Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Конфликтные ситуации свойственны не только взрослому человеку, но и ребенку. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации среди сверстников возникают повседневно и повсеместно, и нередко они сопровождаются негативными эмоциями и агрессивным поведением. Однако, становясь участником конфликтных ситуаций, ребенок приобретает опыт взаимодействия в конфликте, на основе которого строит межличностные отношения с окружающими. Поэтому закладывать основы поведения в конфликтной ситуации нужно начинать в детском возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Проблема изучения поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях ………………………………5-10
1.1.Конфликтная ситуация: понятие, структура, особенности взаимодействия в конфликтной ситуации………………………………22-32
1.2.Особенности общения дошкольников в разновозрастной группе………………………………………………………………………32-55
1.3.Особенности взаимодействия воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ………………………..

2.Исследование поведения воспитанников разновозрастных групп детского сада в конфликтных ситуациях ……………………………………………362. Организация и методы исследования………………………………..36-42 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….55-60
Заключение…………………………………………………………………61-62
Библиография ……………………………………………………………..61 - 62

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 118.17 Кб (Скачать)

     1. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в домик? Положи фотографии этих ребят в красный домик.

     2. Подумай,  кого из ребят своей группы ты бы поселил  в черный домик? Положи фотографии этих ребят в черный домик.

     Ответы  детей фиксировались в протоколах.

       Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики « Два домика». Они представлены в Приложении 1. По результатам, представленным в таблицах, можно сказать следующее:

     Положительные выборы:

    «Звезда» - 2 чел. – 6 – 9 положительных выборов: Настя В., Лиза Ж (оба ребенка среднего дошкольного возраста)

    «Предпочитаемые» - 12 чел – от +1 до +3 (без отрицательных) выборов: Эрадж С., Олеся П., Никита Б., Саша Л., Милана З., Савелий Т., Диана А., Родион Т., Ксюша У., Ваня Т., Данилл Т., Настя М (5 детей среднего и 7 детей младшего дошкольного возраста).

    «Принятые» 5 чел – от -2 до+2 выбора: Сережа А., Марк Ц., Настя Ш., Данил Ф.., Арина В (3 ребенка среднего и 2 младшего дошкольного возраста).

    «Не принятые» 2 чел – от 1 и более  отрицательных выбора: Семен Б., Яросла Н. (2 ребенка среднего дошкольного возраста).

    «Изолированные» 2 чел – 0 выборов: Паша М., Игорь П. (1 ребенок среднего и 1 ребенок младшего дошкольного возраста)

    В статусе «изолированного» оказались  два ребенка, поскольку редко  посещают детский сад по причине  частой заболеваемости.

    Отрицательные выборы:

    Наибольшее  число получили 2 чел:- 8 - 9 выборов  –Семен Б ( 4 года 7 месяцев)и Данилл Ф (3 года 5 месяцев). Причем, следует отметить, что эти дети не считаются предпочитаемыми партнерами по общению. Большинство детей попадает в средний статусный слой (75% детей). Для детей, находящихся в неблагоприятном положении, в большей степени характерна тенденция к подчинению.

    Дети, занимающие высокое статусно – ролевое  положение в группе сверстников, как правило, занимают лидирующие позиции  в совместной деятельности сверстников, а среднестатусные дошкольники  либо объединяются между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым  объединениям во главе с  высокостатусными детьми.

    Подавляющее число выборов и старших и младших  дошкольников отдано своим сверстникам. 
 
 

2. Методика «Незаконченные истории»

    Методика  проводилась с целью изучить предрасположенность детей к поведению в конфликтных ситуациях. Ребенку предлагался ряд предложений, которые необходимо было завершить. Результаты проведения методики «Незаконченные истории» представлены в сводной таблице 2 и таблицах 3,4,5, а также в  таблице (Приложении №2). 

