Особенности восприятия слуховой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 21:17, доклад

Краткое описание

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Кроме того, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.
В давно прошедшие годы, когда письмена были не известны, познания одного поколения устно передавалось другому, от отца ии

Файлы: 1 файл

сообщение.docx

— 14.79 Кб (Скачать)

Особенности восприятия слуховой информации.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться  на звуке, выделять его характерные  особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой  происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие  очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Кроме того, большое значение человеческой культуре и в  жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.

В давно прошедшие годы, когда письмена были не известны, познания одного поколения устно передавалось другому, от отца к сыну, от учителя  к ученику. Слушатель должен был  располагать наисильнейшим вниманием  и сосредоточением, т. к. изученное таким способом сохранялось без изменения и в свою очередь передавалось ученику или сыну первого слушателя. Согласно Максу Мюллеру весь текст и словарь санскритской грамматики Панипи передавался устно в течение 350 лет, пока не был записан. Один этот труд по размерам равняется библии.

Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов. Шумы являются результатом комплекса, накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Известно, что человек способен различать звуки в диапазоне от 20 до 20000 герц, а диапазон интенсивностей звуков, воспринимаемых человеком, составляет шкалу от 1 дб до 130 дб.

Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных  в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью  раздражении, протекающих во времени. Главная же особенность слухового восприятия от осязательного и зрительного заключается в том, что если в осязательном и зрительном восприятии двигательные компоненты включены в ту же систему анализаторов, в слуховом восприятии они отделены от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха. Примером может служить то, что при изучении иностранного языка именно активное проговаривание позволяет выделять нужные фонематические признаки, овладевать фонематической системой языка и тем самым существенно уточнять речевой фонематический слух.

Динамика, протяженность  во времени -  специфический признак слухового образа, звука без длительности не существует. Поэтому слуховое восприятие сукцессивно, то есть развернуто во времени, последовательно. Слуховой образ, формирующийся при восприятии звучания, включает в себя и собственно звук, и образ объекта - источника звука. Он не так конкретен, как зрительный образ. Звуковые волны содержат полную информацию о пространственном положении и звуковых свойствах объекта. Для естественных звуков источник и объект совпадают, но при звукозаписи они разделены  Объект восприятия - звук (например, пение птицы),  а источником может быть магнитофон.

У звукового образа, как  и у всякого другого, 3 главных функции: когнитивная, коммуникативная и регулятивная.

Когнитивная, то есть познавательная функция состоит в сообщении той или иной информации. Природные звуки для человека, в основном, когнитивны - "природа информирует, а не ведет беседы".

Коммуникативная функция звуков состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом. Она особенно важна, так как звуковая речь для человека - основное средство общения. Речевой звук несет не только собственно словесный (вербальный) смысл, но и передает дополнительную информацию с помощью интонации, громкости и т.п.

Регуляторная функция состоит во влиянии звука на настроение, ритма движений и т.п.

На воспринимаемые характеристики каждого звука влияют предшествующие, совпадающие и последующие звуки. Слуховая система способна  решать, какие звуки принадлежат одному источнику, а какие - разным, т.е. различать слуховые потоки. Для разделения звуковой последовательности на потоки требуется время,  поскольку сначала все текущие звуки анализируются вместе, пока не наберется информация для  альтернативного  решения.

 


Информация о работе Особенности восприятия слуховой информации