Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:51, курсовая работа
Изменения, которые происходят в современной Украине, содействуют последующему развитию общества на пути к социально-экономической стабилизации. Необходимыми предпосылками успешности этого процесса является обеспечение сознательного отношения и ответственности каждой личности за результаты превращающей деятельности, а также сформированность у нее социально значимых ценностных ориентаций, способности к самоопределению и адекватному выбору действий в различных жизненных ситуациях и ценностного измерения собственных поступков.
В исследовании приняли участие 38 человек: 26 девушек и 12 юноши. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у учащихся старших классов были использованы методы:
Опишем инструментарий исследования. Методика предназначена для выявления психологических особенностей ЦО как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить доминирующие экзистенциональные ценности в зависимости от уровня и аспекта регуляции, степень сформированности ЦО как психологического механизма.
Для исследования были использованы анкеты, демонстративный плакат со шкалой оценок. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые представлены в анкете. Необходимо было оценить степень того, насколько для испытуемых важно, значимо то, о чем говорится в суждении. Общее количество суждений – 19, они разделены на блоки. Это повышает информативность методики, позволяет более дифференцированно описать психологические особенности формирования ценностных ориентаций.
К
первому блоку относятся
Каждое высказывание необходимо оценивать с учетом трех параметров.
Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся подростков женского пола 10-го математического и 10-го филологического классов ЗОШ №1, представленные в таблице 2.1. Данное исследование было проведено в апреле 2008-го года.
Таблица 2.1.
Результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся женского пола 10-го математического и 10-го филологического классов ЗОШ №1
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек 10-го математического и 10-го филологического классов ЗОШ №1 | |||||
Реальность |
Мечты |
Необходимость | |||
10 мат. | 10 фил. | 10 мат. | 10 фил. | 10 мат. | 10 фил. |
1. Любимый человек | 1. Любимый человек | 1. Хорошее взаимопонимание с друзьями | 1. Верный, надежный, преданный друг | 1. Любимая и интересная работа | 1. Верный, надежный, преданный друг |
2. Верный, надежный, преданный друг | 2. Хорошее взаимопонимание с друзьями | 2. Верный, надежный, преданный друг | 2. Сделать для себя настоящего человека | 2. Сделать для себя настоящего человека | 2. Хорошее взаимоотношение с друзьями |
3. Сделать для себя настоящего человека | 3. Авторитет и уважение товарищей | 3. Любимый человек | 3. Любимая и интересная работа | 3. Целеустремленные, волевой человек | 3. Любимый человек |
Три параметра, с учетом которых необходимо было оценить высказывания, мы условно назвали:
1) реальность,
2) мечты,
3) необходимость для будущей жизни.
В реальности девушки как математического так и филологического классов на первое и второе место ставят ценности «Любимый человек» и «Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание» соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10-го математического выбирают ценность «Сделать из себя настоящего человека», а из 10-го филологического - «Авторитет и уважение товарищей».
Таким образом, мы еще раз убедились, что в возрасте 15-17 лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время.
Во второй графе, названной «мечты» на первое место учащиеся обоих классов ставят ценность «Верный, надежный, преданный друг, хорошее взаимоотношение с ним». Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по-прежнему «Верный, надежный, преданный друг», а у филологического класса ценность «Сделать из себя настоящего человека». Третье место у девушек математического класса занимает ценность «Любимый человек», а у девушек филологического класса – «Любимая и интересная работа». Следовательно, девушки филологического класса чаще задумываются о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни.
И, наконец, третья графа «Необходимо для будущей жизни». Здесь картина изменится коренным образом. Девушки 10-го математического на первое место ставят «Любимая и интересная работа», тогда как девушки 10-го филологического ведущей ценностью определяют «Верный, надежный, преданный друг». На втором месте у филологического класса – ценность «Сделать из себя настоящего человека». Математический класс на второе место поставил «Хорошие взаимоотношения с друзьями». И, наконец, на третьем месте ценность «Целеустремленный, волевой человек» - у 10-го математического класса, и «Любимый человек» у 10-го филологического класса.
Можно сделать вывод, что девушки 10-го математического класса ведущими выделяют ценности социальной успешности индивидуальной самореализации. А у девушек 10-го филологического ведущими являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья.
Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций мужского пола - учащихся тех же классов. Данное исследование было проведено в апреле 2008 года. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Результаты, полученные в ходе исследования подростков мужского пола
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей пола - учащихся Омского колледжа транспортного строительства | |||
Реальность |
Мечты |
Необходимость | |
1 | Сделать из себя настоящего человека | Любимая и интересная робота | Любимая и интересная робота |
2 | Верный, надежный и преданный друг | Верный, надежный и преданный друг | Дело, которое будет самым важным в жизни |
3 | Любимая и интересная робота | Сделать из себя настоящего человека | Иметь средства для развлечения |
В реальности юноши на первое место ставят ценности «Сделать из себя настоящего человека»; на втором месте – «Верный, надежный и преданный друг», на третьем – «Любимая и интересная робота». Уже в реальности юноши задумываются о своей будущей работе. В графе мечты на первое место поднимается – «Любимая и интересная робота», которая в реальности была на последнем месте. На втором месте по-прежнему остается ценность «Верный, надежный и преданный друг». И на последнее место ставится ценность «Сделать из себя настоящего человека», которая располагалась в реальности на первом.
И, наконец, в графе «Необходимо для будущей жизни», на первом месте - «Любимая и интересная робота», на втором месте «Дело, которое будет самым важным в жизни», на третье место юноши определяют ценность, которая раньше не была ими выделена: «Иметь средства для развлечения». А теперь проведем сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек. Для того, чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ ценностей выбранных ребятами, результаты исследования и девушек были систематизированы. Баллы, полученные каждой ценностью в 10-м математическом, были суммированы с баллами, полученными ценностями в 10-м филологическом. Результаты были представлены в сравнительной таблице 2.3., которую мы сейчас рассмотрим.
Таблица 2.3.
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек | ||
Реальность |
Мечты |
Необходимость |
Мальчики | Мальчики | Мальчики |
Продолжение табл. 2.3.
1 | Сделать из себя настоящего человека | Любимая и интересная робота | Любимая и интересная робота |
2 | Верный, надежный и преданный друг | Верный, надежный и преданный друг | Дело, которое будет самым важным в жизни |
3 | Любимая и интересная робота | Сделать из себя настоящего человека | Иметь средства для развлечения |
Девочки |
Девочки | Девочки | |
1 | Любимый человек | Верный, надежный и преданный друг | Верный, надежный и преданный друг |
2 | Авторитет и уважение товарищей | Любимый человек | Любимая и интересная робота |
3 | Сделать из себя настоящего человека | Сделать из себя настоящего человека | Авторитет и уважение товарищей |
В реальности у мальчиков на первом месте ценность «Сделать из себя настоящего человека», у девочек же на первом месте – «Любимый человек»; на втором месте у юношей – «Верный, надежный и преданный друг», тогда как у девочек – это «Авторитет и уважение товарищей». Третье место у юношей занимает ценность «Любимая и интересная робота», а у девушек – ценность «Сделать из себя настоящего человека».
В мечтах у юношей выходит на первое место ценность «Любимая и интересная робота», хотя в реальности она занимала последнее место. На втором месте у юношей по-прежнему остается «Верный, надежный и преданный друг». У девушек эта ценность в мечтах стоит на первом месте, а второе место девушки отдали «Любимому человеку». На третьем месте у девушек и у юношей расположилась ценность «Сделать из себя настоящего человека». Ценности, выбранные и юношами и девушками носят похожий характер, однако места занимают разные.
Существенные изменения в предпочитаемых ценностях мы можем проследить в графе «Необходимо для будущей жизни».
Юноши неизменно ставят на первое место «Любимую и интересную работу», а девушки – ценность остается «Верный, надежный и преданный друг». «Любимая и интересная робота» занимает у девушек второе место. Юноши же на второе место ставят «Дело, которое будет самым важным в жизни». И, наконец, на третьем месте «Иметь средства для развлечения» - у юношей и «Авторитет и уважение товарищей» - у девушек.
Анализируя и сравнивая ценности в графах «Реальность» и «Необходимо для будущей жизни», можно увидеть, что они заметно изменяются. То, что есть сейчас, в реальности не соответствует или частично соответствует тому, что нужно для будущей жизни. Это прослеживается как у юношей, так и у девушек.
Анализ ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами двух групп показывает, что можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как: «Любимая и интересная работа», «Сделать из себя настоящего человека», «Верный, надежный и преданный друг». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.
В нашей работе мы использовали типы ценностей, которые были выделены Н.А. Кириловой в работе «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников». Это:
- ценности индивидуального взаимопонимания;
- ценности индивидуальной самореализации;