Сводная таблица по методике «Незаконченные истории»

Таблица №2

Ориентация  на стили поведения по ответам  детей  Количество  ответов
Младший возраст Средний возраст ИТОГО:
1,2,3,4  Истории      
Избегание (пожалуется воспитателю, игнорирует ответы, игнорирует ответы других, Ждет помощи взрослого) 15 6 21
Приспособление  (уступит, обидится, согласится) 4 2 6
Соперничество (ударит, толкнет, отберет, не будет играть) 11 24 35
Сотрудничество  (возьмет другую игрушку, буду дружить, играть) 12 12 24
 

      Проанализировав  таблицу №2  можно сказать, что при решении  всех четырех предложенных конфликтных  ситуаций,  дети младшего дошкольного  возраста в своих ответах больше  ориентировались на стиль поведения  «избегание» - 15 ответов,  в отличие  от детей среднего возраста  – 6; дети же средней дошкольного  возраста ориентировались в своих  ответах на стиль поведения  «соперничество» - 24 ответа, в отличие  от детей младшего возраста  – 11. Ответы дошкольников, которые  были ориентированы на стили «приспособление» и «сотрудничество»  как младшего так и среднего возраста не представляли интереса.

      

     Обобщая данные по этой таблице  можно отметить, что дети младшего  дошкольного возраста при решении  конфликтных ситуаций больше  ориентируются на стиль «избегание»,  а дети  среднего возраста в  своих ответах более ориентированы  на стиль поведения «соперничество». 
 

Таблица №3

 
Категории ответов детей
Количество  ответов
Младший возраст Средний возраст  ИТОГО:
1.История      
-пожалуется  воспитателю 4 1 5
-уступит,  обидится - 1 1
-ударит, толкнет, отберет 3 3 6
-скажет  сначала я, потом ты, спросит  разрешения 3 6 9
-возьмет  другую игрушку 2 1 3
 
     Проанализировав таблицу  №3 можно сказать следующее: решая предложенную конфликтную ситуацию:

    Ваня  принес в детский сад новую  игрушку — самосвал. Всем детям  хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Семен, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда  Ваня… Что сделает Ваня? Почему?

     Дети  ориентируются  в большей степени  на конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации - 9 ответов (надо договориться, спросить разрешения); агрессивной направленности – 6 ответов (стали бы драться, отобрал бы, не пустили бы); уступка, уход – 4 ответов. При этом ответов ориентированных на  конструктивное поведение преобладает у детей среднего возраста – 6 в отличие   от детей младшего возраста – 3.

Таблица №4

 
Категории ответов детей
Количество  ответов
Младший возраст Средний возраст ИТОГО:
2. История      
-с  тобой дружу; буду играть 7 2 9
-не  будем играть 2 4 6
- найди  другую игру и играй сам 1 4 5
-затрудняются  ответить 2 2 4
 
    Во второй истории: Марк и Паша строили гараж. К ним подошел маленький мальчик Савелий  и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответил Марк. А Паша сказал… Что сказал Паша? Почему?

       Были следующие варианты ответов: 4 ответов – затруднились ответить;

9 ответов – конструктивного характера (с тобой дружу, буду играть). При этом 7 ответов  конструктивного характера принадлежат детям младшего дошкольного возраста, а 2 ответа детям среднего дошкольного возраста.

Таблица№5

 
Категории ответов детей
Количество  ответов
Младший возраст Средний возраст ИТОГО:
3. История      
-все  стоят, и ты стой, а то получишь 3 7 10
-пусть  моет, разрешают 2 3 5
-игнорируют  ответы других 4 1 5
- сейчас  мы помоем, а потом ты 1 2 3
 
        Следует отметить результаты третьей истории: В уборной после прогулки дети Ярослав и Олеся моют руки. К ним подошла маленькая девочка и попросила: «Дайте мне вымыть руки, они у меня очень грязные». «Стой и жди своей очереди»,- сказал Ярослав. А Олеся… Что сказала Олеся? Почему?

       В третьей истории дети высказали 10 ответов деструктивного характера поведения в конфликтной ситуации (не пустили, выгнали бы); 5 ответов – уход; и 8 ответов – конструктивного характера поведения (пускай моет). Причем дети среднего дошкольного возраста предпочитают ориентироваться на  деструктивное поведение в данной конфликтной ситуации – 7 ответов. Интересен тот факт, что агрессивный характер выхода из разных конфликтных ситуаций, как правило, предлагается в основном одними и теми же детьми.

Таблица №6

 
Категории ответов детей
Количество  ответов
Младший возраст Средний возраст ИТОГО:
4. История      
-иди  отсюда 2 6 8
-предлагает  решение 1 2 3
-ждет  помощи от взрослого 5 3 8
- пропустит,  согласится 4 1 5

    

 Отметим  результаты  4 истории: Ребята  строятся друг за другом, чтобы  идти на физкультурное занятие  в зал. Семен  младше, но хочет  встать впереди Марка, расталкивает  всех, пролезает вперед: «Пустите  меня, я хочу быть первым!».  Что сделал и  сказал Марк? Почему?

    В четвертой истории  ответы  носили как конструктивный характер  – 8 ответов, так и деструктивный  характер поведения в конфликтной  ситуации – 8 ответов. Причем  деструктивный характер в большей  степени носили ответы детей  среднего дошкольного возраста  – 6, а ответы детей младшего  дошкольного возраста носили  преимущественно конструктивный  характер поведения в конфликтной  ситуации.

    Обобщая данные по решению всех четырех ситуаций, мы не можем с уверенностью говорить, о четкой ориентированности поведения детей данной выборки на тот или иной стиль поведения в конфликтной ситуации, так как методика является проективной методикой и требует подкрепления. Как у младших, так и у средних дошкольников  поведение в конфликтных ситуациях носит ситуативный характер. При этом можно предположить, что деструктивное поведение в конфликтной ситуации более характерно для детей  среднего дошкольного возраста.

3. Методика « Картинки»

      Методика  проводилась с целью выявления  предрасположенности поведения воспитанников разновозрастной группы в  конфликтных ситуациях.  Детям предлагалось найти выход из понятной и знакомой им  конфликтной ситуации. Предлагалось четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду. В процессе проведения методики ребенку предлагалось ответить на ряд вопросов.

     Ответы  детей фиксировались в таблице (приложение № 2). Нами была проведена количественная и качественная обработка результатов проведенного исследования, которая представлена в таблице (Приложение №2) и сводных таблицах №7 и №8

Сводная таблица по результатам  методики « Картинки»

                                                                                                     Таблица №7

Критерии  ответов Количество  ответов Итого
1.картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка
1.Уход  от ситуации; жалоба 7 2 7 7 23
2. Агрессивное решение 12 9 9 12 42
3.Вербальное  решение 3 7 5 3 18
4.Продуктивное решение 2 6 3 2 13
 

       Анализируя данные таблицы №7 можно отметить, что наиболее предпочитаемым решением конфликтной ситуации для детей данной выборки является – агрессивное решение, которое проявляется в ответах детей: побью, дам по голове палкой и т.д. – 42 ответа. Менее предпочитаемым является уход от ситуации – 23 ответа, который обозначился  в ответах детей: убегу, заплачу, пожалуюсь маме. Показатели вербального и продуктивного решения оказались незначительными.

     Обобщая результаты, представленные  в таблице №7 можно говорить, что по данным этой методики  характерным поведением воспитанников  разновозрастной группы детского  сада является ориентация на  стиль поведения «соперничество».

        

Сводная таблица по результатам  методики « Картинки»

Таблица № 8

Критерии  ответов Количество  ответов
1.картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка
мл ср мл ср мл ср мл ср
1.Уход  от ситуации; жалоба 4 3 2 - 4 3 4 3
2. Агрессивное решение 6 6 4 4 5 4 6 6
3.Вербальное  решение 2 1 2 5 3 2 2 1
4.Продуктивное решение - 2 3 3 - 3 - 2

Информация о работе Изучение поведения воспитанников разновозрастной группы детского сада в конфликтных ситуациях