Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, которые происходят в современной Украине, содействуют последующему развитию общества на пути к социально-экономической стабилизации. Необходимыми предпосылками успешности этого процесса является обеспечение сознательного отношения и ответственности каждой личности за результаты превращающей деятельности, а также сформированность у нее социально значимых ценностных ориентаций, способности к самоопределению и адекватному выбору действий в различных жизненных ситуациях и ценностного измерения собственных поступков.

Файлы: 1 файл

ценностных ориентаций.DOC

— 287.00 Кб (Скачать)

    Происходит  переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное  и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) [22].

    Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. 

 

РАЗДЕЛ 2

 ИССЛЕДОВАНИЕ  ФАКТОРОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

    2.1. Теоретические предпосылки исследования

 

    Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших  классов занимались многие ученые: А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие. В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная ,с этим их конкретизация и иерархизация (см., например: Ю.М. Жуков, Е.С Махрах и др.).

    Специфичность осознания объектов социальной действительности .как ценностей предполагает н наличие особых психологических- механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета (так называемое знание факта, по В.П. Тугаринову), но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение (В.Н. Мясищев).

    Осознание ценности предполагает наличие у  индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и -особенности ее ценностных ориентации [3].

    Таким образом, можно сформулировать два  основных методологических принципа психологического исследования ценностных ориентации. Во-первых, рассмотрение системно-ценностного подходя как результата освоения учащимися общественных явлений окружающей действительности с позиции ценностей. Во-вторых, представление о формировании и функционировании ценностных ориентации личности как процессе, в основе которого лежит особый вид психической деятельности - оценочная деятельность, направленная на осознание ценностного значения этих явлений.

    Эти методологические принципы лежат в  основе экспериментальных методик, изучающих особенности формирования ценностных ориентации. Следует отметить, что один из существенных недостатков традиционных методик выявления ценностных ориентации заключается в том, что полученные с их помощью данные позволяют судить лишь об общих тенденциях направленности предпочтений учащихся. Причины формирования тех или иных предпочтений и лежащие в их основе психологические механизмы, а следовательно, и ценностные ориентации  остаются, как правило, вне поля зрения исследователя.

    Так, например, традиционными методическими  средствами трудно выявить, в какой степени предпочтения личности действительно являются критериями при ориентировке человека в мире ценностей и какова степень устойчивости этих предпочтений.

    Исходя  из рассмотренных теоретических  предпосылок, выдели следующие основные параметры изучения особенностей формирования ценностных ориентации учащихся старшего школьного возраста: ценностные представления учащихся, особенности их ориентировочной деятельности, направленность, устойчивость и действенность их предпочтений. Кроме того, мы определяли, в какой степени сложившиеся предпочтения становятся преобладающими и служат ли они критериями при реализации отношения учащихся к тем или иным явлениям действительности, что и характеризует уровень сформированности ценностных ориентации (Б.С. Круглов).

    Ценностные  ориентации личности включают в себя многие стороны взаимоотношений  человека с окружающей действительностью. В зарубежной и отечественной психологии исследование ценностных ориентаций рассматривается как наиболее важное и актуальное направление. Признается, что ценности, доминирующие в обществе – это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни в меняющихся экологических и социологических условиях напрямую влияет на ценности. Таким образом, через анализ ценностей можно отчетливо увидеть изменения происходящие в культуре и личности в ответ на исторические и социальные перемены. Одна из главных проблем, имеют ли исследуемые ценности одинаковое значение в разных культурах.

    На  индивидуальном уровне ценности рассматриваются  как основы мотивов, которыми люди руководствуются  в повседневной жизни. Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и согласие, испытываемое людьми, когда они в своем поведении руководствуются определенными ценностями. Например, людям нелегко стремиться к власти и подчинению одновременно, но они могут в одно и то же время стремиться к власти и богатству. Взаимосвязь между рангами ценности для индивида отражает внутренние изменения, организующие его ценности [19].

    Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия. Современные  исследования ценностей в основном базируются на исследовании М.Рокича. М.Рокич стимулировал интерес к ценностям в психологии, дав ясное определение этого понятия, предложив легкий инструмент их измерения, в котором отражалось его понимание ценностей, как руководящих принципов жизни [35].

    В конце 80-х годов ХХ в. исследованиями ценностных ориентаций доктор С. Шварц, профессор факультета психологии Иерусалимского университета. Он утверждает, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, это тип мотивации в котором они отражаются. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в блоки ценностей, разделяющих общую цель. Он исходил из того, что основные человеческие ценности, которые должны быть во всех культурах, - те, которые представляют универсальные человеческие потребности (биологические нужды, потребности согласованного социального взаимодействия) как осознанные цели.

    Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими  исследователями, найденных в трудах разных ученых он сгруппировал ценности в десять различных видов мотивации, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей. Он дал этим типам ценностей определения, основанные на их главной цели: власть, достижение, Гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиционность, конформизм, безопасность. Результаты более поздних исследований подтверждали эту структуру, выявив, что десять типов ценностей располагаются на двух биполярных осях: открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) – консерватизм (безопасность и традиции) и акцент на других (универсализм и заботливость) – акцент на себя (власть и достижение).

    Поскольку типы ценностей формируют интегральную мотивационную структуру, С. Шварц в дальнейшем постулировал, что типы ценностей, как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и так далее). Существуют сотни, возможно тысячи ценностей, по которым могут быть сравнены разные социальные группы. Некоторые ценности имеются в определенной социальной группе, другие – нет. Теоретики, решавшие эту задачу, высказали предположение, что измерение ценностей отражают основные проблемы, с которыми сталкивается та или иная социальная группа [6].

    Целью исследования, проведенного лабораторией факультета педагогики и социальной психологии Владимирского государственного педагогического университета (ВГПУ) среди учащихся школ города Владимира было изучение потребностей, целей, интересов, ценностей, идеалов, которые являются ведущими компонентами мотивационной сферы личности. Настоящее исследование является составной частью общей работы лаборатории, основное содержание которой диагностика и развитие мотивационной сферы подростков с дивиантным поведением. Выбор же контингента учащейся молодежи без отклонений в поведении в качестве объекта опроса не случаен.

    Известно, что мотивационное поведение, в том числе и отклоняющееся, есть результат действия двух факторов – личностного и ситуационного. Личностными причинами дивиантного поведения являются особенности мотивационно-ценностных ориентаций подростков, в свою очередь задаваемые средой и ближайшим окружением. Говоря о мотивационной сфере учащихся, ученые исходят из понятия о нормативных ценностных установках, принимаемых обществом за основу при целенаправленном действии на формирующуюся личность в системе воспитания. Эти установки, существующие в той среде, где происходит процесс социализации личности, являются важнейшим социально-психологическим фактором, играющим решающую роль в формировании нормативной нравственной ее направленности. Следовательно, характеристика мотивационной сферы подростков может быть дана лишь на фоне анализа общих мотивационных диспозиций, существующих в подростково-юношеской среде. Основной задачей является диагностика морально-нравственных установок, на фоне которых происходит генезис и развитие механизма поведения учащихся.

    В настоящее время многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. Они в меньшей степени чем их предшественники, осуждают эгоистичные действия, особенно если они направлены на достижение материальной выгоды. Это положение подтверждается результатами одного исследования (Н. Бовасео, К. Якобс и Н. Реттиг). Было установлено, что начиная с 60-х годов ХХ в. юноши и девушки все меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Эта тенденция отражает и возрастную меркантильность молодежи 80-х годов ХХ в.

    Иной  подход к изучению ценностных ориентаций молодежи был приведен в опросе англоговоряших учащихся школ в Австрии, Швецарии, Франции и Западной Германии. Подростков просто попросили продолжить фразу: «Я хотел бы стать похожим на… ». некоторые ответили, что они не на кого не хотят быть похожими, кроме как на самих себя. Кто-то называл знаменитостей олицетворяющих их идеал. Некоторые говорили о желании сделать карьеру в самых разных областях. Некоторые подчеркивали свое желание стать физически привлекательным и популярным. 17% ответивших выразили желание стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора. 18% хотели стать честными, надежными, трудолюбивыми, добрыми.

    Одним из интереснейших исследований ценностных ориентация является изучение связей предпочтения человека в области массовой коммуникации (МК) с его ценностными ориентациями [7]. То, что такая связь должна существовать – почти очевидно, поскольку обе характеристики имеют сходную природу – потребностные структуры личности. С одной стороны потребности в значительной степени определяются социально-демографическими детерминантами, с другой стороны практика показывает, что предпочтения одного и того же пола, возраста, проживающих в одном и том же населенном пункте, учащихся в одном и том же учебном заведении, не будут тем не менее всегда одинаковыми.

    Была  предпринята попытка найти ответ  на поставленный вопрос, для чего было проведено специальное эмпирическое исследование. В качестве опорного теоретического базиса была выбрана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова. Согласно этой концепции, в личностной структуре содержится четырехуровневая иерархия диспозиций.

  1. Элементарные фиксированные установки (сеты).
  2. Социальные фиксированные установки (аттипюды).
  3. Базовые социальные установки.
  4. Ценностные ориентации личности.

    В рамках этих представлений можно  предположить иерархию диспозиций. Исследования ЦО безусловно связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу. И здесь, не смотря на различные подходы понимания психологической природы ЦО, все исследователи признают, что особенности содержания и структуры ЦО личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Также единодушно мнение ученых о том, что ЦО играют главную роль в регуляции социального поведения личности, включая диспозиции личности, ее установки, интересы, мотивы, влечения и, конечно, смысл бытия человека.

     2.2. Исследование  ценностных ориентаций у учащихся старших классов

 

    Нами  было проведено исследование ценностных ориентаций старшеклассников. Исследование проходило в несколько этапов.

  1. Теоретическое исследование.
  2. Исследование ценностных ориентаций у учащихся 10-х филологического и математического классов ЗОШ №1 – лица мужского и женского пола.
  3. Анализ полученных результатов.

Информация о работе Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций