Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 118.17 Кб (Скачать)

              К неосновным (косвенным) участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта.

       В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновны-

ми участниками  часто оказывается подвижной и относительной, то есть основные и неосновные действующие лица могут меняться местами.

       Среди косвенных участников конфликта  выделяются такие группы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки. Например, это различные объединения, организации, движения, СМИ и т.д.

        Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие

его участники:

       Инициаторы (зачинщики) – те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства.

        Организаторы – группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая

общий план противоборства с оппонентом с целью  разрешения противоречия в  свою пользу.

       Пособники – лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности.

       Посредники (медиаторы) – третья сторона в конфликте и его косвенные

участники. Роль посредника – это роль авторитетного  помощника, призываемого субъектами конфликта  для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные  лица, так и организации и государства. [3; 115)]

       По мнению Л.А.Петровской, внешним  контекстом, в котором возникает  и развивается конфликт, выступает социально-психологическая среда, представленная различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д. [13;78]

        С точки зрения уровней социальной системы Леонов Н.И.  различает микро- и макросреду конфликта.

        Микросреда конфликта – это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды – это малая социальная группа.

        Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на

развитие  конфликтов между большими социальными группами и государствами. Но опосредованно макросреда влияет на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

         По природе составляющих ее компонентов  Бородкин Ф.М.выделяет три вида среды конфликта: физическую, общественно-психологическую и социальную.

       Все они проявляются как на микро-, так и макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. [3;120]

1.1. .Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации 

       По мнению Анцупова А.Я. и  Шипилова А. И. основу конфликта образует конфликтная ситуация

      Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. [16;с. 87]

        Конфликтная ситуация может сложиться  объективно помимо воли и желания  потенциальных противоборствующих  сторон, а может быть вызвана  или создана одной стороной  или обеими. Каждая ситуация имеет  объективное содержание (оно определяется  происходящими в действительности  событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую  интерпретацию этим событиям  дает каждая сторона), в соответствии  с которым субъект начинает  действовать в конфликте.[3;112]

      Важными психологическими составляющими конфликтной  ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной  ситуации, т. е. те информационные модели (образы) конфликта, которые имеются  у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

      Активность  и направленность действий оппонентов в конфликте зависит от  мотивов, целей, интересов, потребностей отдельных лиц, социальных групп, государств или их сообществ.

      Под образом (информационной моделью) конфликтной  ситуации Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. понимают субъективную картину данной ситуации, складывающуюся в психике каждого участника. Она включает в себя представление оппонентов о самих себе (целях, мотивах, ценностях, возможностях и т. д.); о противостоящей стороне (ее целях, мотивах и т. д.); каждого участника о том, как другой воспринимает его. Именно такие идеальные картины конфликта, по мнению авторов, а не сама реальность определяют поведение сторон.

      Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Обычно конфликтная ситуация характеризуется  значительной степенью искаженности.

      Искажение восприятия мотивов поведения в  конфликте происходит по следующему сценарию:

    • Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации.
    • Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т. д.).

        По такому же сценарию происходит искажение восприятия действий, высказываний, поступков (даже непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные) и личностных качеств.

       Искажение обобщающего образа оппонента в ходе восприятия конфликтной ситуации по мнению авторов приводит к формированию «образа врага».

      По  мнению С.Л.Рубинштейна конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния.

      Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процессам и результатам  его деятельности. К эмоциональным  процессам относятся настроения, чувства, аффекты, страсти и т.д. Они  включены во все психические процессы и состояния. [17;141]

      Любые конфликты бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека.

      К. Изард, определил базовые положительные и отрицательные эмоции. Из положительных К. Изард  называет интерес, радость и удивление. Остальные эмоции по его мнению, проявляются в негативных переживаниях:

страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.  К.Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха. [ 10;93]

       Наиболее часто переживаемые человеком  состояния закрепляются в виде его личностных черт. С.Л. Рубинштейн для фиксации таких «эмоциональных постоянных» использует понятие эмоциональности личности - «описательную переменную, фиксирующую интегральную диспозиционную стратегию поведения человека».[18;28] Психическая регуляция совершается на трех уровнях, на которых, собственно, и определена черта: на уровне конституционально обусловленных диспозиций (как правило, это свойства темперамента или нервной системы), на уровне социально обусловленных диспозиций (характер), на уровне самосознания (смыслообразование, категоризация идей). Согласно уровням выделяются классы черт личности: конституциональные, индивидные, личностные. Это означает, что в каждой личностной черте ведущим является тот или иной уровень, не заменяя и не нейтрализуя действия других уровней. [18;167]

      По  мнению В.К. Вилюнас, личность человека в конфликте настраивается на экстремальный лад. Это выражается в изменениях важнейших личностных образований типа самооценки. Самооценка, являясь ядерным образованием личности, регулирует деятельность и общение человека, поэтому при изменениях в самооценке, деятельность либо улучшается по ряду показателей, либо может полностью дезорганизоваться.

       Вся личность человека, его мотивационные, познавательные процессы, воля начинают функционировать в режиме конфликта. [3;74]

      Бородкин  Ф.М.  и Коряк Н.М. выделяют пять основных типов конфликтных личностей:

Конфликтная личность — демонстративный тип:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;
  • часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность — ригидный тип:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам; [3;143с]
 

Конфликтная личность — неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;

Конфликтная личность — сверхточный тип:

  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;

Конфликтная личность — бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • непоследователен в поведении;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли; [3;145с]

      Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактики. Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют:

  • концентрацию сил;
  • координацию сил;
  • нанесение удара по наиболее уязвимому пункту;
  • экономию сил и времени и др.

        В конфликте индивид избирает  одну из моделей поведения. К. Томасом и Р. Киллменом была разработана и получила широкое применение двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, в основе которой лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. К. Томасом и Р. Киллменом выделяют пять моделей поведения:

    • соперничество (конкуренция)
    • приспособление (уступка)
    • компромисс
    • избегание (бездействие)
    • сотрудничество

Информация о работе Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях