Проблемы суицида в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение состояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу о подростковом возрасте и суицидальном поведении.
Выбрать методы и методики исследования.
Провести эмпирическое исследование.
Выявить факторы влияющие на склонность подростка к суициду.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Проблема подросткового суицида ………………………………………………….. 5

1.1 Проблема суицида в современном обществе …………………………………………….. 5

1.2 Суицид и подросток ……………………………………………………………………… 12

Глава 2. Исследование зависимости склонности к суициду от уровня агрессивности у подростков …………………………………………………………………………………….. 18

2.1 Исследование проблемы суицидального поведения подростков …………………….. 18

2.1.1 Описание исследования ………………………………………………………………... 18

2.1.2. Исследование зависимости склонности подростка к суициду от уровня агрессивности …………………………………………………………………………………. 18

2.1.3. Анализ результатов исследования ……………………………………………………. 18

Заключение ……………………………………………………………………………………. 24

Список литературы …………………………………………………………………………… 26

Приложение ……………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 103.19 Кб (Скачать)

Содержание 

 

 

Введение  ………………………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Проблема подросткового суицида ………………………………………………….. 5

1.1 Проблема суицида в современном обществе …………………………………………….. 5

1.2 Суицид и подросток ……………………………………………………………………… 12

Глава 2. Исследование зависимости склонности к суициду от уровня агрессивности у подростков …………………………………………………………………………………….. 18

2.1  Исследование проблемы суицидального поведения подростков …………………….. 18

2.1.1 Описание исследования ………………………………………………………………... 18

2.1.2. Исследование зависимости склонности  подростка к суициду от уровня  агрессивности …………………………………………………………………………………. 18

2.1.3. Анализ результатов исследования ……………………………………………………. 18

Заключение ……………………………………………………………………………………. 24

Список  литературы …………………………………………………………………………… 26

Приложение ……………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Темой данной работы является проблема суицида в подростковом возрасте. В свое время данную проблему изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и многие его последователи. По сей день причины  и факторы, толкающие подростка к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Ежегодно в мире совершается  около одного миллиона самоубийств  и по крайней мере в десять раз больше суицидальных попыток. Страны с населением, говорящем на русском языке (бывшие республики СССР), находятся среди лидеров по уровню самоубийств и числу суицидальных попыток.

Проблема суицида среди детей  и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем  в России. По данным Всемирной организации  здравоохранения, Россия занимает второе место в мире по числу самоубийств  на сто тысяч жителей, а по абсолютному  количеству подростковых самоубийств  – первое место. За последние 30 лет число самоубийств увеличилось в 30 раз. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоились. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста - до 35% суицидальных попыток совершают дети и подростки. Ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. По статистике каждый день 17 российских подростков заканчивают жизнь самоубийством. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. В подростковой психике есть еще  некоторые черты, предполагающие к  самоубийству. С одной стороны, страсть  к самоутверждению, с другой –  еще не сформированное представление  о ценности жизни. У них нет  барьера между рискованным и  нерискованным поведением. Подростки  очень легко манипулируют как  своим здоровьем, так и своей  жизнью. Им кажется, что жизнь –  недорогая цена за доказательство собственной  правоты.

Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и  основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Различные аспекты суицидального поведения изучали В.Штерн, В. Франкл, Н.Фабероу, Э.Шнейдерман и др. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В.П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А.Кочетов (занимался работой с трудными детьми), В.В. Лебединский (исследовал эмоциальные нарушения в детском возрасте) и др. Интерес к этой проблеме угасает: ежегодно проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств. Самоубийство превратилось в одно из острейших проблем нашего общества.

Объект  исследования: феномен самоубийства.

Предмет исследования: суицидальное поведение в подростковом возрасте.

Цель  исследования: изучение состояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем.

На основе изученной  литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза о зависимости склонности подростков к суициду от уровня различных видов агрессии.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу о подростковом возрасте и суицидальном поведении.
  2. Выбрать методы и методики исследования.
  3. Провести эмпирическое исследование.
  4. Выявить факторы влияющие на склонность подростка к суициду.

Исследование было реализовано  с помощью эмпирических методов, таких как, метод тестирования  и диагностического анкетирования. Мы использовали  модифицированный опросник Басса-Дарки, диагностическую анкету на выявление критических ситуаций подростков приведенную в пособии Р.В. Овчаровой.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучен и систематизирован материал по исследуемой проблеме: описаны характерные черты суицида как акта самоубийства, факторы, способствующие суицидальному поведению, а также специфические особенности суицидальной активности в подростковом возрасте. Материалы могут быть использованы всеми участниками образовательного процесса (педагогами, подростками и их родителями), как в плане просвещения, так и для выдачи конкретных рекомендаций.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема подросткового суицида

 

 

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui — себя, caedere — убивать) — намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом "самоубийство" обозначается и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э. Дюркгейм. По его трактовке самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

 

    1. Проблема суицида в современном обществе

 

 

Проблема самоубийства волновала  человека во все времена. И во се времена отношение к этому явлению было неоднозначным. Например, в советские времена существовало убеждение, что суицид - явный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра. Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить). Нельзя не оценить заслугу известного психиатра А.Г.Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что большинство суицидентов - люди практически здоровые. И основала для них в Москве телефон доверия, а также кризисный стационар - не только чтобы откачивать тех, кто сделал этот шаг, сколько затем, чтобы предупредить самоубийства.

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе  он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой  человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы  – если все живое вокруг изо  всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию  в то, чтобы полностью испортить  себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Фрейд говорил: «Поистине  человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно».

 В девяностые годы в Росси  это явление наблюдалось особенно  часто: страну захлестнул вал  самоубийств. Часто из жизни  уходят подростки, а то и  совсем маленькие дети.  Приведем несколько примеров.

  1. Лихорадочная страсть к успеху любой ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напилась таблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки по сочинению.
  2. Еще одна трагедия, потрясшая несколько лет назад одно из пригородных ульяновских сел. Сережа рос в благополучной семье, родители – из интеллигенции. Способный к точным наукам мальчик рос молчуном, про таких говорят: «Слова не вытянешь». Надвигались выпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в классном журнале стояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не ставила ему отметок. Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером родители крупно поговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул его из петли уже мертвым.
  3. Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.

 «Суициды вообще-то были всегда»,  – скажет кто-то. Да, но в наше  время число таких случаев  растет и растет, особенно среди  подростков. Данные статистики в  ответ на эти вопросы: «92% случаев  суицида в среде подростков  спровоцированы школой и семьей». 

Многие авторы вслед за З. Фрейдом  пытались найти в человеке глубинный  инстинкт смерти, саморазрушения.

К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

В последнее время растет число  детей и подростков, имеющих эту  тенденцию личности. Помочь им можно  лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны  на группе самоубийц, так как это  наиболее явная, отчетливо заостренная  форма аутодеструктивного поведения.

Для наглядности приведем некоторые  факты:

  • Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния.
  • Печальная статистика случаев аутоагрессии , как проявлений "инстинкта смерти", направленного на собственное "Я", появляется, когда дети достигают возраста от 11 до 18 лет.
  • Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст(14-16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды - это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не редкостью являются коллективные самоубийства, совершаемые либо группой подростков одновременно, либо одним вслед за другим. В истории известны множество таких печальных примеров, один из них- эпидемия самоубийств, прокатившаяся по России после трагической смерти Сергея Есенина. Похожими мотивами руководствуются и те, кто готов расстаться с жизнью после смерти своего кумира.
  • Когда-то давно считалось, что люди, покушающиеся на собственную жизнь,- не совсем здоровы психически. Однако, как показывает современная статистика,- 2/3 суицидов совершается при ясном уме и твердой памяти. 
  • Они  делают это в нестандартных ситуациях и по причинам глубоко личным, интимным: из-за подозрения на неизлечимую болезнь , вследствие уродства, из-за потери любимых и близких , обиды, случайной ссоры. Иногда люди просто играют со смертью, прибегая к угрозе самоубийства как к последнему аргументу выяснения отношений. 
  • У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершаются людьми с психотическими состояниями лишь 10% - без них. 

Далее попробуем разобраться в том, какие виды суицида в науке  выделяют на сегодняшний день. Мы выяснили, что суицид – это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Информация о работе Проблемы суицида в подростковом возрасте