Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 18:45, курсовая работа
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности. В этот возрастной период закладываются основные его черты. На основании того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте будет его фундаментом в последующее развитие человека.
В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции. Изучением эмоций занимались отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
У детей с задержкой психического развития, в дальнейшем (ЗПР) наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы, восприятия эмоций других людей, это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности. В связи с этим большое значение имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.
Проблема восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития в специальной психологии……………………………………..….7
1.1 Понятие эмоции в современной психологии…………………….…..7
1.2 Восприятие эмоций в дошкольном возрасте………………………..11
1.3 Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития..17
Глава 2. Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР…………………………………………………...……27
2.1 Организация и методы исследования ..............…………...…………27
2.2 Анализ результатов исследования восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Рекомендации…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы
Когда экспериментатор спрашивал у этих детей: "Почему ты так считаешь?", они не могли назвать признаков данного настроения. 3 детей отказались выполнять это задание, ответив: "Я не могу". При определении эмоции удивления дети испытали трудности.
Дети не смогли распознать
эмоциональное состояние « удив
Следовательно, можно сказать, что дети не умеют воспринимать эмоциональные состояния по графическим изображениям, не знают их характерных признаков.
Следующую методику мы выбрали : «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова)
Общие данные по проведенной методике.
Имя |
Рома В. |
Оля А. |
Катя С. |
Артем Р. |
Алина Г. |
Оксана Ф. |
Егор Ж. |
Антон С. |
Сережа Ш. |
Катя П. |
Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой |
0.5 балл |
0 балл |
0.5 балл |
0 балл |
0 балл |
0 балл |
0.5 Балл |
0 Балл |
0 балл |
0.5 Балл |
Итого: |
С/у |
н/у |
с/у |
н/у |
н/у |
н/у |
с/у |
н/у |
н/у |
с/у |
Анализ:
Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой в
· У 4 детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, они смогли правильно определить и соотнести 4 - 6 эмоциональных состояний.
· 6 детей показали низкий уровень развития эмоциональной сферы, они смоги определить и соотнести до 3 эмоциональных проявлений.
Вывод :
Проведенное исследование показало, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности эмоциональной сферы. Дети часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Дети только с помощью педагога смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическим.
Методика: Н. Л. Белопольской «Азбука настроений».
имя |
Смог назвать картинку |
Смог подобрать картинку |
Рома В. |
Не назвал |
Смог |
Оля А. |
Не назвал |
1\2 |
Катя С. |
1\2 часть |
1\2 |
Артем Р. |
Не назвал |
1\2 |
Алина Г. |
Не назвал |
1\2 |
Оксана Ф. |
Не назвал |
Не смог |
Егор Ж. |
1\2 часть |
1\2 |
Антон С. |
Не назвал |
1\2 |
Сережа Ш. |
Не назвал |
1\2 |
Катя П. |
Не назвал |
1\2 |
Анализ: по методике Н. Л. Белопольской « Азбука настроений»: Большинство детей не могут воспринимать сложные эмоции, но по группам распределяют правильно, а также они затрудняются назвать эмоцию, следовательно необходимо проводить коррекционные занятия, по восприятию эмоций.
Методика: « изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».
Анализ:
Проведенное исследование показало, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности эмоциональной сферы. Дети с ЗПР могут воспринимать «простые» эмоции, «сложные» для них не доступны, они часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд, так же детям было трудно объяснить «как он догадался», «как они это делают ( дети на картинке)», для детей данной категории наиболее проще воспринимать эмоциональные состояния детей. Эмоции взрослых для них сложны.
Методика: «Изучение детьми своего эмоционального состояния.».
Вывод: по данной методике получилось:
Имя |
Рис. Радость |
Рис. грусть |
Рис. удивление |
Рис. Гнев |
Рома В. |
+ |
+ |
- |
+ |
Оля А. |
+ |
+ |
- |
+ |
Катя С. |
- |
( не рисовала) |
+ |
- |
Артем Р. |
+ |
+ |
- |
- |
Алина Г. |
+ |
+ |
- |
- |
Оксана Ф. |
+ |
+ |
- |
- |
Егор Ж. |
+ |
+ |
+ |
- |
Антон С. |
+ |
+ |
- |
- |
Сережа Ш. |
+ |
+ |
- |
( отказался) |
Катя П. |
+ |
+ |
- |
( отказалась) |
9 детей 9 детей 2 детей 2 детей
Анализ полученных результатов: проведя данную методику выяснилось, что дети понимают и могут изобразить эмоцию радости 9 человек , грусть 9 человек, удивление 2 ребенка , гнев 2 ребенка, поэтому можно сделать вывод, что детям с ЗПР доступны простые эмоции такие как : радость и грусть, необходимо отметить, что из всех детей, только один изобразил сюжет, остальные дети это не выполнили. Большинство детей схематично рисовали рисунки изображая, только одну голову без туловища, дети не точно разграничивают эмоциональные состояния, практически не вербализуют эмоции.
Полученные данные говорят о том, что практически все дети с ЗПР имеют трудности в процессе идентификации, выражении, вербальном обозначении эмоций и нуждаются в целенаправленной и планомерной психолого-педагогической коррекции.
Исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР испытывают существенные трудности при классификации эмоциональных состояний, допускают ряд ошибок, выполняют действия неуверенно, что свидетельствует о недостаточной способности ориентироваться в экспрессивных признаках эмоциональных состояний. Проявляются трудности в выделении тонких мимических признаков, опора на общее выражение лица, реже изменение рта, в единичных случаях глаз, бровей. Трудности проявляются при демонстрации эмоций с помощью мимики и пантомимики, отмечается большое количество ошибок при использовании указанных средств выразительности, что может указывать на недостаточную сформированность эталонов эмоции и представлений о их внешних проявлениях. Многие дети затрудняются в определении причин эмоциональных состояний; так же наблюдается бедность словаря эмоций. Таким образом, для детей с ЗПР характерны трудности в процессе идентификации эмоций, их вербальном обозначении и выражении с помощью экспрессивных средств. Недостаточная дифференцированность восприятия эмоциональных состояний может приводить к трудностям во взаимоотношениях детей с окружающими.
По данным методикам проводилось исследование ( эксперементальной группы 2 ) дети с нормальным уровнем развития.
Методика Н. Л. Белопольской «Азбука настроений».
Анализ: по методике Н. Л. Белопольской « Азбука настроений»:
Имя |
Смог назвать картинку |
Смог подобрать картинку |
Алиса С. |
Назвал |
Подобрал |
Глеб Т. |
Назвал |
Подобрал |
Ева Т. |
Назвал |
1\2 часть |
Полина Л. |
Назвал |
1\2 часть |
Костя Н. |
1\2 часть |
Подобрал |
Тима П. |
Назвал |
Подобрал |
Слава Б. |
1\2 часть |
1\2 часть |
Елисей Б. |
1\2 часть |
1\2 часть |
Вероника П. |
1\2 часть |
Подобрал |
Даша Ц. |
Назвал |
Подобрал |
4 детей не могут воспринимать сложные эмоции, 6 детей назвали картинку, по группам картинки с эмоциями распределяют правильно.
Могут воспринимать и понимать эмоциональное состояние других людей. Результаты представлены в приложении № 7
Протоколы к методике «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (пиктограммы)
Имя ребёнка |
Радость |
грусть |
Гнев |
Страх |
Удивление |
Алиса С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Глеб Т. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
Ева Т. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Полина Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Костя Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Тима П. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Слава Б. |
+ |
+ |
+ |
- |
_ |
Елисей Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вероника П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Даша Ц. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Информация о работе Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР