Проблема суицида

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая выше изложенное, цель данной курсовой работы рассмотреть проблему суицида:
Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Рассмотреть проблему суицида в социально – философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах.
Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
Рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2
Актуальность
Разработанность
Цели и задачи
Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида………………………………………………7
Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств…………10
Причины самоубийств. Основные факторы оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие………..12
Способы совершения самоубийств…………………………...40
Виды суицида……………………………………………………41
Заключение………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………..50

Файлы: 1 файл

kyrsovoi.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Содержание.

 

  1. Введение……………………………………………………………2
    1. Актуальность
    2. Разработанность
    3. Цели и задачи
  2. Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы  суицида………………………………………………7
  3. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств…………10
  4. Причины самоубийств. Основные факторы оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие………..12
  5. Способы совершения самоубийств…………………………...40
  6. Виды суицида……………………………………………………41
  7. Заключение………………………………………………………45
  8. Список литературы……………………………………………..50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

1.1. Актуальность.

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск “моральных каникул” оборотную сторону – донжуановское перенасыщение жизнью. Тело как “большой разум” приходиться обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетовского Вертера до лондонского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Несомненно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от “сна разума”, породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако “спасшийся” благодаря своему Вертера Гете или благодаря своим несчастным самоубийцам Достоевский являют собой слабый аргумент “за”, когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.

Что – то постоянно  не связывается в наших попытках если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного самонасилия. Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани между психиатрии и философией У. Джемса, В. Бехтерева, Р.Лэнга не дают исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%), почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост сознательного суицида в среде наиболее перспективной в эволюционном отношении?! [Красненкова И. П. Качество веры, как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // “Идея смерти в российском менталитете”. – СПб: Издательство “Русский  гуманитарный христианский институт”, 1999г.]

Современные средства массовой информации в нашей стране отличает значительная тенденциозность в  преподнесении материала по суицидальной статистике, связанная с политической ориентацией изданий, например, “Известия” и “Советская Россия” акцентирует внимание на суициде в среде рабочих, объясняя их социальной напряженностью из-за невыплаты зарплат, однако объяснить самоубийство акад. В Ал. Легасова (1988) или ночной выстрел в кабинете директора Федерального ядерного центра в Снежинске Владимира Нечая (1996) с позиций социального детерминизма оказывается гораздо труднее. Журнал  “Огонек” пытается обосновать суицидальный всплеск в Европе и в России длительным существованием тоталитарных режимов на их территориях, но обходит молчанием высокие суицидальные показатели в США и других демократически ориентированных государствах.

  Такая предвзятость  в оценке “черного феномена”  вредит серьезному научному анализу  этого явления. Публицисты не  обременяют себя вопросом: почему “расширенного суицида” (т. е. самоубийства, отягощенного убийством родственников) не было в блокадном Ленинграде, когда реальностью была смерть от голода, но встречается сегодня, когда, по их предположениям, основным провокатором является невозможность прокормить семью из-за несвоевременной выплаты зарплаты?

Ныне мы возвращаемся на круги своя: в нашей статистике все основные показатели по суициду  приобретают характер присущей универсальности, однако, очевидно, что такого рода универсальность не утешительна. Причины коренятся глубже, чем это можно предположить при беглом взгляде на “событие”. Не следует забывать о том, что, несмотря на специфическую суицидологическю статистику в нашей стране, в советское время отнюдь не в эмиграции покончили собой такие яркие личности, как Марина Цветаева, Александр Фадеев, Владимир Маяковский, акад. В. Ал. Легасов. В саратовском “Новом стиле” даже появилась статья “Гагарин совершил самоубийство” (хотя сама эта версия гибели известного космонавта опровергается).

Подведем предварительные  итоги: Историко-культурологическое исследование феномена самоубийства вне конкретного  социального контекста приводит к своеобразному “тупику” многознания, которое, по мысли древнего философа Гераклита, “уму не научает”, однако оно с очевидностью обнаруживает индивидуалистический характер самонасилия даже в альтруистических суицидальных актах, даже под гнетом обезличивающей статистики советского периода в нашей стране. Сквозь толщу условностей, обрядов, обычаев, традиций проступает биение живого пульса личности, помещающей себя в рискованные обстоятельства (“пограничную ситуацию” между жизнью и смертью). Путеводной же звездой такой личности выступают специфика человеческого сознания, его способность в нем интеллекта с волевым началом (или “ практический разум”, в терминах И. Канта).

Не случайно в своих  оригинальных исследованиях современный  английский ученный Р. Дж. Фрей различает  суицид и смерть от самоповреждения, ставя проблему следующим образом:  всякое ли самоубийство действительно само-убийство, так как изначально можно рассматривать суицид и в узком и в широком планах. С точки зрения Фрея, харакири – это, безусловно, самоубийство, как самоисполнение задуманного заранее акта смерти. Но вот, если, к примеру, Джон бросился под поезд, то убивает го поезд, а он только поместил себя в рискованные обстоятельства равносильно тому, как если бы он взял билет на самолет, который в полете бы разбился, хотя он об этом не догадывался.

Загадка суицидального  поведения – это область, в  которой может и должна проявить себя современная философская теория, учитывая, конечно, достижения исследователей во всех возможных аспектах данного мрачного явления.

 

1.2. Разработанность.

 

Исследования последних  лет, проведенные в нашей стране А. Г. Амбрумовой, В. А. Тихоненко, Л. Л. Бергельсон и др., также выдвинули перед современными суицидологами проблему о спорном понимании самоубийства как сугубо аутоагрессивного акта психически больного человека, убедительно указав на то, что значительная часть самоубийств совершается психически здоровыми людьми в результате социально-психологической дезадаптации личности в условиях “микросоциального  конфликта”.

На эту тему было проведено  множество исследований. Так, к примеру, книги Эмиля Дюркгейма, изданные еще при жизни автора, одна –                     “самоубийство”(1897) – целиком посвященная данной проблематике, а в “Методе социологии”(1895) правилам, относящимся к различению нормального и патологического, отведена 3 глава. Кроме того, разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными и др. характеристиками были хорошо использованы (отчасти уточнены и пересмотрены) учеником и последователем мэтра Морисом Хальбваксом и активно применяются в исследованиях различных форм девиаций до сих пор. Последующие работы по этой проблеме так или иначе ссылались на работы Эмиля Дюркгейма. Многое из творчества наследия Дюркгейма, в частности введенная им в научный оборот категория анемии, дающая ключ к пониманию процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды развития общества, послужило источником вдохновения для Роберта Мертона, одного из самых значительных представителей социологии отклоняющегося поведения в нашем столетии и многих других социологов.

Философы и математики, инженеры и социологи пытаются обнаружить проблемные для науки методики исследования загадочных соответствий. Поиски ведутся  в области открытия законов самоорганизации  строения динамики социума, в области изучения влияния на человека генетических, географических, космических факторов, а также в области раскрытия законов числовой гармонии мира. Например, по расчетам создателя “модульной теории социума” А. А. Давыдова получается, что несчастных случаев, самоубийств и убийств в мире погибает в среднем 8 из 10 000 человек, что, по расчетам ученного, соответствует функции коллапса. Таким образом, суицид вносит свою печальную лепту в саморазрушение той системы, которую мы называем человечеством, он также обнаруживает страшную тенденцию обратной эволюции в развитии всего живого в ХХ в., постоянно недооцениваемую современными политиками из-за отсутствия у них менталитета глобальности.

Кроме того, что суицид – преимущественно мужское явление, хотя женщины и опережают мужчин по числу суицидальных попыток, он еще и явление молодое, так как суицидальный возраст без различия пола, национальности, места проживания – 19-40 лет, т. е. период наибольшей активности человека. Коррективы в эту константу не внес ни помолодевший суицид в США и Европе, начиная с конца 60-х годов нашего времени, ни искаженная статистика советского периода в нашей стране, ни культурологические исследования истории анализируемого феномена. Например, когда в странах Европы, США, Канаде, Японии и Австралии стал наблюдаться неизменный рост суицидальных попыток в молодежной среде, а смертность от самоубийства стала третьей ведущей причиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше, то суицидальный всплеск опять-таки пришелся на наиболее “ сознательный” возраст (сохраняется и по сей день) – от 20 до 24 лет. [ Вест. Моск. ун-та. сер. 12., политические науки. 1998 №6]

Нужно отметить, что многие работы исследователей характеризуются  излишней практичностью. Действительно, изучаемый объект не абстрактен, но реален, и если опираться на статистику, эта реальность ужасает.

 

1.3. Цели и задачи.

 

Учитывая выше изложенное, цель данной курсовой работы рассмотреть проблему суицида:

  1. Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
  2. Рассмотреть проблему суицида в социально – философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах.
  3. Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
  4. Рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц.

5) На основе проведенного  анализа попытаться найти пути  решения проблемы суицида в  наше время.

 

2. Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы  суицида.

 

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики, которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.

Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их  количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.

В социологии эта проблема изучается  как социальная патология. Особенно отчетливо это можно проследить на примере творчества                Э. Дюркгейма.

В социологическом этюде “Самоубийство” общие основания методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом. Смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся “вне” индивида. Сами же социальные факты следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые обладают свойствами вещи постольку, поскольку осуществляют внешнее давление на индивида. Они одновременно и делают возможным определенные типы поведения, и управляют ими. “ Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и через его посредство. Они составляют, следовательно новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных”. [Дюркгейм. Э. Общественное разделение труда. Метод социологии//М.:Наука,1991.С.413]

Важную роль в учении Дюркгейма  играют разработанные им правила  различения нормального и патологического, необходимые для “ управления поведением” (выражение самого автора). Как отмечает известный французский  социолог Р. Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими устремлениями, в частности, надеждой учредить своеобразные “советы действия” по объективному и научному изучению феноменов, результаты деятельности которых служили бы определенным промежуточным звеном между наблюдаемыми фактами и установлением предписаний. И если некий феномен признается нормальным, то у общества нет оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим – общество располагает существенными аргументами в пользу необходимости реформ. [Арон Р. Этапы развития социологической мысли//М.: Прогресс-Универс, 1993.С.366.]

Информация о работе Проблема суицида