Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа
Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..
2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62
1. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в домик? Положи фотографии этих ребят в красный домик.
2. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы поселил в черный домик? Положи фотографии этих ребят в черный домик.
Ответы детей фиксировались в протоколах.
Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики « Два домика». Они представлены в Приложении 1. По результатам, представленным в таблицах, можно сказать следующее:
Положительные выборы:
«Звезда» - 2 чел. – 6 – 9 положительных выборов: Настя В., Лиза Ж (оба ребенка среднего дошкольного возраста)
«Предпочитаемые» - 12 чел – от +1 до +3 (без отрицательных) выборов: Эрадж С., Олеся П., Никита Б., Саша Л., Милана З., Савелий Т., Диана А., Родион Т., Ксюша У., Ваня Т., Данилл Т., Настя М (5 детей среднего и 7 детей младшего дошкольного возраста).
«Принятые» 5 чел – от -2 до+2 выбора: Сережа А., Марк Ц., Настя Ш., Данил Ф.., Арина В (3 ребенка среднего и 2 младшего дошкольного возраста).
«Не принятые» 2 чел – от 1 и более отрицательных выбора: Семен Б., Яросла Н. (2 ребенка среднего дошкольного возраста).
«Изолированные» 2 чел – 0 выборов: Паша М., Игорь П. (1 ребенок среднего и 1 ребенок младшего дошкольного возраста)
В статусе «изолированного» оказались два ребенка, поскольку редко посещают детский сад по причине частой заболеваемости.
Отрицательные выборы:
Наибольшее число получили 2 чел:- 8 - 9 выборов –Семен Б ( 4 года 7 месяцев)и Данилл Ф (3 года 5 месяцев). Причем, следует отметить, что эти дети не считаются предпочитаемыми партнерами по общению. Большинство детей попадает в средний статусный слой (75% детей). Для детей, находящихся в неблагоприятном положении, в большей степени характерна тенденция к подчинению.
Дети, занимающие высокое статусно – ролевое положение в группе сверстников, как правило, занимают лидирующие позиции в совместной деятельности сверстников, а среднестатусные дошкольники либо объединяются между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым объединениям во главе с высокостатусными детьми.
Подавляющее
число выборов и старших и младших
дошкольников отдано своим сверстникам.
2. Методика «Незаконченные истории»
Методика
проводилась с целью изучить предрасположенность
детей к поведению в конфликтных ситуациях.
Ребенку предлагался ряд предложений,
которые необходимо было завершить. Результаты
проведения методики «Незаконченные истории»
представлены в сводной таблице 2 и таблицах
3,4,5, а также в таблице (Приложении №2).
Сводная таблица по методике «Незаконченные истории»
Таблица №2
Ориентация на стили поведения по ответам детей | Количество ответов | ||
Младший возраст | Средний возраст | ИТОГО: | |
1,2,3,4 Истории | |||
Избегание (пожалуется воспитателю, игнорирует ответы, игнорирует ответы других, Ждет помощи взрослого) | 15 | 6 | 21 |
Приспособление (уступит, обидится, согласится) | 4 | 2 | 6 |
Соперничество (ударит, толкнет, отберет, не будет играть) | 11 | 24 | 35 |
Сотрудничество (возьмет другую игрушку, буду дружить, играть) | 12 | 12 | 24 |
Проанализировав таблицу №2
можно сказать, что при
Обобщая данные по этой
Таблица №3
Категории ответов детей |
Количество ответов | ||
Младший возраст | Средний возраст | ИТОГО: | |
1.История | |||
-пожалуется воспитателю | 4 | 1 | 5 |
-уступит, обидится | - | 1 | 1 |
-ударит, толкнет, отберет | 3 | 3 | 6 |
-скажет сначала я, потом ты, спросит разрешения | 3 | 6 | 9 |
-возьмет другую игрушку | 2 | 1 | 3 |
Проанализировав таблицу №3 можно сказать следующее: решая предложенную конфликтную ситуацию: Ваня принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Семен, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня… Что сделает Ваня? Почему? Дети ориентируются в большей степени на конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации - 9 ответов (надо договориться, спросить разрешения); агрессивной направленности – 6 ответов (стали бы драться, отобрал бы, не пустили бы); уступка, уход – 4 ответов. При этом ответов ориентированных на конструктивное поведение преобладает у детей среднего возраста – 6 в отличие от детей младшего возраста – 3. Таблица №4 | |||
Категории ответов детей |
Количество ответов | ||
Младший возраст | Средний возраст | ИТОГО: | |
2. История | |||
-с тобой дружу; буду играть | 7 | 2 | 9 |
-не будем играть | 2 | 4 | 6 |
- найди другую игру и играй сам | 1 | 4 | 5 |
-затрудняются ответить | 2 | 2 | 4 |
Во второй истории: Марк и Паша строили гараж. К ним подошел маленький мальчик Савелий и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответил Марк. А Паша сказал… Что сказал Паша? Почему? Были следующие варианты ответов: 4 ответов – затруднились ответить; 9 ответов – конструктивного характера (с тобой дружу, буду играть). При этом 7 ответов конструктивного характера принадлежат детям младшего дошкольного возраста, а 2 ответа детям среднего дошкольного возраста. Таблица№5 | |||
Категории ответов детей |
Количество ответов | ||
Младший возраст | Средний возраст | ИТОГО: | |
3. История | |||
-все стоят, и ты стой, а то получишь | 3 | 7 | 10 |
-пусть моет, разрешают | 2 | 3 | 5 |
-игнорируют ответы других | 4 | 1 | 5 |
- сейчас мы помоем, а потом ты | 1 | 2 | 3 |
Следует отметить результаты третьей истории: В уборной после прогулки дети Ярослав и Олеся моют руки. К ним подошла маленькая девочка и попросила: «Дайте мне вымыть руки, они у меня очень грязные». «Стой и жди своей очереди»,- сказал Ярослав. А Олеся… Что сказала Олеся? Почему? В третьей истории дети высказали 10 ответов деструктивного характера поведения в конфликтной ситуации (не пустили, выгнали бы); 5 ответов – уход; и 8 ответов – конструктивного характера поведения (пускай моет). Причем дети среднего дошкольного возраста предпочитают ориентироваться на деструктивное поведение в данной конфликтной ситуации – 7 ответов. Интересен тот факт, что агрессивный характер выхода из разных конфликтных ситуаций, как правило, предлагается в основном одними и теми же детьми. Таблица №6 | |||
Категории ответов детей |
Количество ответов | ||
Младший возраст | Средний возраст | ИТОГО: | |
4. История | |||
-иди отсюда | 2 | 6 | 8 |
-предлагает решение | 1 | 2 | 3 |
-ждет помощи от взрослого | 5 | 3 | 8 |
- пропустит, согласится | 4 | 1 | 5 |
Отметим
результаты 4 истории: Ребята
строятся друг за другом, чтобы
идти на физкультурное занятие
в зал. Семен младше, но хочет
встать впереди Марка,
В четвертой истории ответы
носили как конструктивный
Обобщая данные по решению всех четырех ситуаций, мы не можем с уверенностью говорить, о четкой ориентированности поведения детей данной выборки на тот или иной стиль поведения в конфликтной ситуации, так как методика является проективной методикой и требует подкрепления. Как у младших, так и у средних дошкольников поведение в конфликтных ситуациях носит ситуативный характер. При этом можно предположить, что деструктивное поведение в конфликтной ситуации более характерно для детей среднего дошкольного возраста.
3. Методика « Картинки»
Методика проводилась с целью выявления предрасположенности поведения воспитанников разновозрастной группы в конфликтных ситуациях. Детям предлагалось найти выход из понятной и знакомой им конфликтной ситуации. Предлагалось четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду. В процессе проведения методики ребенку предлагалось ответить на ряд вопросов.
Ответы детей фиксировались в таблице (приложение № 2). Нами была проведена количественная и качественная обработка результатов проведенного исследования, которая представлена в таблице (Приложение №2) и сводных таблицах №7 и №8
Сводная таблица по результатам методики « Картинки»
Критерии ответов | Количество ответов | Итого | |||
1.картинка | 2 картинка | 3 картинка | 4 картинка | ||
1.Уход от ситуации; жалоба | 7 | 2 | 7 | 7 | 23 |
2. Агрессивное решение | 12 | 9 | 9 | 12 | 42 |
3.Вербальное решение | 3 | 7 | 5 | 3 | 18 |
4.Продуктивное решение | 2 | 6 | 3 | 2 | 13 |
Анализируя данные таблицы №7 можно отметить, что наиболее предпочитаемым решением конфликтной ситуации для детей данной выборки является – агрессивное решение, которое проявляется в ответах детей: побью, дам по голове палкой и т.д. – 42 ответа. Менее предпочитаемым является уход от ситуации – 23 ответа, который обозначился в ответах детей: убегу, заплачу, пожалуюсь маме. Показатели вербального и продуктивного решения оказались незначительными.
Обобщая результаты, представленные
в таблице №7 можно говорить,
что по данным этой методики
характерным поведением
Сводная таблица по результатам методики « Картинки»
Таблица № 8
Критерии ответов | Количество ответов | |||||||
1.картинка | 2 картинка | 3 картинка | 4 картинка | |||||
мл | ср | мл | ср | мл | ср | мл | ср | |
1.Уход от ситуации; жалоба | 4 | 3 | 2 | - | 4 | 3 | 4 | 3 |
2. Агрессивное решение | 6 | 6 | 4 | 4 | 5 | 4 | 6 | 6 |
3.Вербальное решение | 2 | 1 | 2 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 |
4.Продуктивное решение | - | 2 | 3 | 3 | - | 3 | - | 2 |