Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности. В этот возрастной период закладываются основные его черты. На основании того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте будет его фундаментом в последующее развитие человека.
В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции. Изучением эмоций занимались отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
У детей с задержкой психического развития, в дальнейшем (ЗПР) наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы, восприятия эмоций других людей, это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности. В связи с этим большое значение имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.
Проблема восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития в специальной психологии……………………………………..….7
1.1 Понятие эмоции в современной психологии…………………….…..7
1.2 Восприятие эмоций в дошкольном возрасте………………………..11
1.3 Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития..17
Глава 2. Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР…………………………………………………...……27

2.1 Организация и методы исследования ..............…………...…………27
2.2 Анализ результатов исследования восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Рекомендации…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

  Количество детей, ответившие правильно                    

                   10  детей             10    детей        9 детей         5  детей                4 детей

Примечание : Знак «+» - распознал эмоцию; Знак « - » - не распознал эмоцию

Вывод: Дети  могут распознавать эмоции в графических изображениях(пиктограммах), сложные эмоции:  50% - страх и 40% - удивление. Результаты представлены в приложении № 8

 

 

 

 

 

 

методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова)

 

Общие данные по проведенной методике.

Имя

Алиса С.

Глеб Т.

Ева Т.

Полина Л,

Костя Н.

Тима П.

Слава Б.

Елисей Б.

Вероника П.

Даша Ц.

Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой

1

0.5

0.5

0.5

0.5

0..5

1

0.5

0.5

0.5

Итого:

в/у

с/у

с/у

с/у

с/у

с/у

в/у

с/у

с/у

с/у


Анализ:

Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой выявила следующие результаты:

· У 8 детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, они смогли правильно определить и соотнести  6 эмоциональных состояний.

· 2 показали высокий уровень развития эмоциональной сферы.

Вывод :

Проведенное исследование показало, что дети с нормой в развитии имеют средний уровень развития эмоциональной сферы, этим детям меньше требовалось педагогической помощи, чем  детям с ЗПР. Данная категория детей лучше понимает и дифференцирует эмоциональные состояния других.

Результаты представлены в приложении № 9

 

методика: « изучение понимания  эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».

Сводная таблица.

 

Сюжетные картинки

Эмоц. Состояние по сюжетн. Картинкам

радость

Горе

Гнев

презрение

удивление

Страх

Отвращение

Стыд

интерес


50%     50%    100%    100%   90%   0%    0%         50%           80%      10%     0%

 

 

 

Анализ:

Проведенное исследование показало, что дети с нормой  в развитии лучше воспринимают и распознают эмоциональные состояния людей изображенные на картинках, дети легче воспринимают и распознают эмоциональные состояния детей чем взрослых. 5 детей с нормой в развитии смогли понять сюжет картинок, и изображенные эмоциональные состояния,  в чем дети с ЗПР затруднялись. Для детей данной категории не доступными оказались такие эмоции: презрение, удивление, интерес. 1 из 10 смогли определить эмоциональное состояние ( стыд).

 Результаты представлены в приложении № 10

 

Методика: Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния

Итак: не все дети смогли изобразить правильно сюжет, у некоторых детей он совсем отсутствует. Большинство детей не поняли сложные эмоции гнев и удивление.

Эмоции не поняли:    60% - удивление, 50% - гнев

Эмоции поняли:  100% - радость, 100% -  грусть, 40 % -  удивление, 50 % - гнев . Результаты представлены в приложении № 11

 

На основании проведенных методик по 2 группам детей ( с нормальным уровнем развития) и с ( ЗПР), необходимо подвести итог:  в начали исследования нами была поставлена гипотеза о том, что дети с ЗПР в отличие от сверстников из массовых групп хуже дифференцируют эмоции по пиктограммам и фотографиям, различают полярные эмоции, затрудняются в определении причин, вызывающих эмоциональное состояние другого человека. Данная гипотеза подтвердилась, на основании выше указанных методик мы можем подтвердить,  что дети с ЗПР в отличие от сверстников из массовых групп действительно хуже дифференцируют эмоции по пиктограммам и фотографиям, различают полярные эмоции, затрудняются в определении причин, вызывающих эмоциональное состояние другого человека.

