Проблемы суицида в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение состояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу о подростковом возрасте и суицидальном поведении.
Выбрать методы и методики исследования.
Провести эмпирическое исследование.
Выявить факторы влияющие на склонность подростка к суициду.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Проблема подросткового суицида ………………………………………………….. 5

1.1 Проблема суицида в современном обществе …………………………………………….. 5

1.2 Суицид и подросток ……………………………………………………………………… 12

Глава 2. Исследование зависимости склонности к суициду от уровня агрессивности у подростков …………………………………………………………………………………….. 18

2.1 Исследование проблемы суицидального поведения подростков …………………….. 18

2.1.1 Описание исследования ………………………………………………………………... 18

2.1.2. Исследование зависимости склонности подростка к суициду от уровня агрессивности …………………………………………………………………………………. 18

2.1.3. Анализ результатов исследования ……………………………………………………. 18

Заключение ……………………………………………………………………………………. 24

Список литературы …………………………………………………………………………… 26

Приложение ……………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 103.19 Кб (Скачать)

 

Темным цветом выделены респонденты, набравшие самые высокие результаты. Этими данными мы руководствовались  в дальнейшем проведении исследования, при сравнении данных обоих исследований, а также в процессе подтверждения  гипотезы.

 

Результаты  теста уровня агрессивности «Басса-Дарки» также представлены в таблице 2.

 

Результаты исследования уровня агрессивности у подростков

                                                                                                               Таблица 2

 

Физ. агрессия

Косвен. агрессия

Негати-визм

Обидчивость

Раздражение

Подозрительность

Словесн. агрессия

Общий балл

1

2

2

3

2

1

2

2

14

2

2

1

1

1

2

3

1

8

3

2

3

4

4

2

3

3

21

4

2

1

3

2

1

1

1

11

5

2

1

1

1

2

1

1

9

6

1

3

2

1

1

2

1

11

7

3

3

3

4

2

3

2

20

8

3

2

3

3

3

3

3

21

9

2

1

2

2

2

1

1

11

10

3

2

1

1

1

1

1

10

11

2

1

2

2

2

1

1

11

12

2

1

1

2

2

1

1

10

13

2

1

2

1

2

1

1

12

14

3

3

4

3

2

2

2

19

15

1

3

2

1

1

2

1

11

16

3

2

4

3

2

3

3

20

17

2

3

4

3

3

3

1

20

18

3

3

3

4

2

1

2

18

19

2

1

2

2

2

1

1

11

20

3

2

1

1

1

1

1

10


 

 

 

2.1.3. Анализ результатов  исследования

 

Исходя из полученных данных, мы выяснили, что испытуемые под  номерами 3, 7, 8, 12, 14, 16, 17, 18 гипотетически  наиболее склонны к суициду, так  как их ответы наиболее идентичны  результатам свидельствующим о наличии критической ситуации, суицидального риска. С данными именно этих испытуемых продолжалась дальнейшая работа.

Для наглядности мы приводим данные этих подростков в общей таблице 3.

 

 

 

Выборочные результаты из таблицы 3

Таблица 3

 

Физ. агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Обид-ть

Раздражение

Подозри-тельность

Словесн. агрессия

3

2

3

4

4

2

3

3

7

3

3

3

4

2

3

2

8

3

2

3

3

3

3

3

12

2

1

1

2

2

1

1

14

3

3

4

3

2

2

2

16

3

2

4

3

2

3

3

17

2

3

4

3

3

3

1

18

3

3

3

4

2

1

2


 

 

Как видно, у всех подростков, кроме испытуемого под номером 12, у которого при относительно невысоком  уровне агрессивности по всем ее видам, высокие показатели суицидального  риска. При этом у всех остальных  испытуемых самые высокие показатели по шкале негативизма, на втором месте  – обидчивость, на третьем – подозрительность. Для всех потенциальных суицидентов данного исследования характерны высокие показатели по этим шкалам.

Что касается остальных испытуемых, то можно сказать, что в целом  показатели агрессивности достаточно высоки, у 67% испытуемых общий фон  агрессивности расценивается как  высокий, но все же гораздо ниже, чем у тех, кто по результатам  исследования наиболее склонны к  суицидальному поведению. Для примера: средний балл «суицидентов» - 16,25, в то время, как средний балл агрессивности всех остальных – 10,75 из 25 возможных. В процентном соотношении это 65% и 43% из ста.

Для наглядности это показано в гистограмме.

Это можно объяснить тем, агрессия является фоном, предшествующим суицидальным действиям, и тем, что  агрессивность  свойственна всем формам девиантного поведения, в том числе и суициду.

Следовательно, у 87,5% подростков склонных к суициду значительно высокий уровень агрессии по сравнению с остальными испытуемыми.

 

 

Выводы по Главе 2. В результате реализации всех ранее поставленных задач исследования, цель исследования подтвердилась. На основе теоретических и эмпирических данных, мы выяснили, что уровень агрессивности влияет на склонность подростков к суицидальным действия. Исходя из того, что 87,5% испытуемых склонным к самоубийству наблюдается повышенный уровень агрессии. С нашей точки зрения, данный факт можно интерпретировать как подтверждающий первоначальную рабочую гипотезу. Это означает, что возможно действительно наиболее агрессивные подростки более склонны к суициду. Причем самый высокий вид агрессии у таких подростков – негативизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что  загадка смерти всегда будет волновать  человечество. Наверное, и в самом  гуманном обществе обстоятельства будут  приводить людей к опасной  черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может  помочь любому выработать жизнеутверждающее  мировоззрение, проникнуться верой  в великое предназначение человека. Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика. Конечно, добровольный уход из жизни человека его неповторимая личная трагедия. Но когда уходят из жизни гениальные люди, олицетворяющие эпоху, это трагедия и всего общества в целом. Таким  образом, "качественное наполнение" приведенных статистикой ужасных  цифр делает их еще страшнее. Да, хотя среди самоубийц много людей  опустившихся, подверженных алкоголю и наркомании, просто психически больных, но в первую очередь от нас уходят люди порядочные, с сохранившимся  чувством чести, долга, собственного достоинства. Можно ли что-то сделать, чтобы как-то удержать человека у последней черты? Можно. Изменить условия жизни людей. Перейти от бесконечных разговоров о равных возможностях для каждого  к созданию реальных условий, эти  возможности обеспечивающих. Добиться того, чтобы в своей стране, на своей улице, в своем доме человек  чувствовал себя защищенным. Люди просто не верят, что их кто-то или что-то защитит. Самоубийство - свидетельство  все возрастающей разобщенности  людей. Когда связи человека с  миром слабеют, один ищет компенсации  в алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать, что он этому миру больше не нужен. И уходит из него. Потеря эта невосполнима, ведь с каждым человеком исчезает безвозвратно целая Вселенная.

Ведь в конечном счете большинство людей уходят из жизни потому, что чувствуют себя в этом густонаселенном мире одинокими. Переживая острый нравственный кризис, который обычно предшествует самоубийству, они в особой степени нуждаются во внимании окружающих.

Наша общая задача заключается  в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться  эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов.

Главной целью данной работы являлось изучение проблемы подросткового суицида. С помощью анализа литературы и данных интернет сайтов мы рассмотрели  данную проблему с точки зрения особенностей подросткового возраста, исходя из свойств личности характерных для данного периода, а также путем анализа общих данных по проблеме суицида. На основе этого была выдвинута рабочая гипотеза, которая подтвердилась в ходе эмпирического исследования.

На основе этих данных можно сделать  следующие выводы:

  1. Проблема суицида широко распространена в мире и особенно на территории Российской Федерации.
  2. Суицид всегда связан с внутренними переживаниями человека.
  3. Склонность к суициду в подростковом возрасте наиболее высока из-за внутренних особенностей данного возраста.
  4. Внешние обстоятельства также играют немалую роль в совершении подростками суицидальных действий.
  5. Суицидальное поведение редко связано с психическими отклонениями, но всегда связан с психологическими проблемами.
  6. Высокий уровень агрессивности характерен для подростков-суицидентов, что субъективно доказано в ходе эмпирического исследования.
  7. Выявить потенциальных самоубийц иногда невозможно, но все же при чутком отношении к подростку можно предотвратить трагическое событие. Также можно сказать, что склонность к суициду может корректироваться с психологической точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

  1. Ефремов В. С. Основы суицидологии. - СПб.:  «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с: ил.
  2. Вагин Ю. Р. Влечение к смерти (Диалог со Шмидт-Хеллерау) - Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2004. - 150 с.
  3. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств - Ред. Д. Вассерман; пер.          Е. Ройне. -  М.: Смысл, 2005.  -  310 с.
  4. Ким  И. Выход из тоннеля, или суицид в школе - И. Ким // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября»: еженедельная методическая газета для педагогов-психологов. - М., 2004. - 1-15 июня (№ 11). - С. 8-9.
  5. Погодин  И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты : учебное пособие [для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов вузов] - И. А. Погодин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. -  331 с.
  6. Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. – Пермь: Капик, 1993. – 188 с.
  7. Шапарь В. Б. Психология кризисных ситуаций - В. Б. Шапарь. -  Ростов на Дону.: Феникс, 2008. - 453 с.: ил.
  8. Шнейдман Э. С. Душа самоубийцы - Э.С.Шнейдман; Пер.с англ.О.Ю.Донец. -  М.: Смысл, 2001. - 315 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 1

 

Тест Басса-Дарки

(модифицированный)

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия.  
Возраст: Любой

В данной модификации исключена шкала  “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация.

          1. Назначение теста

Диагностика различных форм агрессивного поведения.

          1. Инструкция к тесту 

Каждый  оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие  вопросы).

          1. Тестовый материал:
  1. Если я разозлюсь, я  могу ударить кого-нибудь.
  2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
  5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
  7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
  8. Мне не раз приходилось драться.
  9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
  11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
  12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
  13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
  15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
  17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
  18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
  19. Меня легко обидеть.
  20. Многие люди мне завидуют.
  21. Если я злюсь, я могу выругаться.
  22. Если не понимают слов, я применяю силу.
  23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
  24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
  25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

Информация о работе Проблемы суицида в подростковом возрасте