Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:57, курсовая работа
Большинство этих детей после окончания специальных учреждений обучается по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к обучению с шести лет, усложнение и интенсификация школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии.
1. Введение ……………………………………………………………………..3
2. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи, как психолого-педагогическая проблема……………5
2.1. Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с общим нарушением речи.
2.2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
2.3. Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
3. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР………………15
3.1. Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР.
3.2. Результаты изучения слуховой памяти.
4. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности......................................................................................................19
4.1. Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти.
4.2. Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти.
5. Заключение…………………………………………………………………..23
6. Библиографический список……………………………………………….35
7. Приложения………………………………………………………………….24
В активном словаре детей
преобладают существительные и
глаголы. Мало слов, характеризующих
качества, признаки, состояния предметов
и действий, а также способы
действий. В активной речи используются
преимущественно простые
Причиной общего недоразвития речи могут быть:
Причины ОНР не могут быть правильно поняты вне анализа возникновения дефекта.
Проблема памяти, в целом, и ее формирования, в частности, традиционно является одной из наиболее разрабатываемых тем. Память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объяснили ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (Аткинсон Р., 1980г; Выготский Л.С.,1956; Жане П., 1998; Истомина З.М.,1987; Корсакова Н.К., 1979; Крутецкий В.А., 1994; Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. и др.).
Память описывается как
необходимый компонент широкого
диапазона когнитивных функций,
от восприятия до понимания речи, объединяемых
тем, что все они предполагают
использование накопленной
Структура памяти обсуждается в терминах функциональных, операциональных и регулирующих механизмов. А.Р.Лурия писал о памяти как о системе механизмов запечатления, обработки запоминаемой информации и регуляции этих процессов.
В отечественной психологии память рассматривается, как сложная форма психической деятельности, формирующаяся в онтогенезе и опирающаяся на иерархическую систему саморегулирующихся актов, включающих в себя, как нейрофизиологические, так и психические процессы (А.Р.Лурия,1974).
Память в раннем детском возрасте – одна из центральных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции.
В процессах созревания различных
мозговых структур, обеспечивающих формирование
психических функций в
Морфо - и функциогенез мозга
ребенка, обеспечивающий биологическую
основу формирования психических функций,
подчиняется ряду закономерностей,
таких как неравномерность, гетерохронность
развития и формирования различных
мозговых систем, наличие сензитивных
периодов в их формировании. Подчеркивается
важность совместного функционирования
различных зон мозга, формирующего
его интегративную активность, значение
морфологической и
Психолого-педагогический подход
к изучению памяти заключается в
выявлении позвеньевого состава
психических функциональных систем
памяти, в правильной постановке отношений
с детьми, в разработке системы
изложения учебно-
Исследования становления
памяти у детей старшего дошкольного
возраста (4-6 лет) свидетельствуют о
прогрессирующем характере
Постепенное гетерохронное
созревание мозга и формирование
различных систем памяти в ходе онтогенеза
отражается на возможности ребенка
решать все более сложные
С раннего детства процесс
развития памяти ребенка идет по нескольким
направлениям. У детей дошкольного
возраста доминирует механическая память,
которая постепенно дополняется
и замещается логической памятью. Непосредственное
запоминание со временем переходит
в опосредованное, связанное с
активным и осознанным использованием
для запоминания и
Переход от непроизвольной
к произвольной памяти включает в
себя два этапа. На первом этапе формируется
необходимая мотивация, т.е. желание
чего-либо запомнить или вспомнить.
На втором этапе возникают и
Процесс развития памяти у детей индивидуален, непрерывно изменяется и в значительной степени может быть подвержен влиянию различных факторов. Наблюдается нарушение развития памяти, ее снижение у детей, имеющих отдаленные последствия перинатального поражения центральной нервной системы, а также у детей с общим недоразвитием речи. Особенности памяти у детей с речевыми нарушениями изучены менее полно в сравнении с взрослыми.
Первое такое исследование в отечественной литературе было представлено В.А.Гиляровским в 1912 году (А.В. Гиляровский «О расстройствах памяти при некоторых фокусных поражениях мозга» «Современная психиатрия», 1912, №2). Изучение особенностей памяти при афазии позволило подойти к вопросу о ее структурно-функциональной организации и роли различных мозговых структур в осуществлении мнестических процессов.
Также исследованиями памяти детей с общими нарушениями речи занимались такие ученые, как Г.С. Гуменная, Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л.Фигередо.
Изучение особенностей памяти у детей с недоразвитием речи представляет не только теоретический интерес, но и имеет большое практическое значение. Оно помогает выяснить, в какой мере недоразвитие различных речевых зон может сказаться на формировании таких системных процессов, каким является память, способствует более правильному пониманию патогенеза интеллектуальных нарушений, а также выработке адекватных методов обучения и лечения.
В процессе обследования старших дошкольников, имеющих речевые проблемы, выявились такие особенности как трудности в переработке зрительной информации, недоразвитие пространственного синтеза, снижение слухоречевой памяти, связанные с замедлением темпов созревания коры головного мозга.
Как показывают данные литературных
источников, несформированность речевой
функции не проявляется изолированно,
а сопровождается дефицитарностью
других психических функций, - памяти.
Это позволяет предположить, что
характер взаимосвязи между
Исследования памяти
разной модальности у
В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, а в целом наблюдается ее некоторое общее снижение.
При этом уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития. Так, у детей с его задержкой нет выраженных различий в объемах слуховой памяти. При исследовании преднамеренного запоминания у детей с тяжелыми нарушениями речи выявлены некоторые особенности: они медленнее ориентируются в условиях задачи, их результаты ниже по сравнению с нормой.
Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для данной категории детей неустойчивость речемыслительной системы. У детей с дизартрией парамнезии не наблюдаются.
Допущенные при
Особенно отчетливо модально
- специфические нарушения
В основе слуховой памяти лежат
изменения нейродинамических
Тормозимость слуховых следов
проявляется не только в связи
с введением специальной
Степень выраженности расстройств слуховой памяти зависит от характера запоминаемого материала. Вербальный материал, объединенный внутренними смысловыми связями (фразы, рассказы), запоминается больными легче, чем серии слов, не связанных между собой. Но и внутри смысловой информации играет роль фактор ее объема: фразы воспроизводятся лучше, чем рассказы.
Дефицит слуховой памяти, может
приводить к нарушению
2.3.Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с ОНР.
Ведущим принципом работы в специальных учреждениях и в работе с детьми, имеющими разного рода нарушения, является коррекционно-реабилитационная направленность учебно-воспитательного процесса.
В словаре по дефектологии коррекция (от лат. correction – улучшение, исправление) определяется как система психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического или физического развития человека (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму).
Биологическим обоснованием
возможности коррекции являются
процессы компенсации. Сущность процесса
компенсации заключается в
Коррекция высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. В последнее время сложился принцип коррекционно-развивающегося обучения, который предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом.
Существующие средства
коррекции можно подразделить
на традиционные и
Информация о работе Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР