Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2015 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности. В этот возрастной период закладываются основные его черты. На основании того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте будет его фундаментом в последующее развитие человека.
В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции. Изучением эмоций занимались отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
У детей с задержкой психического развития, в дальнейшем (ЗПР) наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы, восприятия эмоций других людей, это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности. В связи с этим большое значение имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.
Проблема восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития в специальной психологии……………………………………..….7
1.1 Понятие эмоции в современной психологии…………………….…..7
1.2 Восприятие эмоций в дошкольном возрасте………………………..11
1.3 Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития..17
Глава 2. Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР…………………………………………………...……27

2.1 Организация и методы исследования ..............…………...…………27
2.2 Анализ результатов исследования восприятия эмоций детьми с задержкой психического развития………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Рекомендации…………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

В своих исследованиях Н. В. Бабкина указывает, что главное направление развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР - это формирование способности управлять эмоциями. Автор отмечает, что ребенок с задержкой психического развития учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.

 

Анализ литературных источников позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящее время эмоциональная  сфера рассматривается в психологической  науке как важнейшая система  регуляции поведения человека, реализующая  его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми (С.Л. Рубинштейн, Г.Х. Шингаров, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин и др.).

2. Особым этапом эмоционального  онтогенеза считается дошкольное  детство, поскольку в этот период  оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева и др.), формируется устойчивая система эмоциональных отношений (В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и др.), появляется эмоциональная децентрация - способность к сопереживанию другому человеку (Г.М. Бреслав и др.), совершенствуется способность к распознаванию эмоций (А.М. Щетинина, Е.М. Листик и др.), усложняются речевые характеристики переживаний (Н.В. Соловьева), начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях (А.В. Запорожец, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова и др.), возникает эмоциональная коррекция поведения (А.В. Запорожец, М.В. Иванова и др.).

3. В силу активного эмоционального  развития дошкольное детство  считается периодом повышенного  риска возникновения эмоциональных  расстройств (А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, Д.Н. Исаев, А.М. Прихожан и др.).

4. Эмоционально-личностные расстройства у детей отражаются в несформированности высших социализированных форм поведения и неадекватности поведенческих проявлений (А.В. Запорожец, А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, И.М. Мамайчук и др.). Для дошкольников характерны острые эмоциональные реакции, повышенная тревожность, нарушения настроения и аномалии динамики переживаний (А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, Е.Я. Янкина, А.М. Прихожан, Е.С. Штепа и др.).

5. Специфика эмоциональных проявлений  при задержанном развитии, определяется признаками эмоционально-волевой незрелости (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.Я. Семаго и др.). У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения (В.В. Лебединский, Т.З. Стернина, Е.С. Слепович, Т.Н. Павлий, В.А. Степанова и др.).

 

 

Глава 2. Исследование особенностей восприятия эмоций у дошкольников с ЗПР

 

2.1 Организация  и методы исследования 

 

 Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,справедливо  указывали на то, что только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». [ 14; с 61 ]

У детей дошкольного возраста есть особенности эмоционального развития, что связано с их психофизическими особенностями.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т. А.Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [4, c. 17].

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [7, c. 87].

 

Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Сегежи

В экспериментальном исследовании были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста. 10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа 1) и 10 детей с нормальным умственным развитием (экспериментальная группа 2).

Для обследования детей нами были использованы методики Е. И. Изотовой, «Эмоциональная идентификация» , "Азбука настроений" Н.Л. Белопольской, Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке, Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния, Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (пиктограммы).

Были выбраны именно данные методики, так как они наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Выбранные методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Рассмотрим данные методики подробнее.

1. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова)

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.

Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие.

Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.

Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).

Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах. ( см. приложение № 3)

1 – Высокий уровень  развития эмоциональной сферы. Ребёнок  правильно назвал все эмоциональные  состояния, смог соотнести пиктограммы  с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.

0.5 – Средний уровень  развития эмоциональной сферы. Ребенку  потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции  и смог их выразительно изобразить.

0 – Низкий уровень  развития эмоциональной сферы. Потребовалось  два вида помощи: содержательная  и предметно – действенная. Ребёнок  смог правильно обозначить, соотнести  и воспроизвести до 4 эмоциональных  состояний.

Диагностическая методика №2.

Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (пиктограммы)

Цель: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Оборудование: карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, злости, удивления.

Ход обследования. Эксперимент проводился с каждым ребенком индивидуально. Экспериментатор предлагал ребенку карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, злости, удивления. Он предъявлял их по одной, задавая вопросы: "Какое это лицо?", "Почему ты так считаешь?".

Экспериментатор правильно выполненное ребенком задание обозначал знаком "+". Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню способности различать эмоции, что может свидетельствовать о наличии ЗПР. Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже — грусти и удивления. Результаты представлены в таблице 2. ( см. приложение № 2)

 

 

 

 

 

Методика № 3

Методика "Азбука настроений" Н.Л. Белопольской

направлена на выявление уровня эмоционального развития ребенка. Материалом служили набор тридцати шести игровых карточек, на которых шесть персонажей: мужчина, женщина, кошка, попугай, мышка, рыбка. Все они выражают шесть настроений: радость, горе, самодовольство, испуг, агрессия, недовольство.

Исследование состояло из 2-х серий. Сначала перед детьми раскладывались карточки эмоций человека и предлагалось выбрать те, которые ему больше всего понравились. Во второй серии задания было необходимо выбрать карточки эмоций животных, которые ему понравились. Выбор количества карточек детьми не ограничивался.

При оценке эмоционального состояния ребенка учитывались и сравнивались обе серии. Ребенок раньше понимает и распознает эмоции человека, а для более объективного исследования ребенку давались карточки животных, которые ребенок не всегда узнавал, но узнавание являлось показателем осознанного восприятия определенных эмоций. ( см. приложение № 4)

 

Методика № 4

«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей. 
 
Стимульный материал: портретные картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков; сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых. 
 
Порядок проведения. Индивидуально с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся две серии. 
 
Первая серия. Инструкция: ребенку последовательно показывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши, что ты видишь на картинке». 
 
Вторая серия. Инструкция: ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому — плохо? Как ты догадался?» 
 
Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывают число верных ответов по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний 
взрослых и сверстников, по каким признакам они ориентируются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника. ( см. приложение № 5 )

 

Методика № 5

Методика: Изучение детьми своего эмоционального состояния.

   Цель: Определить правильность эмоциональной ситуации ребёнка в его рисунке.

  Стимульный материал: Листы бумаги формата А4,карандаши простые и цветные.

   Ход проведения: Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две-три эмоции. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

  Инструкция: «Вспомни и нарисуй себя в той ситуации, когда ты испытывал радость, горе, стыд, когда злился, когда тебе было страшно, когда получал удовольствие и удивлялся, а также ,когда ты испытывал какой-то интерес».

  Обработка  данных. ( см. приложение № 6 )Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.

Особенности выполнения  методики. Для большинства детей   характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, дети  неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.

 

2.2 Анализ результатов  исследования восприятия эмоций  детьми с задержкой психического  развития

 

Проведение диагностики начали с методики «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (пиктограммы). В результате проведенной методики выяснилось, что дети практически не умеют распознавать эмоциональные состояния по графическим изображениям. Безошибочно лишь определили эмоциональное состояние радости и смогли мотивировать свой выбор 9 детей из 10, Хуже состояние грусти. Смогли лишь определить данное эмоциональное состояние по графическому изображению и аргументировать свой выбор 6 детей из 10. Остальные дети либо пытались выполнить задание, но у них не получалось, либо отказывались выполнить задание. некоторые дети отказались определить данное настроение лица, ответив: "Я не умею". Остальные дети пытались выполнить задание, но при его выполнении допускали ошибки. Некоторые из них отвечали так: "У него серьезное лицо, потому что он серьезный".

Эмоцию страха определили и смогли аргументировать свой выбор лишь 1 ребенка из 10. Он отвечал: «Это испуганное лицо, потому что у него большие глаза».  Остальные детей пытались определить настроение лица, однако допускали много ошибок.

Эмоцию злости определили и смогли обосновать свой ответ 4 детей из 10. остальные дети пытались распознать данное эмоциональное состояние, однако допускали при этом ошибки. Были дети, которые определяли настроение лица, но не могли обосновать свой ответ ("У него сердитое лицо").

Информация о работе Исследование особенностей восприятия эмоций дошкольниками с ЗПР