Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, которые происходят в современной Украине, содействуют последующему развитию общества на пути к социально-экономической стабилизации. Необходимыми предпосылками успешности этого процесса является обеспечение сознательного отношения и ответственности каждой личности за результаты превращающей деятельности, а также сформированность у нее социально значимых ценностных ориентаций, способности к самоопределению и адекватному выбору действий в различных жизненных ситуациях и ценностного измерения собственных поступков.

Файлы: 1 файл

ценностных ориентаций.DOC

— 287.00 Кб (Скачать)

    Смысловые образования предельного обобщения  превращаются в ценности и человек  сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию «ценность». Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность [30].

    Понятие «ценность» его психологической  трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями». Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе – свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.

    С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [30, с. 148].

    Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что  существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.

    Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что  в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [30, с.59-60].

    У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе  ценностей ценности выстраиваются  в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности  и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

    Второй  параметр, характеризующий особенности  функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания [27].

    Ценностные  ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть  такое понятие как «личность». Р.С. Немов под «личностью» понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [23].

    Жизненные ценности в настоящее время складываются  в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы , если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается [26].

    Сказанное ранее дает основание полагать, что  ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.

          1.2. Проблема формирования  системы ценностных ориентаций

 

    Формирование  ценностных ориентаций - сложный и  длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций (ЦО). Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия Человека с Миром. С точки зрения содержания, ЦО – общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно. В ЦО как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы [14].

    Интернациональный аспект ЦО – это все ценное, что  есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ЦО включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ЦО характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии [19].

    Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ЦО пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание добра и зла» идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цеди и смысла бытия.

    Например, стать конструктором космических кораблей, как С.П. Королев, или открыть неизвестный еще физический закон. Так, подростки могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастаете течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется прежде всего его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив.

    Далеко  не все то, что для человека важно  и значимо, может быть реализовано в поведении. Это зависит от ряда обстоятельств и причин субъективного и объективного планам И, в частности, от того, имеет ли для человека какой-то смысл совершать тот или другой поступок, стремиться к избранной цели. То, что человек ставят перец собой цели, еще ее говорит о том, что он будет их достигать и знает, как это сделать.  Этот момент очень важен в плане понимания того, как человек управляет своим поведением. Имеет ли для него смысл совершать то или иное деяние? И как этот смысл обнаруживает себя для человека? Конечно, наиболее простой ответ заключается в том, что мы просто знаем, как нужно делать в что нужно делать [34].

    Этот  ответ хотя и прост, но явно не полон, т.к. смысл и значимость чаще всего обнаруживают себя через привлекательность предметов, вещей и людей, их желательность для человека и эмоционально-чувственное отношение к ним. Эмоции и чувства выступают в данном случае в качестве источника активности, который питает фантазию, стимулирует и побуждает человека проектировать возможные действия, представлять конкретные ситуации и результаты деятельности. В таких условиях необходимой информации чаще всего бывает недостаточно, и тогда в работу включается воображение; Воображение не только помогает проектировать пути достижения цели, но и расцвечивать ситуации, условия, результаты деятельности в эмоционально привлекательные краски, Что особенно ярко проявляется в мечтах и грезах [14].

    Подводя итог рассмотрению структуры ЦО как психологического механизма регуляции поведения человека, отметим, что три уровня детерминации поведет (уровень отдаленных перспектив, уровень проектирования,  мотивационный уровень) и три аспекта взаимодействия Человека с Миром или с ближайшим социальным окружением (субъективный, объективный и интернациональный) находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в переходах и трансформации одного уровня в другой и это же касается аспектов взаимодействия. Поэтому полезно еще раз рассмотреть содержательную сторону  психологического механизма ЦО [8].

    Формирование  и функционирование ЦО имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон:

    а) со стороны Мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.;

    б) со стороны самого Человека, его  желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов. На каждом из уровней регуляции поведения названные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений.

    А на уровне отдаленных перспектив - это предполагает их субординацию и упорядочению. Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию [4].

    На  мотивационном уровне мотивационные  отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия Отношение между мотивами во внутреннем мире. человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякое внутреннее отношение - это отношение между актуальным и потенциальным в человеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень значимости для человека конкретного образования сейчас или в будущем.

    Внутренние  отношения выражают динамику субъективной жизни человека и могут принимать  разные формы (конфликт, подъем, цельность, гармония и т.п.). В реальном процессе психологической регуляции ее виды отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ЦО, понимаемых как ценностный психологический механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или  уровень регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в нем в снятом, свернутом виде [6].

Информация о работе Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций