Проблема суицида

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая выше изложенное, цель данной курсовой работы рассмотреть проблему суицида:
Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Рассмотреть проблему суицида в социально – философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах.
Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
Рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2
Актуальность
Разработанность
Цели и задачи
Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида………………………………………………7
Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств…………10
Причины самоубийств. Основные факторы оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие………..12
Способы совершения самоубийств…………………………...40
Виды суицида……………………………………………………41
Заключение………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………..50

Файлы: 1 файл

kyrsovoi.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

С другой стороны, люди, “переключившие скорости” своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-первых, естественно, из-за большей  напряженности труда в связи  с более быстрым “темпом” , во-вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при этом на их пути.

Одним из новых источников получения стрессового заряда сегодня  является недавно начавшись широко проявляться механизм социально-экономического развития – конкуренция. Боязнь неуспеха, отставания, проигрыша, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов и прочий букет беспокойств – еще до недавнего времени считалось, что монополией на обладание этими психологическими явлениями в широком социальном контексте обладает исключительно капиталистическое общество. Сегодня эти стрессогенные факторы по праву стали достоянием людей, внедряющих новые экономические механизмы хозяйствования, то есть людей в основном среднего поколения.

Финансовые успехи предприимчивых кооператоров у многих людей именно среднего возраста, не чувствующих в себе особых деловых способностей для конкуренции на “свободном рынке” и привыкших к относительно спокойному существованию на государственных предприятиях, вызывают или специфическое чувство тоски, грозящее перейти в затяжные формы депрессии, или агрессию, очень напоминающую реакцию луддитов – разрушителей машин на заре промышленных революций.

Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека коренного изменения мышления и поведения.

С другой стороны, новые  условия общественной жизни порождают  неизмеримо большее количество альтернатив, как при выборе стратегических программ поведения человека, таких, например, как выбор профессиональной деятельности или формы и места получения образования, так и в повседневном поведении в быту, например, при покупке газеты и журнала. Более альтернативное общество с его строгими правилами поведения во всех жизненных проявлениях не оставляет в большинстве случаев возможность выбора, ограничивая свободу индивида и свободу его личности, более демократическое – предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но заставляет “мучиться” индивида свободой выбора и неопределенностью. В истории известны случаи повышения числа самоубийств в результате демократизации общества (например, в республиканской Испании).

Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществлять выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном психическом состоянии, которое повышает вероятность возникновения суицидальных намерений.

На первый взгляд, может  быть, это звучит антигуманистично, но отказ от жизни в пожилом  или даже в зрелом возрасте все  же является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться, и ответственность за него несут все члены общества в гораздо большей степени.

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у  молодежи, и насколько существенны они сегодня в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями(примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Отношения родителей  с детьми зачастую не строятся на том  фундаменте открытых, полностью искренних  эмоционально теплых отношениях, которые  являются, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее  поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом – ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.

Распад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным  с самоубийствами, и у взрослых. Среди одиноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются уходы из жизни. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.

Интересно, что молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот ранние браки не спасают от уменьшения риска суицида – по данным американских авторов, среди женатых юношей в 1,5, а среди замужних девушек в 1,7 раз процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников. Это связано прежде всего с тем, что “молодые” браки чаще являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или  плохими отношениями с учителями  и администрацией школы, реже с взаимоотношениями  в классе. В наших школах, в отличие от, например, японских, где перед каждой экзаменационной сессией происходят десятки самоубийств школьников, эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.

Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу “я не могу жить  без тебя”), что любое охлаждение в привязанности, затем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” – импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих  попытки самоубийства, сами подростки  и эксперты-психологи указывают  на различные способы таким образом  оказать влияние на других людей: “дать понять человеку, в каком  ты отчаянии” – около 40% случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался”- около 30% случаев, “показать, как ты любишь другого и выяснить, любит ли тебя действительно другой” – 25%,  “повлиять на другого, чтобы он  изменил свое решение” – 25%, и наконец в 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у  каждой жертвы суицида несколько).

Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к  проблемам семьи, детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.

Кроме того, в современных  условиях увеличивается разрыв между  различными возрастными и социальными  группами(усиливается процесс “дифференциации”) – это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда других причин.

Все это приводит к  тому, что проблема “отцов и детей” может быть , как никогда, остро  стоит именно сегодня и от ее решения зависит успех диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям между анархистскими лозунгами “полную свободу молодежи” и стародавними призывами “надо уважать и слушаться старших”.

К заражающим  и внушающим  мысль о самоубийстве надо отнести  и бывшие одно время в ходу и  вызывающие справедливое порицание  анкеты с расспросами учащихся юношей и девушек о том,“ не являлась ли у них мысль о самоубийстве, не делали ли они или кто-либо из членов семьи попыток к нему, по какой причине, когда и сколько раз, и чувствуют ли они себя одинокими и не потеряли ли веры в себя, разочаровавшись в людях и в жизни и в идеалах истины, красоты добра и справедливости, относятся ли они к людям безучастно и не предпочитают ли в литературе культ смерти и упадочность настроения”. Постоянно повторяемые известия и рассказы о самоубийствах, обостряя отчаяние решившихся покончить с жизнью, зачастую подстрекают их на настойчивое повторение попыток к этому. Бросившиеся в воду нередко борются с теми, кто хочет их спасти, не умершие от яду прибегают к веревке, к ножу или револьверу. В течение апреля 1913 года в Петербурге жена рабочего Анна Ивановна, вследствие семейных неприятностей, пять раз пыталась лишить себя жизни всеми доступными ей способами.

В числе причин, толкающих  на самоубийство, некоторые ставят пьянство, но с этим едва ли можно  согласиться. Привычные пьяницы  обыкновенно умирают от органических страданий желудка, печени и мозга, но, даже и опустившись на самое дно, цепляются за жизнь, несмотря на ее постылый характер. Несомненно, однако, что число самоубийств в состоянии опьянения представляют около 8% их общего числа, но это не результат порочной привычки , обращающейся в болезненную страсть, а чаще всего опьянение перед “вольною своей кончиной” является средством подкрепить ослабевшую перед этим волю и создать себе  искусственное полузабытье. Излишне говорить о самоубийствах учащихся как результате неправильных педагогических приемов, переутомления , неудачи на экзаменах или страха перед ними и т. п. Этому вопросу в последние годы была посвящена обширная литература.

 

 

 

 

5. Способы совершения самоубийств

 

К особенностям самоубийств  надо отнести их коллективность, их заразительность, а также повторяемость. В последние годы часто встречаются случаи, где двое или трое решаются одновременно покончить с собою по большей части вследствие причин и одинаковости побуждений, а иногда и по  разным поводам, соединяющим их в окончательном результате. Обыкновенно при этом один или двое подчиняются внушению наиболее из них настойчивого и умеющего убеждать, однако, именно он-то и впадает в малодушное колебание в решительную минуту. Но бывает и обратное. Достаточно указать на самоубийство на самоубийство девиц Кальмансон и двух Лурье, умерших в артистической обстановке после исполнения похоронного марша Шопена, потому что им “жизнь представляется бессмысленной”. В предшествующие  последней войне годы коллективные самоубийства развились в женских богадельнях и преимущественно в женских учебных заведениях. Тогда начальницы некоторых институтов и женских гимназий сделались предметом самых произвольных, а иногда и прямо лживых, вследствие таких коллективных самоубийств и покушений на них, вызванных болезненным предчувствием испытаний и разочарований в предстоящей жизни, подчас особенно ярко рисующихся молодой девушке в переходном возрасте. Коллективные самоубийства встречаются и у несчастных “жертв общественного темперамента”. Так, в 1911 году три проститутки лишили себя жизни совместно, оставив записку: “Лучше умереть, чем быть придорожной грязью…”.

Остается упомянуть  о случаях, когда самоубийство совершается  с несомненной рисовкой и в  особо эффектной обстановке. Конечно, в этом отношении Северная Америка побила рекорд. В 1911 год газеты сообщили, что в Балтиморе некий Том Климбот лишил себя жизни на сцене в театре, полном нарочно собравшимися зрителями, которых он оповестил о предстоящем объявлениями в газетах. Французский писатель Жерар Нерваль кончает с собою на верхней площадке лестницы чужого дома, причем около его трупа сидит прирученныйим и взятый с собою ворон. В Одессе артистка небольшого театра, причесавшись у лучшего парикмахера, надушенная, с приготовленным букетом цветов, красиво отделанным платьем и белыми отласными туфельками, открыает себе жилы в горячей ванне. Сюда же надо отнести и  Кадмину, отравившуюся на сцене и подавшую Тургеневу мысль написать “Клару Милич” , а также довольно частые случаи, где местом приведения в исполнения в исполнение приговора над собою избираются не отдельные номера, а общие залы гостиниц и ресторанов, причем нередко забывается уплата по счету.

Способы совершения самоубийств  отличаются большим разнообразием. Женщины предпочитают отравляться, бросаться с высоты или в воду. Замечательно, что водопад Иматра в Финляндии, близ Выборга, имел заманчивость для решивших покончить с собою. В 1911 году в него из приезжих бросилось в течение лета 59 человек, из коих одна треть женщин. [Кони А. Ф. Самоубийство в законе и жизни. М.,1923.]

 
6. Виды суицида

 

Уровень самоубийств  является одним из важнейших социологических  показателей степени благополучия данного общества. Предельно-критическое (пороговое) значение в мировой практике – 20 суицидов на 100 тыс. населения (“Социс”, №4/98, с. 90). В 1994 г. Россия превысила критическю массу в 2 раза, а в 1999-м – в 3,3 раза. Такие цифры свидетельствуют ужн не о болезни, а о смертельной агонии общества. Социальные, созданные в современной России, оказались, как выражаются потологоанатомы, несовместимыми с жизнью: за десятилетие реформ полмиллиона россиян наложили на себя руки. Это только учтенные статистикой так называемые  “истинные суициды”. Но есть еще и “скрытые суициды”. Скрытым суицидом считается поведение, сознательно связанное с повышенным риском и часто приводящее к как бы “случайной” смерти. Среди вариантов сюда относятся рискованное вождение автомобиля, злоупотребление алкоголем и наркотиками. По этим позициям Россия также лидирует в мире. Многие социологи рассматривают безумный российский рост алкоголизма как проявление национального суицидального комплекса, т. е. стремление к национальному самоубийству. По крайней мере, не надо быть социологом, чтобы понять очевидную вещь: алкоголизм и наркомания – тоже способы “убежать”: не знать, не видеть ,не слышать, не чувствовать. Самоубийство – лишь логичное завершение этого стремления к бегству от страшного мира, который сотворили на развалинах России “молодые реформаторы”.

Информация о работе Проблема суицида