Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:57, курсовая работа
Большинство этих детей после окончания специальных учреждений обучается по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к обучению с шести лет, усложнение и интенсификация школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии.
1. Введение ……………………………………………………………………..3
2. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи, как психолого-педагогическая проблема……………5
2.1. Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с общим нарушением речи.
2.2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
2.3. Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с общим нарушением речи.
3. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР………………15
3.1. Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР.
3.2. Результаты изучения слуховой памяти.
4. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности......................................................................................................19
4.1. Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти.
4.2. Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти.
5. Заключение…………………………………………………………………..23
6. Библиографический список……………………………………………….35
7. Приложения………………………………………………………………….24
Таким образом, коррекция
достигается посредством
Коррекция слуховой
памяти основана на
- воссоздание мысленных образов;
- «назови слова»;
- «узнай фигуры»;
- «установление связи между элементами материала»;
- «повтори движение»;
- «запомни движение»;
- «запомни порядок» и
др. (описание игр и упражнений
предоставлено в главе 4). Данные
упражнения, а также ряд других
могут использоваться как
В процессе коррекции слуховой памяти, помимо традиционных методов также могут использоваться нетрадиционные методы.
Таким образом, подводя итоги по особенностям слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи, можно выделить следующие главные моменты.
По определению Р.Е. Левиной общее недоразвитие речи – это форма аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Существует три уровня ОНР: 1-ый уровень речевого развития характеризуется как «отсутствие общеупотребительной речи», «безречевые дети» - в самостоятельном общении используются вербальные средства; 2-ой уровень речевого развития определяется как «начатки общеупотребительной речи» - появление в речи детей двух-трех, иногда четырехсловной фразы; 3-ий уровень – развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Причинами ОНР могут быть - слабость акустико-гностических процессов; речедвигательные нарушения, связанные с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов ЦНС, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата; нарушения взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами, что ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова; отклонения зрительного восприятия.
Как показывают данные различных исследований, несформированность речевой функции не проявляется изолированно, а сопровождается дефицитарностью других психических функций, - памяти. Можно отметить такие особенности как трудности в переработке зрительной информации, недоразвитие пространственного синтеза, снижение слухоречевой памяти. В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, а в целом наблюдается ее некоторое общее снижение. Уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
(экспериментальная часть)
Для изучения особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР было проведено психодиагностическое исследование, которое проводилось в Прилукском детском саду № 23 Минского района, в исследовании приняли участие две группы испытуемых шести лет. Контрольную группу составили 5 детей без речевых нарушений, которые посещали детское дошкольное учреждение обычного типа. В экспериментальную группу вошли также пятеро детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня, посещавших коррекционную группу.
Дети с ОНР имели заключение психолого – медико - педагогической комиссии, согласно которым часть детей имела негрубые задержки психического развития, как вторичные по этиологии.
В анамнестических данных
у детей экспериментальной
В исследовании были использованы методики «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), запоминание двух групп слов, повторения фраз.
Использование методики «Запоминания 10 слов» (по А.Р. Лурия) направлено на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения, особенности мнестической деятельности.
Перед началом обследования на каждого участника был заполнен протокол обследования, в котором отмечались фамилия и имя участника, его возраст, дата обследования. В протоколе в одну строку был записан ряд коротких односложных слов – простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Слова произносились со строгой точностью и по неизменной инструкции: обследование проходило в следующей обстановке – в помещении стояла тишина, не было никаких отвлекающих звуков; обследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе зачитывалась доступно и внятно инструкция: « Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Порядок роли не играет. Понятно?».
Слова произносились медленно и четко. Когда испытуемый ребенок повторял слова, в протоколе отмечался крестик напротив произнесенного слова.
Затем начинался второй
этап – снова зачитывалась
инструкция: Сейчас я снова прочту
те же слова, а ты должен
повторить их – и те, которые
уже назвал, и те, которые в
первый раз пропустил, - все вместе
в любом порядке». По итогам
повторения ребенком слов
Затем опыт снова повторялся 3, 4 и 5 раз, но уже без какой-либо инструкции. Просто говорилось: «Повтори еще раз».
В случае, когда ребенок называл лишнее слово, оно обязательно записывалось рядом с крестиками, а если эти слова повторялись, ставились крестики напротив этих слов.
Когда ребенок в процессе опыта пытался вставить какие-либо реплики, его останавливали, не допуская никаких разговоров во время опыта.
Затем опыт повторялся через
50 – 60 минут с просьбой к детям
воспроизвести ранее
По результатам исследования имелся протокол (Приложение №1) и составлялся график «Кривая запоминания» (Приложение №2).
Следующей методикой, по которой исследовалось слухоречевая память детей, была методика запоминания дух групп слов. Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания и возможности удержания порядка предъявляемого материала.
Для запоминания использовались простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.
Перед ребенком в игровой форме ставилась задача запоминания.
Исследование проводилось в четыре этапа.
Далее с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносились 5 слов. Затем шло повторение их ребенком. Если не повторял ни одного слова, его ободряли и повторяли инструкцию еще раз. Если ребенок произносил слова в ином порядке, ему не делалось замечание, а просто обращали его внимание на то, в каком порядке произносились слова.
Повторы для ребенка делались до тех пор, пока ребенок не повторял все слова (неважно в правильно или неправильном порядке). После того, как ребенок повторил все слова, требовалось, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно.
Регистрировались как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания первой группы слов. Также регистрировались правильность повторений и все привнесенные слова.
Все процедура проводилась аналогично первому этапу.
Также регистрируются все слова, называемые ребенком.
Все произносимые ребенком слова регистрировались.
По окончании исследования были составлены протоколы на каждого ребенка, в которых отмечались личные данные ребенка – его фамилия и имя, возраст; были выписаны две группы предъявляемых слов, отмечалось количество повторений и повторяемые слова; затем фиксировались 3 и 4 этапы (протокол в Приложении 4).
Методикой повторения фраз определяется уровень слуховой памяти в зависимости от количества слогов в запоминаемой ребенком фразе.
Процесс проведения исследования происходил следующим образом – ребенку предлагались фразы для запоминания:
6 слогов – Дети должны лечь спать. Дети пошли гулять.
7 слогов – Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.
8 слогов – Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы.
9 слогов – Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.
Ребенку объяснялось: «Я произнесу предложение, а ты повтори его».
По результатам обследования составлялся отчет по испытуемым детям, в котором отмечалось количество повторяемых слогов каждым ребенком. И по полученным итогам выводился уровень слуховой памяти по сопоставлению результатов повторенных слогов со стандартной нормой (отчет по исследованию в Приложении №3).
И так, в процессе
исследования использовались
При проведении методики запоминания 10 слов можно отметить, что к пятому разу воспроизведения в группе с нормальным развитием средний показатель – 9,4, а в группе с ОНР– 6,2; при воспроизведении через 50 – 60 мин. – в группе с нормой – 6,8; в группе с ОНР – 3,8. Анализируя методику запоминания 2-ух групп слов, можно сказать, что группа детей с нормальным развитием в среднем где-то к третьему повторению воспроизводит в необходимой последовательности всю предъявляемую группу слов, в группе с ОНР слова в требуемой последовательности воспроизводятся к 5 – 6 повторению, что отражено в диаграмме приложения №4, в которой вычислен средний показатель (соотношение номера повторения полной группы слов к числу участников). Получилось, что у детей с контрольной группы он составил 2,6 и 3,4, а у детей с ОНР – 4,8 и 5,2.
При проведении методики повторения фраз группа детей с нормальным развитием получила показатели высокого уровня слуховой памяти, группа с ОНР – средний и низкий уровень.
Анализируя результаты, полученные при проведении всех выбранных методик, детей контрольной группы и детей с нарушением речи, их можно распределить по соответствующим уровням оценки, что представлено в таблице №1.
Таблица №1
0 - уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Очень высокий |
Всего детей | |
Контрольная группа: |
5 | |||||
К.И. |
+ |
|||||
Мих.И |
+ |
|||||
Т.А. |
+ |
|||||
М.И. |
+ |
|||||
Р.Н. |
+ |
|||||
Дети с ОНР: |
5 | |||||
Ш.А. |
+ |
|||||
М.Т. |
+ |
|||||
П.И. |
+ |
|||||
К.Е. |
+ |
|||||
Ш.Н. |
+ |
Используя данные таблицы
№1, была проведена статистическая
обработка экспериментальных
Информация о работе Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР