Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:57, курсовая работа
Большинство этих детей после окончания специальных учреждений обучается по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к обучению с шести лет, усложнение и интенсификация школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии.
1. Введение ……………………………………………………………………..3
2. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи, как психолого-педагогическая проблема……………5
2.1. Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с общим нарушением речи.
2.2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
2.3. Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
3. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР………………15
3.1. Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР.
3.2. Результаты изучения слуховой памяти.
4. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности......................................................................................................19
4.1. Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти.
4.2. Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти.
5. Заключение…………………………………………………………………..23
6. Библиографический список……………………………………………….35
7. Приложения………………………………………………………………….24
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение ……………………………………………………………………..3
2. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи, как психолого-педагогическая проблема……………5
2.1. Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с общим нарушением речи.
2.2.
Особенности слуховой памяти
у дошкольников с общим
2.3. Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
3. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР………………15
3.1. Методика и организация
3.2. Результаты изучения слуховой памяти.
4. Методические рекомендации
по развитию слуховой памяти у дошкольников
с ОНР на логопедических занятиях в процессе
игровой деятельности..................
4.1. Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти.
4.2. Содержание дидактических игр,
упражнений по развитию
5. Заключение……………………………………………………
6. Библиографический список……………………………………………….35
7. Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Особенности формирования психических функций у детей в связи с состоянием их физического и психического здоровья входят в сферу внимания широкого круга специалистов: врачей, педагогов, психологов и др.
Хронические заболевания, ухудшения
здоровья могут привести к отклонениям
в физическом и психическом развитии
и часто сопровождаются плохой успеваемостью
детей в школе. Проблема подбора
адекватных диагностических методов
для выявления причин плохой успеваемости
и формирования на их основе оптимальных
стратегий коррекционной работы
с детьми сохраняет высокую
Наблюдается увеличение числа школьников, сталкивающихся с трудностями в обучении. Пытаясь выяснить причины школьной успеваемости, специалисты все чаще обращают внимание на детей дошкольного возраста, которым предстоит начать обучение. К числу детей, представляющих группу риска в начале обучения, можно отнести детей, посещавших коррекционные дошкольные учреждения, в том числе детей с общим недоразвитием речи.
Большинство этих детей после
окончания специальных
Речевые нарушения у детей,
как известно, сопровождаются несформированностью
других психических функций. В старшем
дошкольном возрасте наиболее значимой,
ведущей в психическом развитии
ребенка является память. С одной
стороны, память является функцией интегративной,
во многом определяющей успешность в
формировании других психических процессов,
с другой стороны, она наиболее чувствительна
к любым мозговым изменениям, поэтому
может выступать как «
Представляется, что решение поставленных проблем с помощью психолого-педагогических методов, расширяет понимание структуры отклонений в формировании психических функций при ОНР, позволит сделать диагностику для детей с речевыми нарушениями комплексной, а, следовательно, более обоснованным и адресным их коррекционное сопровождение.
Предмет исследования:
Особенности формирования слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования:
Слухоречевая память у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цели исследования:
1.Определение качественных
особенностей формирования
2.Анализ межсистемной взаимосвязи между памятью и речью у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.
2.Психолого-педагогическое
обследование детей без
3.Описание и сравнительный анализ слуховой памяти: всей группы детей с ОНР; детей без речевых нарушений.
Гипотезы исследования:
- сформированность слуховой
памяти у детей с ОНР не
соответствует возрастной
Методологической основой настоящего исследования послужили современные представления о функциональных системах и их гетерохромном развитии, представления о роли биологического и социального в развитии ребенка, понятия об особенностях ОНР и взаимодействии их с уровнем психических функций.
Для решения поставленных задач все дети старшего дошкольного возраста из экспериментальной и контрольной групп обследовались с помощью методики « запоминания 10 слов» по А.Р. Лурия, методики запоминания двух групп слов, повторения фраз, воспроизведения рассказов.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
2.1. Психический
анализ структуры нарушения
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь – особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:
- восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);
- воспроизведение звуков,
слов, фраз – речедвигательная
функция, которая
В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка: фонетика – система звуков речи; грамматика – совокупность правил, представляющих язык упорядоченной системой; синтаксис – устанавливает правила сочетания слов в предложении; семантика – объясняет значение отдельных слов и фраз; прагматика – социальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить.
Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражения органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесшие в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
Преодоление и предупреждение
речевых нарушений способствует
развертыванию творческих сил личности,
устраняют препятствия к
В основе методов исследования
речевых нарушений лежит теория
иерархического строения ВПФ, выдвинутая
в 30-е гг. Л.С.Выготским. Суть ее состоит
в преемственном характере
В сложной картине речевого
дефекта не всегда удается правильно
определить происхождение отдельных
проявлений патологий и соотнести
их между собой, что создает большие
трудности для диагностики. В
процессе исследования речевых нарушений
используется принцип развития, который
предполагает анализ процесса возникновения
дефекта, объяснение того, продуктом
каких изменений
При анализе нарушений
речи приходится выяснять, на каком
компенсаторном уровне возникает и
проявляется дефект. Касаясь компенсаторных
процессов, необходимо сказать, что
в благоприятных случаях
Изучение недостатков речевого развития ведется с учетом данных других областей знаний: психологии, языкознания, физиологии, различных областей медицины.
При изучении структуры речевых
нарушений логопедия
Профессор Р.Е.Левина, изучая
наиболее тяжелые речевые расстройства,
выделила и подробно описала такую
категорию детей, у которых наблюдается
недостаточная сформированность всех
языковых структур. У детей данной
группы в большей или меньшей
степени оказываются
Таким образом, для общего недоразвития речи характерны следующие особенности:
Условно можно выделить 3 уровня общего недоразвития речи (Левина Р.Е.):
Информация о работе Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР