зоной разногласий является владение определенной игрушкой – 14 проявлений. Стиль поведения при возникновении конфликтной ситуации избирался как детьми среднего так и младшего дошкольного возраста в основном «соперничество» - 37 проявлений, иногда «избегание» – 15 проявлений (13 проявлений детьми младшего возраста), намного реже «сотрудничество», «компромисс» и «приспособление».
Таким образом, выделенные нами критерии наблюдения позволили выявить особенности поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в различных видах деятельности, таких как игра, общение, повседневная деятельность и определить те необходимые умения, которые необходимо формировать у дошкольников, для того, чтобы конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей недостаточно сформированы умения конструктивно решать конфликтные ситуации; умение договариваться, аргументировать свой выбор, предлагать альтернативные варианты общего решения; умения договариваться со сверстником и требуют воздействия с целью их формирования.
Подводя итоги диагностики конфликтного поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада, мы можем сделать следующие выводы:
В ходе наблюдений были выявлены явные инициаторы конфликтных ситуаций – 5 детей, которые конфликтуют с большинством сверстников и в результате в ежедневные конфликтные ситуации включается большая часть группы. При возникновении конфликтных ситуаций, дети в основном выбирали агрессивные реакции: физическая и вербальная агрессия, для некоторых детей это являлось своеобразной защитной реакцией от инициаторов, провоцирующих конфликт.
Результаты социометрического исследования обратили наше внимание на то, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитают разрешать путём агрессивных действий.
Полученные нами результаты беседы, методик « Незаконченные истории» и « Картинки» выявляют деструктивный характер поведения детей среднего и младшего дошкольного возраста в конфликтных ситуациях.
Из всех детей выделился Семен Б., который в ходе наблюдения охарактеризовал себя, как инициатор конфликтов. У детей имеются представления о конфликтном взаимодействии со сверстниками, но они поверхностны. Ответы детей в отношении многих конфликтных ситуаций носят конструктивно ориентированный характер, однако, результаты наблюдения показывают, что чаще они проявляют агрессивные, неконструктивные реакции в решении идентичных ситуаций. Дети не могут конструктивно выразить свои претензии, объяснить свои желания. В случае, если виноват или не прав не извиняются перед сверстником, а делают это только при вмешательстве воспитателя и по его просьбе. В ходе наблюдения в различных видах деятельности, в частности в общении, было замечено, что дети не слушают собеседника, перебивая его.
Что в свою очередь, говорит о необходимости целенаправленного воздействия на формирование умений разрешать конфликтные ситуации.
Таким
образом, анализ результатов исследования
подтверждает, что воспитанники разновозрастной
группы ориентированы на деструктивные
стили поведения, младшие чаще обращаются
за помощью к воспитателям, а старшие за
вниманием к сверстникам, что является
характерной особенностью данных возрастов.
Заключение
Исследование,
представленное в курсовой работе,
имело цель изучить особенности
поведения воспитанников
Актуальность данного
В системе дошкольного образования на сегодняшний день все чаще встречается организация разновозрастных групп Разновозрастные группы имеют явные преимущества, по сравнению с одновозрастными: старшие дети учатся быть внимательнее к младшим, помогать им, младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. Но есть и недостатки разновозрастных групп: старшие обижают малышей, малыши мешают занятиям старших. В процессе межличностных отношений детей разновозрастной группы неизбежно возникают конфликтные ситуации.
Конфликтные ситуации играют
важную роль в формировании
личности ребенка. В