Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:57, курсовая работа
Большинство этих детей после окончания специальных учреждений обучается по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к обучению с шести лет, усложнение и интенсификация школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии.
1. Введение ……………………………………………………………………..3
2. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи, как психолого-педагогическая проблема……………5
2.1. Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с общим нарушением речи.
2.2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
2.3. Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
3. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР………………15
3.1. Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР.
3.2. Результаты изучения слуховой памяти.
4. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности......................................................................................................19
4.1. Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти.
4.2. Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти.
5. Заключение…………………………………………………………………..23
6. Библиографический список……………………………………………….35
7. Приложения………………………………………………………………….24
= (n1*x1+ n2*x2) / x2i + x1i…..,
n1 – количество измерений первого распределения;
n2 – количество измерений второго распределения;
k – количество категорий распределений;
x1i – число измерений первого распределения;
x2i – число измерений второго распределения.
Далее используя полученные данные, высчитывалось эмпирическое значение x:
= / 3+ 0 + / 2 + 4 + = * 900 / 3 + 400 / 6 + 100 = 168,667.
= = 12, 997.
был сопоставлен с данными таблицы критических значений критерия Пирсона.
d, f |
n – 0,05 |
n – 0,01 |
1 |
3,841 |
6,635 |
2 |
5,991 |
9,210 |
3 |
7,815 |
11,345 |
4 |
9,488 |
13,277 |
5 |
11,70 |
15,86 |
6 |
12,995 |
16,812 |
7 |
14,67 |
18,475 |
В итоге полученное значение
12,987 превышает первое и второе значение
для уравнения значимости 0,01 эмпирического
значения, превышает критическое, следовательно,
подтверждается зависимость значений
– это статистически
Таким образом, результаты исследований подтверждают гипотезы о том, что у детей с ОНР снижена слуховая память. Также степень сформированности памяти и речи отражается как на состоянии психического развития ребенка, так и на развитии других психических функций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
4.1 Планирование
логопедической работы по
Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти включает в себя логокоррекционные и психологические мероприятия, проводимые в двух взаимосвязанных направлениях – коррекция общего недоразвития речи и работа по развитию слуховой памяти.
Коррекция общего недоразвития речи представляет собой воздействие на первопричину снижения слуховой памяти. Для ее реализации используется принцип системного подхода, где большая роль отводится взаимосвязанному формированию лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языка. Ставятся следующие задачи:
- развитие у детей умения
дифференцировать на слух
- закрепление произношения
многосложных слов с
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение грамоте.
При работе над лексическим компонентом языка внимание акцентируется на следующем:
- на уточнении и расширении значений слова;
- на формировании семантической структуры слова;
- на введении новых
слов и сочетаний в
В связи с этим выделяется направление по обучению детей навыкам практического употребления слов и речи. Уделяется большое внимание практическому усвоению грамматических форм языка. Закрепляя навыки изменения слов по числам, родам, падежам, лицам, дети учатся правильно использовать усвоенный материал в различных речевых контекстах и режимных ситуациях. Широко используются варианты хорового проговаривания. Проводиться работа над связной речью.
Таким образом, успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника.
Исходным положением для системы работы по развитию речи и слуховой памяти является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной деятельности, создание у детей мотивированной потребности к речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуации, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.
Развитие слуховой памяти также осуществляется в проведении с детьми специальных упражнений и занятий. Поскольку у детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игровая деятельность, то отмечена большая роль игры в развитии, как самой памяти, так и других познавательных процессов.
В трудах отечественных и зарубежных ученых (Выготский Л.С., Усова А.П., Эльконин Д.Б., Пиаже Ж., Монтессори М. и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи и для их полноценного развития. Играя, ребенок учится осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению.
В логопедии имеются упоминания, о не сформированности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с общим недоразвитием речи и отмечается необходимость обучения их этому виду игровой деятельности. Однако этот вопрос считается малоизученным.
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводиться одно из первых мест. В связи с этим необходимо тщательно отбирать игры по их содержанию и уметь правильно ими руководить.
4.2. Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти.
Существует множество
дидактических игр и
«Повтори за мной»
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 4 – 6 лет.
Ход игры: дети стоят возле
стола ведущего. Ведущий предлагает
одному ребенку прохлопать все, что
ему простучит карандашом ведущий.
Остальные дети внимательно слушают
и оценивают выполненные
«Упражнение на развитие слуховой памяти»
Цель: развитие слуховой памяти.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Ход игры: экспериментатор дает словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, просит ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.
«Запомни движение»
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 4 – 6 лет.
Ход игры: Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
«Запомни свою позу»
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Форма проведения: групповая.
Возраст: 4 – 6 лет.
Ход игры: дети стоят в кругу или в разных местах комнаты. Каждый ребенок должен стать в какую – нибудь позу и запомнить ее, когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а ее окончания должны вернуться на свои места и стать в ту же позу.
«Развитие слуховой памяти»
Текст ведущего:
Что нужно делать, братцы (1);
Чтоб до небес добраться (2);
За стол сначала надо сесть (3);
Тарелку вкусной каши съесть (4);
Потом в зеленый лес пойти (5);
Большое дерево найти (6);
И вверх по крепким сучьям (7);
Взобраться к белым тучам (8);
И вот уже нас не достать! (9);
Мы можем солнышко поймать (10);
Едва на облаке вздремнуть (11);
И вот - пора в обманный путь!... (12);
Помашем солнышку рукой. (13);
Ну, а теперь летим домой! (14).
Движения детей под строчки:
1 – пожимают плечами, разводят руками;
2 – смотрят вверх, рука к козырьку;
3 – садятся за стол, складывают руки;
4 – изображают как – будто едят;
5 – встают и топают;
6 – руки поднимают вверх, топают;
7, 8 – изображают руками,
как лезут: цепляются за
9 – разводят руками в стороны;
10 – «ловят» круглый предмет;
11 – складывают ладоши под щеку, закрывают глаза;
12 – «смотрят на часы»;
13 – машут ладошкой;
14 – изображают, как летят, садятся на место.
Таким образом, методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитие речи включают в себя логопедическую работу по развитию слуховой памяти и непосредственно сами мероприятия по развитию памяти у дошкольников с ОНР. Логопедическая работа по развитию слуховой памяти состоит из коррекционной работы самих общих нарушений речи и коррекции нарушений слуховой памяти. Мероприятия по развитию слуховой памяти включают в себя комплекс упражнений и игр, способствующих развитию слуховой памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования темы по особенностям слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности были поставлены задачи изучения самого понятия – общего недоразвития речи, особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР, вариантов коррекции нарушений слуховой памяти, значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста и возможности коррекции и развития слуховой памяти через данный вид деятельности.
Общее недоразвитие речи по работам Р.Е. Левиной определено как форма аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
Р.Е. Левиной были выделены
три уровня общего недоразвития речи.
1-ый уровень речевого развития характеризуется
как «отсутствие
Существует прямая взаимосвязь уровня развития речи и развития психических функций ребенка. У детей с общим недоразвитием речи в результате проведенных исследований и диагностических мероприятий отмечается снижение уровня слуховой памяти: они медленнее ориентируются в условиях задачи; их результаты ниже по сравнению с нормой; после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова; допущенные при воспроизведении ошибки дети с речевыми нарушениями обычно не замечают и не исправляют; особенно отчетливо модально - специфические нарушения слуховой памяти выступают в условиях интерферирующей деятельности, заполняющей короткий интервал времени между запоминанием и воспроизведением.
Коррекция слуховой памяти состоит из мероприятий, направленных непосредственно на само нарушение речи, и на нарушение слуховой памяти. В процессе коррекции используются специальные упражнения и задания. Особое место отводится игровой деятельности ребенка с элементами развития памяти.
Приложение №1
Методика «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)
Цель: Анализируется состояние памяти: особенности непосредственного запоминания, объем долговременной и оперативной памяти, утомляемости и активности внимания.
Ход выполнения: Эксперимент проводится в условиях полной тишины. Инструкция дается ребенку на каждом из нескольких этапов с предложением запомнить заранее подобранные, не имеющие между собой связи слова.
1 этап – «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду называть тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда я закончу, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке».
2 этап – Сейчас я повторю эти же слова еще раз и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, – все вместе в любом порядке».
3-4 этапы – «Слушай еще раз».
5 этап – «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постараешься повторить все слова».
Для определения объема и
прочности долговременного
Обработка результатов: Результаты воспроизведения фиксируются в протокольном бланке с помощью знаков «+» и «–». По полученному протоколу составляется график. По «кривой запоминания» анализируют его особенности.
В норме хороший результатом
при первом предъявлении считается
воспроизведение пяти – шести
слов, с каждым воспроизведением
число правильно названных слов
растет, и при пятом предъявлении
испытуемый называет от восьми до десяти
слов. При отсроченном
Если ребенок сразу воспроизвел 8–9 слов, а потом с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. При зигзагообразной кривой можно предположить наличие нарушений слухоречевого восприятия, неустойчивости внимания, нарушениях его концентрации и т.п.
Информация о работе Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР