Проблемы суицида в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение состояния проблемы суицида среди подростков как одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу о подростковом возрасте и суицидальном поведении.
Выбрать методы и методики исследования.
Провести эмпирическое исследование.
Выявить факторы влияющие на склонность подростка к суициду.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Проблема подросткового суицида ………………………………………………….. 5

1.1 Проблема суицида в современном обществе …………………………………………….. 5

1.2 Суицид и подросток ……………………………………………………………………… 12

Глава 2. Исследование зависимости склонности к суициду от уровня агрессивности у подростков …………………………………………………………………………………….. 18

2.1 Исследование проблемы суицидального поведения подростков …………………….. 18

2.1.1 Описание исследования ………………………………………………………………... 18

2.1.2. Исследование зависимости склонности подростка к суициду от уровня агрессивности …………………………………………………………………………………. 18

2.1.3. Анализ результатов исследования ……………………………………………………. 18

Заключение ……………………………………………………………………………………. 24

Список литературы …………………………………………………………………………… 26

Приложение ……………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 103.19 Кб (Скачать)

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Суицид подростков имеет  следующие черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

средства самоубийства выбраны  неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Абсолютно точных признаков суицидального  риска нет, но наиболее общими являются:

  1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
  4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Существуют также некие симптомы, по которым можно определить готовность ребенка к суициду. К ним относятся:

  • тревожно-агитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
  • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
  • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
  • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
  • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
  • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
  • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

               К внешним же обстоятельствам  относятся такие факторы как:

  • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
  • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
  • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
  • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
  • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

 Накапливание негативных переживаний  может создать неблагоприятную  сферу для срыва у подростков. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные переживания  у подростков возникают в ответ  на семейные конфликты, частые  наказания, недовольство родителей  друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний  – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных»  подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

Важная причина подростковых переживаний  – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди  «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.

Частые наказания провоцируют  развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.

Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту  причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.

 

Выводы по главе. Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы подвести итоги. В данной работе, мы рассмотрели суицид, не как принятую форму девиантного поведения, а попытались раскрыть это явление с точки зрения психических и личностных особенностей подросткового возраста. В ходе работы мы выяснили, что подростковый возраст является кризисным как в физиологическом, так и в психическом плане. В подростковом возрасте наиболее остро проявляется потребность любви и признании. Психика неустойчива к моральным потрясениям. И в связи с переходным периодом из детства во взрослость, в данном возрасте подросток начинает задумываться над смыслом жизни и собственным местом в мире. Эти факторы зачастую являются предпосылками такого явления, как подростковый суицид. В данной главе мы подробно рассмотрели особенности подросткового возраста во взаимосвязи с проблемой самоубийства. Неоднократно было сказано, что подростки склонны к проявлению различных видов агрессии, таких как физическая агрессия, косвенная, негативизм, раздражительность, подозрительность, обидчивость, вербальная агрессия. По мнению А.Г.Амбрумовой общая агрессивность является фоном для совершения суицида. На основе оттого мнения мы предполагаем, что возможно высокий уровень различных видов агрессии является факторами, провоцирующими суицид у подростков. Следовательно, выявление подростков с высоким уровнем агрессии  и своевременная психологическая помощь, могут снизить у них риск совершения суицида и суицидального поведения.

 

Глава 2. Исследование зависимости склонности к суициду от уровня агрессивности у подростков

 

2.1. Исследование  проблемы суицидального поведения  подростков

 

2.1.1.Описание исследования

 

По мнению А.Г.Амбрумовой общая агрессивность является фоном для совершения суицида. На основе оттого мнения мы предполагаем, что возможно высокий уровень различных видов агрессии является факторами, провоцирующими суицид у подростков. Для того чтобы выяснить, так ли это на самом деле было проведено исследование зависимости уровня агрессивности на склонность подростка к суициду и суицидальному поведению.

Цель данного  исследования состоит в следующем: выявить зависимость различных видов агрессии на склонность подростка к суициду и суицидальному поведению.

Для этого были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать уровень агрессивности у подростков.
  2. Исследовать склонность подростков к суицидальным действиям.
  3. Сравнить результаты испытуемых по первому и второму исследованию и выявить закономерности.
  4. Выяснить, какой вид агрессии наиболее характерен для подростков склонных к суициду.
  5. Сделать обобщенные выводы по проведенному исследованию.

В данной работе объектом исследования является суицидальное поведение подростков. Предметом – влияние различных видов агрессии на склонность к суициду.

