Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 18:45, курсовая работа
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности. В этот возрастной период закладываются основные его черты. На основании того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте будет его фундаментом в последующее развитие человека.
В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции. Изучением эмоций занимались отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
У детей с задержкой психического развития, в дальнейшем (ЗПР) наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы, восприятия эмоций других людей, это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности. В связи с этим большое значение имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.
Проблема восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития в специальной психологии……………………………………..….7
1.1 Понятие эмоции в современной психологии…………………….…..7
1.2 Восприятие эмоций в дошкольном возрасте………………………..11
1.3 Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития..17
Глава 2. Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР…………………………………………………...……27
2.1 Организация и методы исследования ..............…………...…………27
2.2 Анализ результатов исследования восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Рекомендации…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы
Количество детей, ответившие правильно
10 детей 10 детей 9 детей 5 детей 4 детей
Примечание : Знак «+» - распознал эмоцию; Знак « - » - не распознал эмоцию
Вывод: Дети могут распознавать эмоции в графических изображениях(пиктограммах), сложные эмоции: 50% - страх и 40% - удивление. Результаты представлены в приложении № 8
методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова)
Общие данные по проведенной методике.
Имя |
Алиса С. |
Глеб Т. |
Ева Т. |
Полина Л, |
Костя Н. |
Тима П. |
Слава Б. |
Елисей Б. |
Вероника П. |
Даша Ц. |
Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой |
1 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0..5 |
1 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
Итого: |
в/у |
с/у |
с/у |
с/у |
с/у |
с/у |
в/у |
с/у |
с/у |
с/у |
Анализ:
Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой в
· У 8 детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, они смогли правильно определить и соотнести 6 эмоциональных состояний.
· 2 показали высокий уровень развития эмоциональной сферы.
Вывод :
Проведенное исследование показало, что дети с нормой в развитии имеют средний уровень развития эмоциональной сферы, этим детям меньше требовалось педагогической помощи, чем детям с ЗПР. Данная категория детей лучше понимает и дифференцирует эмоциональные состояния других.
Результаты представлены в приложении № 9
методика: « изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».
Сводная таблица.
Сюжетные картинки |
Эмоц. Состояние по сюжетн. Картинкам |
радость |
Горе |
Гнев |
презрение |
удивление |
Страх |
Отвращение |
Стыд |
интерес |
50% 50% 100% 100% 90% 0% 0% 50% 80% 10% 0%
Анализ:
Проведенное исследование показало, что дети с нормой в развитии лучше воспринимают и распознают эмоциональные состояния людей изображенные на картинках, дети легче воспринимают и распознают эмоциональные состояния детей чем взрослых. 5 детей с нормой в развитии смогли понять сюжет картинок, и изображенные эмоциональные состояния, в чем дети с ЗПР затруднялись. Для детей данной категории не доступными оказались такие эмоции: презрение, удивление, интерес. 1 из 10 смогли определить эмоциональное состояние ( стыд).
Результаты представлены в приложении № 10
Методика: Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния
Итак: не все дети смогли изобразить правильно сюжет, у некоторых детей он совсем отсутствует. Большинство детей не поняли сложные эмоции гнев и удивление.
Эмоции не поняли: 60% - удивление, 50% - гнев
Эмоции поняли: 100% - радость, 100% - грусть, 40 % - удивление, 50 % - гнев . Результаты представлены в приложении № 11
На основании проведенных методик по 2 группам детей ( с нормальным уровнем развития) и с ( ЗПР), необходимо подвести итог: в начали исследования нами была поставлена гипотеза о том, что дети с ЗПР в отличие от сверстников из массовых групп хуже дифференцируют эмоции по пиктограммам и фотографиям, различают полярные эмоции, затрудняются в определении причин, вызывающих эмоциональное состояние другого человека. Данная гипотеза подтвердилась, на основании выше указанных методик мы можем подтвердить, что дети с ЗПР в отличие от сверстников из массовых групп действительно хуже дифференцируют эмоции по пиктограммам и фотографиям, различают полярные эмоции, затрудняются в определении причин, вызывающих эмоциональное состояние другого человека.
Рекомендации
На основании полученных данных необходимо разработать рекомендации.
На занятиях рекомендуется использовать следующие методические приемы и средства :
Данные коррекционные мероприятий повышают степень адекватности идентификации эмоциональных состояний. Восприятие эмоциональных состояний детей с ЗПР становиться более дифференцированным, у детей появляется способность воспринимать тонкие мимические признаки, а также осознанность, обобщенность представлений об эмоциях; повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний. Но стереотипность и шаблонность ответов позволяет нам говорить о сохраняющейся глобальности, поверхности восприятия. [ 21 ; с 69 ]
Заключение
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. «emoveo» - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Современная теория представляет эмоциональные элементы как систему, так как они взаимосвязаны и динамическими, и относительно стабильными способами. Некоторые эмоции в силу природы лежащих в их основе врожденных механизмов организованы иерархически.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
Задержка психического развития - особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с дефектами конституции ребенка; в др. случаях ЗПР возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ЦНС.
У детей с ЗПР отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с ЗПР.
В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.
В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми.
Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования.
В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоциональных расстройств.
Эмоционально-личностные расстройства у детей отражаются в несформированности высших социализированных форм поведения и неадекватности поведенческих проявлений. Для дошкольников характерны острые эмоциональные реакции, повышенная тревожность, нарушения настроения и аномалии динамики переживаний.
Специфика эмоциональных проявлений при задержанном развитии, определяется признаками эмоционально-волевой незрелости. У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения.
На основе исследования, выяснились особенности восприятия эмоций детьми с ЗПР, которые проявляются в следующем. Дети затрудняются в классификации эмоций, допускают ошибки, действуют неверно, указывает на то, что дети недостаточно ориентируются в экспрессивных признаках сходства и различия эмоциональных состоянии. Восприятие и понимание эмоции, в отличии от детей с нормальным темпом развития, является недостаточно точным и адекватным. Многие дети затрудняются в определении причин эмоциональных состояний, затрудняются в выделении мелких мимических признаков, в основном опираются на общее выражение лица, реже изменение рта, в единичных случаях глаз, бровей. Определяя эмоции по схематическим изображениям, в основном опираются на экспрессивно-мимический признак - изменение рта и так же общее выражение лица. Данные могут указывать на то, что восприятие эмоциональных состояний носит целостный нерасчлененный характер, характеризуется слитностью восприятия Внешних экспрессивных признаков.
У детей вызывают трудности демонстрация эмоций с помощью мимики и пантомимики, они допускают большое количество ошибок, используя указанные средства выразительности.
Также результаты методик указывают на бедность словаря эмоций
Таким образом, полученные данные говорят о том, что практически все дети с ЗПР имеют трудности в процессе идентификации, выражении, вербальном обозначении эмоций и нуждаются в целенаправленной и планомерной психолого-педагогической коррекции.
Для детей с ЗПР характерны трудности в процессе идентификации эмоций, их вербальном обозначении и выражении с помощью экспрессивных средств. Недостаточная дифференцированность восприятия эмоциональных состояний может приводить к трудностям во взаимоотношениях детей с окружающими.
На основании полученных данных разработана коррекционно-развивающая программа.
Список использованных источников и литературы
Информация о работе Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР