Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:32, реферат
Цель данной курсовой работы – рассмотреть проблему суицида.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Рассмотреть проблему суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
этом на их пути, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов.
Еще одним потенциально
возможным стрессогенным
сферах современного общества и порой требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные
стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения.
С другой стороны, новые
условия общественной жизни
деятельности или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но и
заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего
воспитания или других причин осуществить выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило,
находятся в неблагоприятном
Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить побудительными
причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные
невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины. · И все же отказ от жизни
в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало) , чем
самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.
На первом месте из
проблем, характерных для
трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения родителей с
детьми, к сожалению, не всегда
строятся на фундаменте открыты
надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых
рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену
непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в
возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной,
решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы
обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения
незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
Одним из основных
зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и
отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми,
что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При том
иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно
несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди мотивов, объясняющих
попытки самоубийства, сами подростки
и психологи указывают на
на других людей: “дать человеку
понять, в каком ты отчаянии” - около
40 % случаев, “заставить сожалеть человека,
который плохо с тобой
30 % случаев, “показать, как ты
любишь другого” или “выяснить,
только 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько) .
Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами - это происходит из-за быстрого
изменения культурных норм и эталонов
поведения в различных
происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно понять своих “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые,
являются поколением, которое находится
в наилучшем положении в
использовать свои преимущества, связанные
с тенденциями изменения
Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами - это происходит из-за быстрого
изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых
происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно понять своих “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые,
являются поколением, которое находится
в наилучшем положении в
использовать свои преимущества, связанные
с тенденциями изменения
Позволю себе отметить очень важный момент. Ведь в первые годы "перестройки" материальный уровень нашей жизни не вырос, а самоубийств стало
меньше. Не говорит ли это о том, что духовное имеет для нас более высокий приоритет, чем материальное? Свобода дороже хлеба! И даже не сама свобода, а
призрак ее, "свет в конце туннеля". Ведь и в странах Восточной Европы в период "перестройки" произошло снижение уровня самоубийств. К сожалению,
работает и обратный механизм когда "туннель" захлопывается и человек теряет какую-либо жизненную перспективу. Так, огромное число самоубийств среди
людей с резко снизившимся социальным статусом. Например, среди вышедших в отставку военных. Молодой здоровый мужчина он может еще устроиться
работать, и материальный уровень его не понизится. Но его убивает то, что еще вчера он был "бог и царь", а сегодня такой же, как тысячи других. То же
объяснение для резкого взлета уровня самоубийств среди новобранцев в первые полгода службы или для неожиданно попавших в места лишения свободы.
Самоубийство -– это также результат социально-психологических дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические
кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее
подкармливают целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве. И, прежде всего человека толкает на это безысходность.
Он больше не может конструировать свое будущее. И не важно сильный, волевой этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются
среди людей разных типов. В первом случае неуравновешенный человек с большими перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а
бескомпромиссный и волевой - реализовать хорошо подготовленное, продуманное спокойно и холодно решение. Но существуют общие закономерности,
объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у совершенно разных людей и, прежде всего, это значимость ситуации для данной личности. Именно из-
за различной значимости одни и те же типы личности в сходных ситуациях дают совершенно различную реакцию. Самые распространенные из них это
реакции демобилизации, дезорганизации
и пессимистического
Реакция демобилизации, самая часто встречающаяся в повседневном общении с людьми. У человека резко изменяется сфера контактов, он замыкается,
мучительно переживает свое одиночество, испытывает безнадежность, какую-то психическую травму перерабатывает в сознании в еще большую. Видит
трагический тупик без выхода. Тем не менее, он продолжает жить и работать или учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым днем, уединяется,
перестает быть активным и думает о самоубийстве. В данном случае за суицидальными намерениями в половине случаев могут последовать реальные
действия.
Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы.
При этом заметно снижается
обычно называют потерей “точки опоры” . Благодаря этому может произойти реализация острого намерения уйти из жизни.
Хронически пониженное
Пессимистическая реакция - одна из самых тяжелых и опасных. У человека происходит изменение мироощущения, появляется мрачное мировоззрение и
оценка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала ценностей. При этой реакции встречаются как неожиданные, сиюминутные способы
самоубийства, так и хорошо заранее продуманные.
Итак, реакции на неприятные
и, порой, губительные для
отрицательная эмоция. Но опасны не любые отрицательные эмоции, а неконструктивно-застойные, когда отсутствует их смена, а подвижность и
динамичность психической
произошло, и отрицательные эмоции порождаются одними и теми же неприятными воспоминаниями. Отсюда ни в коем случае не следует, что нельзя
вспоминать и анализировать то, что уже произошло, даже если это нерадостные воспоминания. Но обращаться к неприятным событиям прошлого
целесообразно именно с целью их анализа.
Такой анализ при попадании
человека в замкнутый круг
отрицательных эмоций
в дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния обретает динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность
по достижению реальной и актуальной в настоящее время цели позволяет преодолевать такие состояния, как растерянность, уныние, разочарованность, тоска.
Одним из сильнейших
общества, является религия. Недаром в конце прошлого века В. Джеймс в своем знаменитом эссе "Стоит ли жизнь того, чтобы жить? " пришел к выводу, что
одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это
явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому
ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.
Христианство после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицем
всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. И хотя слова Экклезиаста "и возненавидел я жизнь, ибо все суета и
томление духа" могут посоперничать по пессимизму с книгой Иова ("человек рождается на страдания") , тем не менее попытки избежать страданий,
ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь "не
убий") , который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным
захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие
неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.
Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран
является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин
Информация о работе Проблема суицида. Анализ, социальные факторы