 

 

2.1.2. Исследование зависимости склонности  подростка к суициду от уровня  агрессивности

 

В работе мы пользовались эмпирическими  методами исследования, такими как  тестирование и диагностическая  анкета.

Для исследования уровня агрессивности  был выбран метод тестирования, так  как тест – это стандартизированное  задание или особым образом связанные  между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить с эталоном, либо сравнить с другими показателями и выявить их взаимосвязь с помощью выделения закономерностей. Поэтому данный метод наиболее актуален и удобен для проведения данного исследования.

Для исследования мы используем так называемые личностные тесты, которые предназначены  для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и  разнообразны: существуют опросники  состояний и эмоционального склада личности, опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

Для исследования уровня агрессивности  используется модифицированный тест Басса-Дарки. В данной модификации исключена шкала «Чувство вины», убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация. Тест предназначен для диагностики различных форм агрессивного поведения. Данный опросник  может быть применим для любой возрастной группы. Интерпретация проводиться в соответствии с ключом.

            Для определения суицидального  риска подростков, использовался  метод анкетирования – разновидность  опроса, в котором цели исследования  достигаются на основе анализа  письменных ответов респондентов. Так как в настоящее время  не существует универсальной  психодиагностической методики  для определения суицидального  риска у подростка, находящегося  в кризисной ситуации. Поэтому, для данной данного исследования использовалась диагностическая анкета о критических ситуациях подростка, которая позволяет определить потенциальных суицидентов на основе их ответов на вопросы касающиеся определения общего критического состояния, которое может свидетельствовать о высоком уровне склонности к суициду.

Данные проведенного анкетирования  по каждому из респондентов представлены в таблице 1. Наличие у испытуемого каждого признака критической ситуации отмечены знаком «+». Количество набранных плюсов более 5, а также более 3 отмеченных ситуаций при ответе на второй вопрос и более 4 при ответе на пятый вопрос может свидетельствовать о склонности подростка к суициду. Всего 11 факторов. Наличие более шести факторов говорит о высоком уровне переживания критических ситуаций, а так как критическая ситуация в подростковом возрасте зачастую сопровождается суицидальными действиями, то этот факт интерпретировался как высокий риск совершения суицида.

 

Протокол результатов  анкетирования

Таблица 1

 

 

 

Номер вопроса

2

3

4

5

6

 

 

 

Количество

сфер возникновения критических  ситуаций

 

 

 

Удаленность критичес-кой ситуации в психологическое прошлое

 

 

 

 

 

Ее ожидание в будущем

состояния, свидетельствующие  о наличии переживания критической  ситуации

отрицательный баланс, внутрен-ние суицидальное поведение

 

 

ситуационные реакции

 

 

субдепрессивные состояния

 

состояния фобического круга

состояния нервно-психического напряжения

 

Количес-тво положительных ответов

 

 

эмоциональный дисбаланс

 

 

пессимизм

 

 

демобилизации

 

 

дезорганизация

1

3

Давно

Нескоро

+

   

3

   

+

+

2

4

Давно

Очень нескоро

 

+

+

3

 

+

 

+

3

7

Недавно

Скоро

+

+

+

4

+

+

 

+

4

5

Очень давно

Нескоро

+

   

3

   

+

 

5

3

Не очень давно

Нескоро

 

+

 

2

 

+

   

6

2

Не очень давно

Нескоро

   

+

2

 

+

   

7

8

 Недавно

Не очень скоро

+

+

+

6

+

+

+

+

8

7

Недавно

Скоро

+

 

+

5

+

+

+

+

9

3

Давно

Нескоро

+

+

 

3

   

+

 

10

4

Давно

Нескоро

   

+

3

+

 

+

 

11

2

Давно

Нескоро

+

+

+

4

       

12

8

Недавно

Скоро

+

+

+

5

+

+

+

+

13

2

Не очень давно

Очень нескоро

     

2

+

+

+

 

14

9

Совсем недавно

Не очень скоро

+

+

+

6

+

+

+

+

15

5

Давно

Нескоро

   

+

3

   

+

 

16

7

Недавно

Скоро

+

+

+

6

+

+

+

+

17

7

Недавно

Не очень скоро

+

+

+

5

+

+

+

+

18

10

Недавно

Скоро

+

+

+

7

+

 

+

+

19

3

Недавно

Нескоро

+

 

+

2

 

+

+

 

20

5

Недавно

Нескоро

 

+

 

1

+

+

   

Информация о работе Проблемы суицида в подростковом возрасте