 

Рекомендации

На основании полученных данных необходимо разработать рекомендации.

На занятиях рекомендуется использовать следующие методические приемы и средства :

  1. Упражнения на установление эмоционального контакта между всеми участниками;
  2. Упражнения на релаксацию;
  3. Психогимнастика;
  4. Мимическая гимнастика;
  5. Этюды;
  6. Беседы, рассказы (придумывание; рассказа в связи с конкретным эмоциональным состоянием человека, подбор обобщающего названия к изображению;
  7. Музыкальное сопровождение;
  8. Игры на актуализацию и закрепление полученных знаний;
  9. Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, графическое изображений, схем;
  10. Чтение небольших рассказов;
  11. Рисование эмоциональных состояний (графические зарисовки - дорисовывание схем выражений лиц, поз людей по типу пиктограмм; рисование на свободную тему, использование нетрадиционных техник рисования, коллективное рисование, самостоятельное изображение на рисунках экспрессии тех или иных переживаний людей).

Данные коррекционные мероприятий повышают степень адекватности идентификации эмоциональных состояний. Восприятие эмоциональных состояний детей с ЗПР становиться более дифференцированным, у детей появляется способность воспринимать тонкие мимические признаки, а также осознанность, обобщенность представлений об эмоциях; повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний. Но стереотипность и шаблонность ответов позволяет нам говорить о сохраняющейся глобальности, поверхности восприятия. [ 21 ; с 69 ]

 

 

 

 

Заключение

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. «emoveo» - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Современная теория представляет эмоциональные элементы как систему, так как они взаимосвязаны и динамическими, и относительно стабильными способами. Некоторые эмоции в силу природы лежащих в их основе врожденных механизмов организованы иерархически.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

  • освоение социальных форм выражения эмоций;
  • формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  • благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  • эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Задержка психического развития - особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с дефектами конституции ребенка; в др. случаях ЗПР возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ЦНС.

У детей с ЗПР отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с ЗПР.

В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.

В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми.

Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования.

В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоциональных расстройств.

Эмоционально-личностные расстройства у детей отражаются в несформированности высших социализированных форм поведения и неадекватности поведенческих проявлений. Для дошкольников характерны острые эмоциональные реакции, повышенная тревожность, нарушения настроения и аномалии динамики переживаний.

Специфика эмоциональных проявлений при задержанном развитии, определяется признаками эмоционально-волевой незрелости. У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения.

На основе исследования, выяснились особенности восприятия эмоций детьми  с ЗПР, которые проявляются в следующем. Дети затрудняются в классификации эмоций, допускают ошибки, действуют неверно, указывает на то, что дети недостаточно ориентируются в экспрессивных признаках сходства и различия эмоциональных состоянии. Восприятие и понимание эмоции, в отличии от детей с нормальным темпом развития, является недостаточно точным и адекватным. Многие дети затрудняются в определении причин эмоциональных состояний, затрудняются в выделении мелких мимических признаков, в основном опираются на общее выражение лица, реже изменение рта, в единичных случаях глаз, бровей. Определяя эмоции по схематическим изображениям, в основном опираются на экспрессивно-мимический признак - изменение рта и так же общее выражение лица. Данные могут указывать на то, что восприятие эмоциональных состояний носит целостный нерасчлененный характер, характеризуется слитностью восприятия Внешних экспрессивных признаков.

У детей вызывают трудности демонстрация эмоций с помощью мимики и пантомимики, они допускают большое количество ошибок, используя указанные средства выразительности.

Также результаты методик указывают на бедность словаря эмоций

Таким образом, полученные данные говорят о том, что практически все дети с ЗПР имеют трудности в процессе идентификации, выражении, вербальном обозначении эмоций и нуждаются в целенаправленной и планомерной психолого-педагогической коррекции.

