Проблема суицида. Анализ, социальные факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Рассмотреть проблему суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Проблема суицида.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

этом на их пути, тревога из-за неуверенности  в своих возможностях, страх стать  жертвой конкурентов.

   Еще одним потенциально  возможным стрессогенным фактором  для лиц среднего возраста  являются интенсивные изменения,  происходящие во всех 

сферах современного общества и  порой требующие от человека, уже  имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные

стороны жизни, коренного изменения  его мышления и поведения.

   С другой стороны, новые  условия общественной жизни порождают  неизмеримо большое количество  альтернатив при выборе профессиональной 

деятельности или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но и

заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что  люди, затрудняющиеся в силу своего

воспитания или других причин осуществить  выбор в определенных жизненных  ситуациях и испытывающие трудности  в самоопределении, как правило,

находятся в неблагоприятном психологическом  состоянии, которое повышает вероятность  суицидальных намерений.

   Но не только неопределенность  в общественной жизни, но и  неустроенность в личной жизни  и одиночество могут служить  побудительными 

причинами к самоубийству. Среди  покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные

невзгоды нередко приводят к  решению наложить на себя руки. В  большей степени незащищенными  в этом плане являются мужчины. ·  И все же отказ от жизни 

в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало) , чем

самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.

   На первом месте из  проблем, характерных для подростков  с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте -

трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений  с друзьями, в основном противоположного пола.

   Отношения родителей с  детьми, к сожалению, не всегда  строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются

надежной защитой от многих суровых  испытаний, с которыми встречаются  подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у  молодых 

рассматриваются психологами как  отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену

непонимания между младшим и  старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи  и ее благополучность. Ранние браки (в 

возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной,

решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.

   Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы

обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения

незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

   Одним из основных психологических  объяснений проблем, связанных  со сверстниками, особенно противоположного  пола, является чрезмерная 

зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и

отсутствия контакта с ними. В  этом случае часто бывает, что отношения  с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми,

что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При том 

иногда, при отсутствии поддержки  близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно

несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

   Среди мотивов, объясняющих  попытки самоубийства, сами подростки  и психологи указывают на различные  способы, таким образом, оказать  слияние

на других людей: “дать человеку понять, в каком ты отчаянии” - около 40 % случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался” - около 

30 % случаев, “показать, как ты  любишь другого” или “выяснить,  любит ли тебя другой” - 25 %, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” - 25 % и

только 18 % случаев “призыв, чтобы  пришла помощь от другого” (мотивов  может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько) .

   Кроме того, в современных  условиях увеличивается разрыв  между различными возрастными и социальными группами - это происходит из-за быстрого

изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых 

происходило в условиях менее  динамичного общества, очень сложно понять своих “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые,

являются поколением, которое находится  в наилучшем положении в современной  ситуации, так как имеет гораздо  больше потенциальных возможностей

использовать свои преимущества, связанные  с тенденциями изменения общества.

   Кроме того, в современных  условиях увеличивается разрыв  между различными возрастными  и социальными группами - это происходит  из-за быстрого 

изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых

происходило в условиях менее динамичного  общества, очень сложно понять своих  “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые,

являются поколением, которое находится  в наилучшем положении в современной  ситуации, так как имеет гораздо  больше потенциальных возможностей

использовать свои преимущества, связанные  с тенденциями изменения общества.

   Позволю себе отметить  очень важный момент. Ведь в первые годы "перестройки" материальный уровень нашей жизни не вырос, а самоубийств стало

меньше. Не говорит ли это о том, что духовное имеет для нас  более высокий приоритет, чем  материальное? Свобода дороже хлеба! И даже не сама свобода, а

призрак ее, "свет в конце туннеля". Ведь и в странах Восточной  Европы в период "перестройки" произошло снижение уровня самоубийств. К сожалению,

работает и обратный механизм когда "туннель" захлопывается и человек  теряет какую-либо жизненную перспективу. Так, огромное число самоубийств среди

людей с резко снизившимся социальным статусом. Например, среди вышедших в отставку военных. Молодой здоровый мужчина он может еще устроиться

работать, и материальный уровень  его не понизится. Но его убивает  то, что еще вчера он был "бог и царь", а сегодня такой же, как тысячи других. То же

объяснение для резкого взлета уровня самоубийств среди новобранцев  в первые полгода службы или для  неожиданно попавших в места лишения  свободы.

   Самоубийство -– это также  результат социально-психологических дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические

кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее

подкармливают целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает  мысль о самоубийстве. И, прежде всего  человека толкает на это безысходность.

Он больше не может конструировать свое будущее. И не важно сильный, волевой этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются

среди людей разных типов. В первом случае неуравновешенный человек с  большими перепадами настроения может  совершить импульсивное самоубийство, а 

бескомпромиссный и волевой - реализовать  хорошо подготовленное, продуманное спокойно и холодно решение. Но существуют общие закономерности,

объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у совершенно разных людей  и, прежде всего, это значимость ситуации для данной личности. Именно из-

за различной значимости одни и  те же типы личности в сходных ситуациях дают совершенно различную реакцию. Самые распространенные из них это

реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистического направления.

   Реакция демобилизации,  самая часто встречающаяся в  повседневном общении с людьми. У человека резко изменяется сфера контактов, он замыкается,

мучительно переживает свое одиночество, испытывает безнадежность, какую-то психическую  травму перерабатывает в сознании в  еще большую. Видит 

трагический тупик без выхода. Тем  не менее, он продолжает жить и работать или учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым днем, уединяется,

перестает быть активным и думает о самоубийстве. В данном случае за суицидальными намерениями в  половине случаев могут последовать  реальные

действия.

   Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы.

При этом заметно снижается интеллектуальный контроль. Человека что-то очень мучает, не дает покоя; он становиться раздражительным. Происходит то, что

обычно называют потерей “точки опоры” . Благодаря этому может  произойти реализация острого намерения  уйти из жизни.

   Хронически пониженное настроение, такое на первый взгляд невинное  явление, относиться к реакциям  пессимистического направления.

Пессимистическая реакция - одна из самых тяжелых и опасных. У  человека происходит изменение мироощущения, появляется мрачное мировоззрение  и 

оценка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала ценностей. При  этой реакции встречаются как неожиданные, сиюминутные способы

самоубийства, так и хорошо заранее  продуманные.

   Итак, реакции на неприятные  и, порой, губительные для человеческой  психики события могут быть  разными, но основа их происхождения  одна - это 

отрицательная эмоция. Но опасны не любые отрицательные эмоции, а неконструктивно-застойные, когда отсутствует их смена, а подвижность и

динамичность психической деятельности сведена к минимуму. Неконструктивность таких эмоций заключается в их обращенности вспять, на то, что уже

произошло, и отрицательные эмоции порождаются одними и теми же неприятными  воспоминаниями. Отсюда ни в коем случае не следует, что нельзя

вспоминать и анализировать  то, что уже произошло, даже если это нерадостные воспоминания. Но обращаться к неприятным событиям прошлого

целесообразно именно с целью их анализа.

   Такой анализ при попадании  человека в замкнутый круг  отрицательных эмоций позволяет  уменьшить возможность возникновения  подобных ситуаций 

в дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния обретает динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность

по достижению реальной и актуальной в настоящее время цели позволяет  преодолевать такие состояния, как  растерянность, уныние, разочарованность, тоска.

   Одним из сильнейших социальных  факторов, определяющих уровень  самоубийств и непосредственно  связывающих прошлое и настоящее  в жизни 

общества, является религия. Недаром  в конце прошлого века В. Джеймс в  своем знаменитом эссе "Стоит  ли жизнь того, чтобы жить? " пришел к выводу, что

одной из основ в борьбе за жизнь  в истории общества являлась религиозная  кара. Ислам строго осуждал самовольное  лишение себя жизни, и до сих пор  это 

явление практически не встречается  в странах, исповедующих мусульманскую  религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому

ради сохранения жизни правоверным  евреям разрешалось преступать все  религиозные законы, за исключением  отказа от бога, убийства и кровосмешения.

   Христианство после волны  самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицем

всевышнего, также довольно скоро  наложило запрет на добровольный уход из жизни. И хотя слова Экклезиаста "и возненавидел я жизнь, ибо  все суета и 

томление духа" могут посоперничать по пессимизму с книгой Иова ("человек рождается на страдания") , тем не менее попытки избежать страданий,

ниспосланных богом, объявлялись  теоретиками христианства, в частности  св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь "не

убий") , который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным

захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие

неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам  как за убийство.

   Поэтому одной из главных  причин самого низкого уровня  самоубийств в настоящее время  в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран

является огромное влияние в  этих странах католицизма, сурово преследующего  попытки лишения себя жизни. Религиозный  фактор является одной из причин

Информация о работе Проблема суицида. Анализ, социальные факторы