Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:32, реферат
Цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Рассмотреть проблему суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема суицида. Анализ, социальные факторы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального
поведения: социальные и
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Каждый человек
хотя бы раз в жизни бывает
искушаем свободой выбора
- донжуановское пресыщение жизнью. Тело как “большой разум” приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно
расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.
Этот страшный путь
сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина,
Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух “Я” , вариативно
выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с
когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на “дне”
своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и театральность собственных притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда дело
сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от “сна разума” , породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы
романа или экран
слабый аргумент “за” , когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.
Что-то постоянно не
Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани между психиатрией и философией У. Джемса, В. Бехтерева, Р. Лэнга не дают
исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%) ,
почему неизменно вместе с ростом
численности народонаселения
эволюционном отношении?! · Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный
для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель
"помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии,
Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х. · ·
Разработанность. На эту
тему было проведено множество
исследований. Так, к примеру,
книги Эмиля Дюркгейма,
одна - "Самоубийство" (1897) - целиком посвящена данной проблематике, а в "Методе социологии" (1895) правилам, относящимся к различению нормального
и патологического, отведена III глава. Кроме того, разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между
социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными и др. характеристиками были широко использованы (отчасти
уточнены и пересмотрены) учеником
и последователем мэтра Морисом
Хальбваксом и активно
сих пор. Последующие работы по этой проблеме так или иначе ссылались на работы Эмиля Дюркгейма. Многое из творческого наследия Дюркгейма, в
частности введенная им в научный оборот категория анемии, дающая ключ к пониманию процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды
развития общества, послужило источником вдохновения для Роберта Мертона, одного из самых значительных представителей социологии отклоняющегося
поведения в нашем столетии и многих других социологов.
Нужно отметить, что многие
работы характеризуются
опираться на статистику, эта реальность ужасает.
Цели и задачи. Учитывая вышеизложенное, цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Рассмотреть проблему суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах
Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
Рассмотреть этапы, виды суицида и определить категории самоубийц..
Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, трёх
разделов основной части,
В разделе I рассматриваются основные понятия и исследования Дюркгейма, а в частности, социологического одно из первых фундаментальных
исследованияй суицидального поведения. и определяются основные социальные типы самоубийств. Действие социальных и асоциальных факторов на
суицид.
В разделе II рассматриваются
социальные и асоциальные
позиции по проблеме качества веры, спасающей от суицида, и проблема существования зла и страданий в мире. Также приводится анализ суицида
некоторыми известными мыслителями и размышления на тему “Судьба. Свобода.” В разделе III описываются этапы, через которые проходит самоубийца,
категории самоубийц, а также типология самоубийств.
проводится сравнительный анализ некоторых стран. Рассказывается о влиянии средств массовой информации и о некоторых современных
философских теориях. Показывается суицид с научной, исторической, религиозной точек зрения.
Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Суицид - самодеструктивное
поведение человека, направленное
на намеренное лишение себя
жизни, а также отказ от
смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного
конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Я
полагаю, если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое
любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Владимир Маяковский в своей предсмертной записке, как известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте,
покойник этого ужасно не любил” . Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ
социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к
их устранению.
При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него
причин и сопутствующих ему
условий можно сделать
является сам активно
болезни сознания, для характеристики которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному
философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.
"В моей смерти прошу винить... " По уровню самоубийств Россия вышла на одно из первых мест в мире. Масштаб этой цифры ужасает: в 1998 году
(более свежих данных нет)
в России добровольно
этих тысячах трагедий есть некие закономерности, которые помогают лучше понять состояние общества в целом. Закономерности эти предмет серьезных
научных исследований.
Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических,
философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие
индикаторы социального
В социологии эта проблема
изучается как социальная
В социологическом этюде
"Самоубийство" общие основания
методологии в изучении социаль
социологии состоит в изучении
социальных фактов, находящихся "вне"
индивида. Сами же социальные факты
следует рассматривать как
предметы, как вещи. Это могут быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое
поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые обладают свойствами вещи постольку, поскольку осуществляют внешнее
давление на индивида. Они одновременно и делают возможными определенные типы поведения, и управляют ими. "Такова, стало быть, категория фактов,
отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и
наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, так как они
состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство. Они
составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных". · Важную роль в учении Дюркгейма играют разработанные
им правила различения нормального и патологического, необходимые для "управления поведением" (выражение самого автора) . Как отмечает известный
французский социолог Р. Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими устремлениями, в частности, надеждой
учредить своеобразные "советы действия" по объективному и научному изучению феноменов, результаты деятельности которых служили бы определенным
промежуточным звеном между наблюдаемыми
фактами и установлением
оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим - общество располагает существенными аргументами в пользу необходимости
реформ. · Для Дюркгейма главным и решающим признаком нормальности факта выступает частота его проявлений. "Социальный факт нормален для
определенного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду
обществ, рассматриваемых в
самоубийств и т.д. и, следовательно, они относятся к регулярно совершаемым действиям, - то такие факты не являются патологическими феноменами.
Патология начинается тогда, когда
увеличивается средний для
Причины социальных феноменов
следует искать в социальной
среде, в природе самого
действенную причину его возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно его порождающее. Причем, считает Дюркгейм, социолог располагает
лишь одним средством доказать, что одно явление служит причиной другого - сравнением случаев, когда они одновременно присутствуют или отсутствуют.
"Научное исследование не может достигнуть своей цели иначе, как сравнением фактов, и у него тем более будет шансов на успех, чем увереннее оно будет, что
собрало все явления, которые можно с пользой сравнить между собой". · С этих позиций Э. Дюркгейм осуществляет одно из первых фундаментальных
исследований суицидального
самоубийств среди разных групп населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций становится определение основных социальных типов
самоубийств: эгоистического, альтруистического и аномического. Применяемые статистические методы достаточно просты: определяются статистические
Информация о работе Проблема суицида. Анализ, социальные факторы