Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, которые происходят в современной Украине, содействуют последующему развитию общества на пути к социально-экономической стабилизации. Необходимыми предпосылками успешности этого процесса является обеспечение сознательного отношения и ответственности каждой личности за результаты превращающей деятельности, а также сформированность у нее социально значимых ценностных ориентаций, способности к самоопределению и адекватному выбору действий в различных жизненных ситуациях и ценностного измерения собственных поступков.

Файлы: 1 файл

ценностных ориентаций.DOC

— 287.00 Кб (Скачать)

    В исследовании приняли участие 38 человек: 26 девушек и 12 юноши. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у учащихся старших классов были использованы методы:

  1. Метод наблюдения.
  2. Метод анкетирования «Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения» (см. приложение А).

    Опишем  инструментарий исследования. Методика предназначена для выявления  психологических особенностей ЦО как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить доминирующие экзистенциональные ценности в зависимости от уровня и аспекта регуляции, степень сформированности ЦО как психологического механизма.

    Для исследования были использованы анкеты, демонстративный плакат со шкалой оценок. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые представлены в анкете. Необходимо было оценить степень того, насколько для испытуемых важно, значимо то, о чем говорится в суждении. Общее количество суждений – 19, они разделены на блоки. Это повышает информативность методики, позволяет более дифференцированно описать психологические особенности формирования ценностных ориентаций.

    К первому блоку относятся суждения, характеризующие возможность и значимость профессии в жизнедеятельности человека, - это 1, 8, 15 суждения. Во второй блок входят суждения, характеризующие роль взаимоотношений со сверстниками, - это 3, 10, 17 высказывания. Суждения, которые вошли в третий блок описывают окружение человека (обстановка в квартире, одежда, книги и так далее) – это 2, 9, 16 высказывания. В четвертый блок включены суждения, которые характеризуют образ «Я» - это 4, 5, 6, 11, 12, 13 суждения. И, наконец, в пятый блок – высказывания, связанные с возможностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности – это 7, 14, 18, 19 суждения.

    Каждое  высказывание необходимо оценивать  с учетом трех параметров.

  1. Насколько активно вы добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности.
  2. Как часто вы мечтаете о данном предмете, явлении.
  3. Насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говориться в суждении.

    Рассмотрим  результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся подростков женского пола 10-го математического и 10-го филологического классов ЗОШ №1, представленные в таблице 2.1. Данное исследование было проведено в апреле 2008-го года.

Таблица 2.1.

Результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся женского пола 10-го математического и 10-го филологического классов ЗОШ №1

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек 10-го математического и 10-го филологического  классов ЗОШ №1
Реальность
Мечты
Необходимость
10 мат. 10 фил. 10 мат. 10 фил. 10 мат. 10 фил.
1. Любимый человек 1. Любимый человек 1. Хорошее взаимопонимание с друзьями 1. Верный, надежный, преданный друг 1. Любимая и интересная работа 1. Верный, надежный, преданный друг
2. Верный, надежный, преданный друг 2. Хорошее взаимопонимание с друзьями 2. Верный, надежный, преданный друг 2. Сделать для себя настоящего человека 2. Сделать для себя настоящего человека 2. Хорошее взаимоотношение с друзьями
3. Сделать для себя настоящего человека 3. Авторитет и уважение товарищей 3. Любимый человек 3. Любимая и интересная работа 3. Целеустремленные, волевой человек 3. Любимый человек

    Три параметра, с учетом которых необходимо было оценить высказывания, мы условно назвали:

    1) реальность,

    2) мечты, 

    3) необходимость для будущей жизни.

    В реальности девушки как математического  так и филологического классов  на первое и второе место ставят ценности «Любимый человек» и «Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание» соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10-го математического выбирают ценность «Сделать из себя настоящего человека», а из 10-го филологического - «Авторитет и уважение товарищей».

    Таким образом, мы еще раз убедились, что  в возрасте 15-17 лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время.

    Во  второй графе, названной «мечты»  на первое место учащиеся обоих классов ставят ценность «Верный, надежный, преданный друг, хорошее взаимоотношение с ним». Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по-прежнему «Верный, надежный, преданный друг», а у филологического класса ценность «Сделать из себя настоящего человека». Третье место у девушек математического класса занимает ценность «Любимый человек», а у девушек филологического класса – «Любимая и интересная работа». Следовательно, девушки филологического класса чаще задумываются о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни.

    И, наконец, третья графа «Необходимо  для будущей жизни». Здесь картина  изменится коренным образом. Девушки 10-го математического на первое место ставят «Любимая и интересная работа», тогда как девушки 10-го филологического ведущей ценностью определяют «Верный, надежный, преданный друг». На втором месте у филологического класса – ценность «Сделать из себя настоящего человека». Математический класс на второе место поставил «Хорошие взаимоотношения с друзьями». И, наконец, на третьем месте ценность «Целеустремленный, волевой человек» - у 10-го математического класса, и «Любимый человек» у 10-го филологического класса.

    Можно сделать вывод, что девушки 10-го математического  класса ведущими выделяют ценности социальной успешности  индивидуальной самореализации. А у девушек 10-го филологического ведущими являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья.

    Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций мужского пола  - учащихся тех же классов. Данное исследование было проведено в апреле 2008 года. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2.2.

    Таблица 2.2

Результаты, полученные в ходе исследования подростков мужского пола

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей пола  - учащихся Омского колледжа транспортного строительства
Реальность
Мечты
Необходимость
1 Сделать из себя настоящего человека Любимая и интересная робота Любимая и интересная робота
2 Верный, надежный и преданный друг Верный, надежный и преданный друг Дело, которое  будет самым важным в жизни
3 Любимая и интересная робота Сделать из себя настоящего человека Иметь средства для развлечения

    В реальности юноши на первое место  ставят ценности «Сделать из себя настоящего человека»; на втором месте – «Верный, надежный и преданный друг», на третьем – «Любимая и интересная робота». Уже в реальности юноши задумываются о своей будущей работе. В графе мечты на первое место поднимается – «Любимая и интересная робота», которая в реальности была на последнем месте. На втором месте по-прежнему остается ценность  «Верный, надежный и преданный друг». И на последнее место ставится ценность «Сделать из себя настоящего человека», которая располагалась в реальности на первом.

    И, наконец, в графе «Необходимо  для будущей жизни», на первом месте - «Любимая и интересная робота», на втором месте «Дело, которое будет самым важным в жизни», на третье место юноши определяют ценность, которая раньше не была ими выделена: «Иметь средства для развлечения». А теперь проведем сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек. Для того, чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ ценностей выбранных ребятами, результаты исследования и девушек были систематизированы. Баллы, полученные каждой ценностью в 10-м математическом, были суммированы с баллами, полученными ценностями в 10-м филологическом. Результаты были представлены в сравнительной таблице 2.3., которую мы сейчас рассмотрим.

Таблица 2.3.

Сравнительная таблица результатов исследования
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек
Реальность
Мечты
Необходимость
Мальчики Мальчики Мальчики

 

Продолжение табл. 2.3.

1 Сделать из себя настоящего человека Любимая и интересная робота Любимая и интересная робота
2 Верный, надежный и преданный друг Верный, надежный и преданный друг Дело, которое  будет самым важным в жизни
3 Любимая и интересная робота Сделать из себя настоящего человека Иметь средства для развлечения
Девочки
Девочки Девочки
1 Любимый человек Верный, надежный и преданный друг Верный, надежный и преданный друг
2 Авторитет и  уважение товарищей Любимый человек Любимая и интересная робота
3 Сделать из себя настоящего человека Сделать из себя настоящего человека Авторитет и  уважение товарищей
 

    В реальности у мальчиков на первом месте ценность «Сделать из себя настоящего человека», у девочек же на первом месте – «Любимый человек»; на втором месте у юношей – «Верный, надежный и преданный друг», тогда как у девочек – это «Авторитет и уважение товарищей». Третье место у юношей занимает ценность «Любимая и интересная робота», а у девушек – ценность «Сделать из себя настоящего человека».

    В мечтах у юношей выходит на первое место ценность «Любимая и интересная робота», хотя в реальности она занимала последнее место. На втором месте у юношей по-прежнему остается «Верный, надежный и преданный друг». У девушек эта ценность в мечтах стоит на первом месте, а второе место девушки отдали «Любимому человеку». На третьем месте у девушек и у юношей расположилась ценность «Сделать из себя настоящего человека». Ценности, выбранные и юношами и девушками носят похожий характер, однако места занимают разные.

    Существенные  изменения в предпочитаемых ценностях  мы можем проследить в графе «Необходимо  для будущей жизни».

    Юноши неизменно ставят на первое место  «Любимую и интересную работу», а девушки – ценность остается «Верный, надежный и преданный друг». «Любимая и интересная робота» занимает у девушек второе место. Юноши же на второе место ставят «Дело, которое будет самым важным в жизни». И, наконец, на третьем месте «Иметь средства для развлечения» - у юношей и «Авторитет и уважение товарищей» - у девушек.

    Анализируя  и сравнивая ценности в графах «Реальность» и «Необходимо для будущей жизни», можно увидеть, что они заметно изменяются. То, что есть сейчас, в реальности не соответствует или частично соответствует тому, что нужно для будущей жизни. Это прослеживается как у юношей, так и у девушек.

    Анализ  ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами  двух групп показывает, что можно  выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как: «Любимая и интересная работа», «Сделать из себя настоящего человека», «Верный, надежный и преданный друг». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.

    В нашей работе мы использовали типы ценностей, которые были выделены Н.А. Кириловой в работе «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников». Это:

    - ценности индивидуального взаимопонимания;

    - ценности индивидуальной самореализации;

Информация о работе Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций