Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа
Цель исследования: изучение состояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем.
Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу о подростковом возрасте и суицидальном поведении.
Выбрать методы и методики исследования.
Провести эмпирическое исследование.
Выявить факторы влияющие на склонность подростка к суициду.
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Проблема подросткового суицида ………………………………………………….. 5
1.1 Проблема суицида в современном обществе …………………………………………….. 5
1.2 Суицид и подросток ……………………………………………………………………… 12
Глава 2. Исследование зависимости склонности к суициду от уровня агрессивности у подростков …………………………………………………………………………………….. 18
2.1 Исследование проблемы суицидального поведения подростков …………………….. 18
2.1.1 Описание исследования ………………………………………………………………... 18
2.1.2. Исследование зависимости склонности подростка к суициду от уровня агрессивности …………………………………………………………………………………. 18
2.1.3. Анализ результатов исследования ……………………………………………………. 18
Заключение ……………………………………………………………………………………. 24
Список литературы …………………………………………………………………………… 26
Приложение ……………………………………………………………………………………
Темным цветом выделены респонденты,
набравшие самые высокие
Результаты теста уровня агрессивности «Басса-Дарки» также представлены в таблице 2.
Результаты исследования уровня агрессивности у подростков
№ |
Физ. агрессия |
Косвен. агрессия |
Негати-визм |
Обидчивость |
Раздражение |
Подозрительность |
Словесн. агрессия |
Общий балл |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
14 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
8 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
21 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
11 |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
9 |
6 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
11 |
7 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
20 |
8 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
9 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
10 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
11 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
12 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
13 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
12 |
14 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
19 |
15 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
11 |
16 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
20 |
17 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
20 |
18 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
2 |
18 |
19 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
11 |
20 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
2.1.3. Анализ результатов исследования
Исходя из полученных данных, мы выяснили, что испытуемые под номерами 3, 7, 8, 12, 14, 16, 17, 18 гипотетически наиболее склонны к суициду, так как их ответы наиболее идентичны результатам свидельствующим о наличии критической ситуации, суицидального риска. С данными именно этих испытуемых продолжалась дальнейшая работа.
Для наглядности мы приводим данные этих подростков в общей таблице 3.
Выборочные результаты из таблицы 3
Таблица 3
№ |
Физ. агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Обид-ть |
Раздражение |
Подозри-тельность |
Словесн. агрессия |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
7 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
8 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
14 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
16 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
17 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
18 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
2 |
Как видно, у всех подростков, кроме испытуемого под номером 12, у которого при относительно невысоком уровне агрессивности по всем ее видам, высокие показатели суицидального риска. При этом у всех остальных испытуемых самые высокие показатели по шкале негативизма, на втором месте – обидчивость, на третьем – подозрительность. Для всех потенциальных суицидентов данного исследования характерны высокие показатели по этим шкалам.
Что касается остальных испытуемых,
то можно сказать, что в целом
показатели агрессивности достаточно
высоки, у 67% испытуемых общий фон
агрессивности расценивается
Для наглядности это показано в гистограмме.
Это можно объяснить тем, агрессия является фоном, предшествующим суицидальным действиям, и тем, что агрессивность свойственна всем формам девиантного поведения, в том числе и суициду.
Следовательно, у 87,5% подростков склонных к суициду значительно высокий уровень агрессии по сравнению с остальными испытуемыми.
Выводы по Главе 2. В результате реализации всех ранее поставленных задач исследования, цель исследования подтвердилась. На основе теоретических и эмпирических данных, мы выяснили, что уровень агрессивности влияет на склонность подростков к суицидальным действия. Исходя из того, что 87,5% испытуемых склонным к самоубийству наблюдается повышенный уровень агрессии. С нашей точки зрения, данный факт можно интерпретировать как подтверждающий первоначальную рабочую гипотезу. Это означает, что возможно действительно наиболее агрессивные подростки более склонны к суициду. Причем самый высокий вид агрессии у таких подростков – негативизм.
Заключение
Обобщая
вышесказанное, можно сказать, что
загадка смерти всегда будет волновать
человечество. Наверное, и в самом
гуманном обществе обстоятельства будут
приводить людей к опасной
черте. Но, опираясь на неповторимую ценность
каждой человеческой жизни, общество может
помочь любому выработать жизнеутверждающее
мировоззрение, проникнуться верой
в великое предназначение человека.
Одна смерть - это смерть, а тысячи
смертей это статистика. Конечно,
добровольный уход из жизни человека
его неповторимая личная трагедия.
Но когда уходят из жизни гениальные
люди, олицетворяющие эпоху, это трагедия
и всего общества в целом. Таким
образом, "качественное наполнение"
приведенных статистикой
Ведь в конечном счете большинство людей уходят из жизни потому, что чувствуют себя в этом густонаселенном мире одинокими. Переживая острый нравственный кризис, который обычно предшествует самоубийству, они в особой степени нуждаются во внимании окружающих.
Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов.
Главной целью данной работы являлось изучение проблемы подросткового суицида. С помощью анализа литературы и данных интернет сайтов мы рассмотрели данную проблему с точки зрения особенностей подросткового возраста, исходя из свойств личности характерных для данного периода, а также путем анализа общих данных по проблеме суицида. На основе этого была выдвинута рабочая гипотеза, которая подтвердилась в ходе эмпирического исследования.
На основе этих данных можно сделать следующие выводы:
Список литературы
Приложения 1
Тест Басса-Дарки
(модифицированный)
Шкалы: физическая агрессия, косвенная
агрессия, раздражительность, негативизм,
обидчивость, подозрительность, вербальная
агрессия.
Возраст:
Любой
В данной модификации исключена шкала “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация.
Диагностика различных форм агрессивного поведения.
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).
Информация о работе Проблемы суицида в подростковом возрасте