Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности. В этот возрастной период закладываются основные его черты. На основании того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте будет его фундаментом в последующее развитие человека.
В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции. Изучением эмоций занимались отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
У детей с задержкой психического развития, в дальнейшем (ЗПР) наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы, восприятия эмоций других людей, это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности. В связи с этим большое значение имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.
Проблема восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития в специальной психологии……………………………………..….7
1.1 Понятие эмоции в современной психологии…………………….…..7
1.2 Восприятие эмоций в дошкольном возрасте………………………..11
1.3 Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития..17
Глава 2. Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР…………………………………………………...……27

2.1 Организация и методы исследования ..............…………...…………27
2.2 Анализ результатов исследования восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Рекомендации…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. 

Проблема восприятия эмоций детьми с задержкой  психического развития  в специальной психологии……………………………………..….7

1.1 Понятие эмоции в  современной психологии…………………….…..7

1.2 Восприятие эмоций в дошкольном возрасте………………………..11

1.3 Эмоциональная сфера  детей с задержкой психического  развития..17

Глава 2. Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками  с ЗПР…………………………………………………...……27

 

2.1 Организация и методы  исследования ..............…………...…………27

2.2 Анализ результатов  исследования восприятия эмоций  детьми с задержкой психического  развития………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………..35

Рекомендации…………………………………………………………………….

 

Список использованных источников и литературы………………………38

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности. В этот возрастной период закладываются основные его черты. На основании того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте будет его фундаментом в последующее развитие человека.

В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции. Изучением эмоций занимались  отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.

У детей с задержкой психического развития, в дальнейшем (ЗПР) наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы, восприятия эмоций других людей, это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности. В связи с этим большое значение имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.

Формирование эмоциональной сферы таких детей оказалось в центре научного исследования относительно недавно, поэтому в некоторых работах в этой области описаны частные и наиболее общие аспекты эмоционального поведения, характерные для разных типов дизонтогенеза.

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоционального развития при тех вариантах дизонтогенеза, где недостатки эмоциональной сферы занимают особое место в структуре общего нарушения (в частности, при задержанном, искаженном или дисгармоническом типе развития) (Т. Н. Павлий, О. С. Никольская, А. И. Захаров, Ю. М. Миланич и др.). Характерной чертой для подобных дизонтогенетических расстройств выступает дефицитарность регуляции эмоционального поведения, что часто становится главным препятствием для взаимодействия с окружающими и обусловливает трудность социализации ребенка с отклонениями в развитии. Недостаточность знания особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР, обусловливает актуальность изучения данной проблемы.

Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов исследования для построения коррекционных программ и организации индивидуальной работы с детьми исследуемой категории.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: специфика восприятия эмоций детьми дошкольного возраста с ЗПР

Цель исследования: выявление качественных особенностей восприятия эмоций дошкольниками с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР и с нормальным темпом психического развития;

2) Подобрать методы и  методики изучения восприятия  эмоций детьми старшего дошкольного  возраста;

3) выявить общие и специфические особенности восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками;

4) Разработать рекомендации  для педагога по развитию эмоциональной  сферы детей с ЗПР.

 

 

Гипотеза исследования:

Предполагается, что дети с ЗПР в отличие от сверстников из массовых групп хуже дифференцируют эмоции по пиктограммам и фотографиям, различают полярные эмоции, затрудняются в определении причин, вызывающих эмоциональное состояние другого человека.

В соответствии с поставленной целью и задачами будут использованы следующие методы и методики исследования:

  • метод теоретического анализа психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме;
  • метод изучения документации;
  • метод естественного эксперимента;
  • методы количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

Глава 1.

Проблема восприятия эмоций детьми с задержкой  психического развития  в специальной психологии

 

1.1.Понятие эмоции  в современной психологии

 

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. «emoveo» - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. [ 15; с 159 ]

У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложнообусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т.п.) являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека - представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль.

Современная теория представляет эмоциональные элементы как систему, так как они взаимосвязаны и динамическими, и относительно стабильными способами. Некоторые эмоции в силу природы лежащих в их основе врожденных механизмов организованы иерархически.

Дарвин заметил, что внимание может постепенно изменяться, переходя в удивление, а удивление – «в леденящее изумление», напоминающее страх. Подобно этому, Томкинс доказал, что градиенты стимуляции, вызывающей интерес, страх и ужас, представляют иерархию, где градиент, необходимый для появления интереса, наименьший, а для ужаса - наибольший. [ 15; с 161 ]

Например, новый звук заинтересовывает ребенка. Если при первом предъявлении незнакомый звук будет достаточно громким, он может напугать. Если звук очень громкий и неожиданный, он может вызвать ужас. Другая характеристика эмоций, которая входит в их организацию как системы, - очевидная, полярность, между некоторыми парами эмоций.

Исследователи от Дарвина до Плутчика наблюдали полярность и приводили доказательства в пользу ее существования. Радость и печаль, гнев и страх часто рассматриваются как противоположности. Другие возможные полярные эмоции - интерес и отвращение, стыд и презрение. Подобно понятиям положительных и отрицательных эмоций, понятие полярности не должно рассматриваться как жестко определяющее взаимоотношения между эмоциями.

Противопоставление не всегда означает отношение взаимного исключения – «либо-либо». Противоположности иногда связаны друг с другом, или одна из них вызывается с помощью другой (например, «слезы радости»). Определенные эмоции, иные, чем пары полярных противоположностей, могут также при определенных обстоятельствах иметь взаимосвязи. Интерес может сменяться страхом, презрение может переходить в радость и возбуждение, вызывая «воинственный энтузиазм». Есть и другие факторы, которые помогают определить эмоции как систему. Так, все эмоции имеют некоторые общие характеристики.

Все эмоции, отличаясь от побуждений, не цикличны: ничто не вызывает интерес, отвращение или стыд два-три раза в день соответственно пищеварению или метаболическим процессам. Все эмоции воздействуют на побуждение и другие системы личности, усиливая или уменьшая различные мотивации. Например, эмоции отвращения, страха или горя могут редуцировать или совершенно подавлять сексуальное влечение. Даже поведение, мотивированное гомеостатическими механизмами, постоянно подвергается влиянию таких эмоций, как радость, страх, горе, гнев. Для того чтобы более детально понять функции эмоций необходимо рассмотреть физиологические  механизмы формирования эмоций [ 15; с 164 ]

«Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований»      [ 15; с 162 ]

 Эмоции как генетически  обусловленная неспецифическая  поведенческая программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего, промежуточного и переднего мозга. Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения. [ 17; с 54 ]

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Предполагается, что эмоции являются функцией правого полушария  мозга. Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу. Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не случайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности. В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам. Связь эмоций с изменением деятельности желез внутренней секреции давно была эмпирически установлена и даже использовалась у некоторых народов в судопроизводстве. Так, в Древнем Китае, подозреваемый, во время судебного разбирательства держал во рту горсть риса. Если после прослушивания обвинения он вынимал рис сухим, то считался виновным: сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез. Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии Принято выделять ряд функций.

  1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.
  2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л.Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
  3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости, уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д.Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.
  4. Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.
  5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р.Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
  6. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н.Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее, может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек, как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».
  7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.

Информация о работе Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР