Проблема суицида. Анализ, социальные факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Рассмотреть проблему суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Проблема суицида.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Проблема суицида. Анализ, социальные факторы

   

   ОГЛАВЛЕНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ 

   Раздел I Основные социологические  понятия и подходы к изучению  проблемы суицида 

   Раздел II. Причины суицидального  поведения: социальные и асоциальные  факторы. 

   Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   

   ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность. Каждый человек  хотя бы раз в жизни бывает  искушаем свободой выбора смерти. Поиск “моральных каникул” имеет  оборотную сторону 

- донжуановское пресыщение жизнью. Тело как “большой разум” приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно

расправляться с ним через обретение  абсолютной свободы в смерти.

   Этот страшный путь сознательного  суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных

сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина  Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина,

Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух “Я” , вариативно

выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта  со смысловой структурой субъекта, соматической временности с 

когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на “дне”

своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и театральность  собственных притязаний на функции  бога. Поздно раскаиваться, когда дело

сделано, конечно, лучше проиграть  суицидальный сюжет на словах, освободиться от “сна разума” , породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы

романа или экран кинематографа, однако “спасшийся” благодаря своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам Достоевский являют собой

слабый аргумент “за” , когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.

   Что-то постоянно не связывается,  обрывается в наших попытках  если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного самонасилия.

Даже гениальная полифония романов  Достоевского, работа на грани между  психиатрией и философией У. Джемса, В. Бехтерева, Р. Лэнга не дают

исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%) ,

почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты  происходит рост сознательного суицида  в среде наиболее перспективной  в 

эволюционном отношении?! · Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный

для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены  констатировать страшный показатель

"помолодевшего суицида": самоубийство  становится третьей по счету  ведущей причиной смерти среди  15-24 летних людей в США, Австрии,  Швейцарии, 

Германии, Голландии, Англии, Австралии  и Японии за период от конца семидесятых  годов и до начала 90-х. · ·

   Разработанность. На эту  тему было проведено множество  исследований. Так, к примеру,  книги Эмиля Дюркгейма, изданные  ещё при жизни автора,

одна - "Самоубийство" (1897) - целиком  посвящена данной проблематике, а  в "Методе социологии" (1895) правилам, относящимся к различению нормального

и патологического, отведена III глава. Кроме того, разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между 

социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными и др. характеристиками были широко использованы (отчасти

уточнены и пересмотрены) учеником и последователем мэтра Морисом  Хальбваксом и активно применяются  в исследованиях различных форм девиаций до

сих пор. Последующие работы по этой проблеме так или иначе ссылались на работы Эмиля Дюркгейма. Многое из творческого наследия Дюркгейма, в

частности введенная им в научный  оборот категория анемии, дающая ключ к пониманию процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды 

развития общества, послужило источником вдохновения для Роберта Мертона, одного из самых значительных представителей социологии отклоняющегося

поведения в нашем столетии и  многих других социологов.

   Нужно отметить, что многие  работы характеризуются излишней  практичностью. Действительно, изучаемый объект не абстрактен, он реален, и если

опираться на статистику, эта реальность ужасает.

   Цели и задачи. Учитывая  вышеизложенное, цель данной курсовой  работы – рассмотреть проблему  суицида. 

   Для достижения этой цели  необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать основные понятия  и подходы к изучению проблемы суицида.

Рассмотреть проблему суицида в  социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах

Выявить влияние социальных и асоциальных  факторов на самодеструктивное поведение человека.

Рассмотреть этапы, виды суицида и  определить категории самоубийц..

   Структура работы. Курсовая  работа состоит из введения, трёх  разделов основной части, заключения  и списка используемой литературы.

   В разделе I рассматриваются основные понятия и исследования Дюркгейма, а в частности, социологического одно из первых фундаментальных

исследованияй суицидального поведения. и определяются основные социальные типы самоубийств. Действие социальных и асоциальных факторов на

суицид.

   В разделе II рассматриваются  социальные и асоциальные факторы,  влияющие на появление суицидального  настроения. кардинально противоположные 

позиции по проблеме качества веры, спасающей  от суицида, и проблема существования  зла и страданий в мире. Также приводится анализ суицида

некоторыми известными мыслителями  и размышления на тему “Судьба. Свобода.”  В разделе III описываются этапы, через  которые проходит самоубийца,

категории самоубийц, а также типология  самоубийств.

         проводится сравнительный анализ некоторых стран. Рассказывается о влиянии средств массовой информации и о некоторых современных

философских теориях. Показывается суицид с научной, исторической, религиозной  точек зрения.

   

   Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида

   Суицид - самодеструктивное  поведение человека, направленное  на намеренное лишение себя  жизни, а также отказ от реальных  возможностей избежать 

смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного

конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые  приводят человека к мысли о необходимости  безвременно уйти из жизни. Я 

полагаю, если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое

любопытство здесь просто неуместно  и бестактно. Владимир Маяковский в  своей предсмертной записке, как  известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте,

покойник этого ужасно не любил” . Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ

социальных ситуаций, которые провоцируют  людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к

их устранению.

   При достаточно поверхностном  анализе суицида, не вдаваясь  пока ни в какие подробности  оценки этого явления с точки  зрения ключевых для него 

причин и сопутствующих ему  условий можно сделать следующий  вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом

является сам активно действующий  субъект, знающий об ожидающих его  результатах и сознательно выполняющий  задуманный план насилия, - это феномен 

болезни сознания, для характеристики которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному

философскому анализу, избежав  преобладания дескриптивности, которое  характерно для любого анализа с  точки зрения эмпирии.

   "В моей смерти  прошу винить... " По уровню самоубийств Россия вышла на одно из первых мест в мире. Масштаб этой цифры ужасает: в 1998 году

(более свежих данных нет)  в России добровольно расстались  с жизнью около 66 тысяч человек.  Разумеется, каждая человеческая  трагедия неповторима. Но в

этих тысячах трагедий есть некие  закономерности, которые помогают лучше  понять состояние общества в целом. Закономерности эти предмет серьезных 

научных исследований.

   Мировая наука уже давно  установила, что акт самоубийства  аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических,

философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие 

индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.

   В социологии эта проблема  изучается как социальная патология.  Особенно отчетливо это можно  проследить на примере творчества  Э. Дюркгейма. 

   В социологическом этюде  "Самоубийство" общие основания  методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом. Смысл

социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся "вне" индивида. Сами же социальные факты  следует рассматривать как физические

предметы, как вещи. Это могут  быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое

поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые  обладают свойствами вещи постольку, поскольку  осуществляют внешнее 

давление на индивида. Они одновременно и делают возможными определенные типы поведения, и управляют ими. "Такова, стало быть, категория фактов,

отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы  мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и 

наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, так как они

состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими  лишь в индивидуальном сознании и  через его посредство. Они

составляют, следовательно, новый  вид, и им-то и должно быть присвоено  название социальных". · Важную роль в учении Дюркгейма играют разработанные 

им правила различения нормального  и патологического, необходимые  для "управления поведением" (выражение самого автора) . Как отмечает известный

французский социолог Р. Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими  устремлениями, в частности, надеждой

учредить своеобразные "советы действия" по объективному и научному изучению феноменов, результаты деятельности которых служили бы определенным

промежуточным звеном между наблюдаемыми фактами и установлением предписаний. И если некий феномен признается нормальным, то у общества нет 

оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим - общество располагает существенными аргументами в пользу необходимости

реформ. · Для Дюркгейма главным  и решающим признаком нормальности факта выступает частота его  проявлений. "Социальный факт нормален для 

определенного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду

обществ, рассматриваемых в соответствующей  фазе их эволюции". Отсюда - раз в  любом обществе совершается определенное число преступлений,

самоубийств и т.д. и, следовательно, они относятся к регулярно  совершаемым действиям, - то такие  факты не являются патологическими  феноменами.

Патология начинается тогда, когда  увеличивается средний для данного  общества показатель.

   Причины социальных феноменов  следует искать в социальной  среде, в природе самого общества. Объяснить социальный феномен  - значит отыскать 

действенную причину его возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно  его порождающее. Причем, считает Дюркгейм, социолог располагает

лишь одним средством доказать, что одно явление служит причиной другого - сравнением случаев, когда  они одновременно присутствуют или  отсутствуют.

"Научное исследование не  может достигнуть своей цели  иначе, как сравнением фактов, и у него тем более будет шансов на успех, чем увереннее оно будет, что

собрало все явления, которые можно  с пользой сравнить между собой". · С этих позиций Э. Дюркгейм осуществляет одно из первых фундаментальных 

исследований суицидального поведения ("Самоубийство") . Им используется метод совпадающих изменений, т.е. анализируются изменения уровня

самоубийств среди разных групп  населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций становится определение  основных социальных типов 

самоубийств: эгоистического, альтруистического и аномического. Применяемые статистические методы достаточно просты: определяются статистические

Информация о работе Проблема суицида. Анализ, социальные факторы