Для детей с ЗПР характерны трудности в процессе идентификации эмоций, их вербальном обозначении и выражении с помощью экспрессивных средств. Недостаточная дифференцированность восприятия эмоциональных состояний может приводить к трудностям во взаимоотношениях детей с окружающими.

На основании полученных данных разработана коррекционно-развивающая программа.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. - [Изд. 2-е, испр.]. - Москва : Когито-Центр, 2009. - 183 с.
  2. Белопольская Н. Л. «Детская патопсихология» - Москва. – 2004. – 425 с.
  3. Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка. - Санкт - Петербург. – 2007. – 160 с.
  4. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 222 с.
  5. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. - Москва. - 2006. – 94 с.
  6. Гольдфельд И. Л. Специальная педагогика и психология : краткий дефектологический словарь : учебное пособие / И. Л. Гольдфельд, Н. И. Карпова, Л. К. Минакова. - Петрозаводск : Издательство КГПУ, 2007. - 106 с.
  7. Государев Н. А. Специальная психология : учебное пособие / Н. А. Государев. - Москва : Ось-89, 2008. - 285 с.
  8. Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития / Л. А. Данилова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. - 138 с.
  9. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития :  понять, чтобы помочь. – Москва : Школьная Пресса, 2005. – 96 с
  10. Деревянкина Н. А. Н.А. Деревянкина Эмоциональный мир ребенка с ЗПР [электронный ресурс] // режим доступа. - http://dob.1september.ru/2004/14/3.htm
  11. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития : подготовка к школе. - Ростов – на – Дону. – 2007. – 104 с.
  12. Закрепина А. Изучение особенностей социального развития детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / А. Закрепина, Ст. 3 // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 66-73.
  13. Изард К. Э. Психология эмоций. - Санкт – Петербург. – 2008. – 405 с.
  14. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. - Москва. 2004. – С. 45.
  15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
  16. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. - Москва. – 2003. – 408 с.
  17. Степанов В. А. Внимание, эмоции, воля : учебное пособие / В. А. Степанов. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 152 с.
  18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : учебное пособие / Б. П. Пузанов [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 268 с.
  19. Погодина Н. Ю. Дети с задержкой психического развития: особенности и рекомендации по работе с ними / Погодина Н. Ю. // Особый ребенок: пути интеграции в общество : сборник статей / Карел. гос. б-ка для слепых С. 32-35. - С. 32-35.
  20. Психосоматические заболевания у детей, страдающих задержкой психического развития / В. В. Кочегуров [и др.] // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2012. - Т. 57, № 2. - С. 104-108.
  21. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 2. - С. 66-69.
  22. Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С. С. Попова // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 221-224
  23. Слепович Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью : практика спец. психологии / Е. С. Слепович, А. М. Поляков. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 245 с.
  24. Специальная дошкольная педагогика и психология : программа и методические рекомендации по педагогической практике / под ред. Т. В. Пушкина]. - Петрозаводск : Издательство КГПА, 2009. - 142 с.
  25. Тригер Р. Д. Психолого-педагогические условия эффективного обучения младших школьников с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 1. - С. 33-38.
  26. Усанова О. Н. Специальная психология : система психологического изучения аномальных детей / О. Н. Усанова ; Московский государственный педагогический институт. - Москва, Московский государственный педагогический институт., 1990. - 200 с.
  27. Сорокин В. М. Специальная психология : учебное пособие / В. М. Сорокин ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 212 с.
  28. Специальная психология : учебное пособие / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 4-е изд., испр. - Москва : Академия, 2007. - 460 с.
  29. Специальная психология : учебное пособие / [В.И. Лубовский и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд.,испр. - Москва : Academia, 2005. - 465 с.
  30. Усанова О. Н. Специальная психология : учебное пособие / О. Н. Усанова. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006. - 395 с.
  31. Шаповал И. А. Специальная психология : учебное пособие / И. А. Шаповал. - Москва : Творческий центр Сфера, 2005. - 221 с.

Информация о работе Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР