Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:49, курсовая работа
Самоубийство есть психологическое явление, и чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность - это страшное сужение сознания, когда жизнь замыкается в одной темной точке, при этом невозможно выйти из нее. Самоубийца закупорен в своем «я», в одной точке своего «я». Человек хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться.
Введение
Глава 1. Суицид как явление
1.1 Взгляды на сущность суицида
1.2 Самоубийство в истории человечества
1.3 История суицидологии в России
Глава 2. Основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида
2.1. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств
2.2 Причины суицидального поведения 2.3 Гендерная специфика суицидального поведения
Глава 3. Статистика по суицидам
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
Глава 1. Суицид как явление
1.1 Взгляды на сущность суицида
1.2 Самоубийство в истории человечества
1.3 История суицидологии в России
Глава 2. Основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида
2.1. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств
2.2 Причины суицидального поведения
Глава 3. Статистика по суицидам
Заключение
Список литературы
Введение
Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск «моральных каникул» имеет оборотную сторону - донжуановское пресыщение жизнью. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.
Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух «Я», вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на «дне» своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и театральность собственных притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда дело сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от «сна разума», породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако «спасшийся» благодаря своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам Достоевский являют собой слабый аргумент «за», когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.
Что-то постоянно не связывается, обрывается в наших попытках если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного самонасилия. Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани между психиатрией и философией У.Джемса, В.Бехтерева, Р.Лэнга не дают исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%), почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост сознательного суицида в среде наиболее перспективной в эволюционном отношении?!
Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х.
Глава 1. Суицид как явление
1.1 Взгляды на сущность суицида
Самоубийство есть психологическое явление, и чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность - это страшное сужение сознания, когда жизнь замыкается в одной темной точке, при этом невозможно выйти из нее. Самоубийца закупорен в своем «я», в одной точке своего «я». Человек хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться.
Самоубийца всего эгоцентрик, для нетто нет больше ни мира, ни других людей, а только он сам. Для него нет и тех людей, из-за которых он решает покончить собой. Преодолеть волю к самоубийству- значит забыть о себе, преодолеть эгоцентризм, замкнутость в себе, подумать о других и другом. В жизни людей есть опасные темные точки, в которых сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из этой точки, то он спасен и воля к самоубийству у него может пройти. Вот почему в иные минуты так важна бывает помощь человеку, может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий чувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным. Означает ли самоубийство нелюбовь к жизни и к благам? Поверхностно самоубийство может произвести впечатление потери всякого вкуса к земной жизни, безысходности и окончательной отрешенности от нее. Но в действительности это не так. Самоубийство есть в большинстве случаев особого рода проявление к земной жизни. Самоубийца ненавидит свою несчастную, бессмысленную жизнь, а не вообще земную жизнь Он хочет быть более счастливым, а это возможно только в земной жизни.
Потеря вкуса к миру и к жизни, когда все становится невыносимо скучным, есть самоубийственное настроение. Прикованность к миру - налицо, только в отрицательной форме. Самоубийцы думают так: «Моя жизнь принадлежит мне, и потому я могу уничтожить ее, не совершая убийства. То есть жизнь самоубийцы - это, по сути, только его жизнь, на которую он имеет абсолютное право собственности. Но нельзя забывать, что это еще и чужая жизнь: близких, друзей, народа, общества, наконец.
Классическая форма римского права частной собственности гласит, что собственность есть право не только пользоваться вещью во благо, но и злоупотреблять ею. Морально же мы не имеем никакого права делать все, что нам заблагорассудится. Если мы начнем бить посуду, стекла окон, рвать одежду, ломать мебель, в общем, совершать агрессивные действия по отношению к тому, что нам принадлежит, то нас наверняка подвергнут мед. осмотру и посадят в лечебницу. Наше право на вещи относительно, а не абсолютное. Жизнь - это не вещь. И если мы с вещью не можем поступать так, как нам хотелось бы, то с жизнью, более драгоценной, чем вещь - тем более.
Интересна точка зрения А.Г. Алебрумовой. Она дает систему характеристик суициду, из которых можно сделать заключение о понимании суицида как некоторой патологии, обусловленной внутриличностными и внешними причинами. То есть суицид понимается как болезнь или как симптом реактивно-болезненного состояния. И в таком аспекте суицид приобретает специфические особенности возникновения, течения, классификации, лечения. Это сугубо медицинская точка зрения на феномены психической жизни человека. Суицид рассматривается как некоторое отклонение, препятствующее нормальному ходу событий психической жизни человека. Подходя к суициду как к болезни, соответственно, предлагают определенные этим подходом средства ее излечения или выхода из суицидального кризиса. Так, критерием «выздоровления» считаются: ликвидация конфликта, устойчивое отрицательное отношение к совершенной попытке и наличие правильной жизненной ориентации. Суицид как болезнь, то есть как процесс, предполагает существование начала, кульминации и конца некоторого болезненного процесса в нормальной жизни человека. Но нельзя говорить о ликвидации, излечении суицида, так как само по себе изгнание суицида (как мыслей, намерений и действий) и того, что предшествовало ему (ситуация невозможности - кризис) будет лишь закрывать доступ к пространству суицида, а значит, лишать возможности завершить его.
Дюркгейм суицид определял следующим образом: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Положительным поступком он называет те действия по применению себе физических повреждений, которые приводят жертву к смерти, а отрицательным - пассивное поведение, способствующее собственной гибели, например, отказ покинуть горящий дом.
Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы).Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистичное, альгируистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альгируистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, то есть видящего ее смысл вне ее самой. Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов, а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум. Несмотря на то, что впоследствии исследование точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом.
1. 2 Самоубийство в истории человечества
Если понимать под самоубийством сознательный и добровольный отказ от жизни, иначе говоря, добровольное хотение смерти, как цели, а не как средства для чего-нибудь другого - то мы напрасно бы стали искать самоубийств у животных. Животный мир не знает таких явлений. Если здесь иногда самка и прикрывает своим телом детеныша от пули, то не потому, что она хочет смерти, а потому что хочет спасти детеныша. Это не самоубийство, а «жертва». И не только животный мир, но и первобытные общества людей, - дикари и варвары, - точно также почти не знают самоубийства. Правда, здесь встречается ряд случаев, где люди кончают с собой. Так, например, у многих народов после смерти господина кончают с собой его жены, его рабы; у японцев этот обычай дожил и до наших дней: недавно совершенное генералом Ноги «харакири» (распарывание живота), вследствие смерти императора Мутсу-Хито - есть ничто иное, как пережиток этого обычая. Датские воины считали позором дожить до старости и умереть спокойно: как они, так и «готы» и многие другие народы считали обязанностью кончать с собой при приближении старости. У древних Германцев был обычай, что люди, начинающие стареть, взбирались на одну «скалу предков» и бросались с ее вершины; у древних индусов даже считалось большой добродетелью, если человек приносил себя в жертву богам и вообще добровольно кончал собой. В той или иной форме то же мы встречаем и у древних греков, у древних римлян и Тоже было в старину и у нас, когда после смерти хозяина или начальника на его могиле сжигали жен и рабов.
Но все эти случаи - нельзя считать самоубийством. Как нельзя считать самоубийцей солдата, идущего в битву, так и эти случаи не подходят под рубрику самоубийств. В них мы имеем дело не с добровольным хотением смерти, а с обязанностью, которую налагает общество на своих членов. Как «обязанностью» и «долгом» солдата является храбрая защита своей родины, ради которой он должен умереть, также и во всех этих случаях дело идет о такой обязанности умереть, обязанности, вызываемой различными причинами - религиозными, нравственными, правовыми, экономическими и т.д[1].
Только на более высоких ступенях культуры мы встречаемся с явлениями самоубийства, как сознательного предпочтения смерти перед жизнью.
В этих случаях жизнь для самоубийцы становится ненужной, бесценной и бессмысленной. Он отказывается от нее не потому, что «обязан»» принести себя в «жертву»,а потому что добровольно и сознательно предпочитает жизни смерть, как прекращение жизни, ее страданий, ее бессмысленности и т.д.
Часто речь может идти о подражании, существуют целые эпидемии самоубийств. Подражание может стать традицией, корни которой уходят в глубокую древность. Японские самураи самоубийство почитали в определенных ситуациях, с детства их учили убивать себя даже без оружия и со связанными руками - прокусывая себе язык, чтобы истечь кровью. Европейская история также знает времена, когда самоубийство в унизительной ситуации считалось доблестью. Это было и в Древнем Риме, и в Спарте. Захваченный в плен и отданный в рабство спартанский мальчик говорит своему хозяину: «Неужели я буду тебе служить, когда свобода так близко» и шагает в пропасть[2].
Самоубийства все же довольно рано появляется в древних обществах. Его знают уже и греческий, и римский мир в последних фазах своего развития. В числе самоубийц мы находим такие имена, как Ганнибал - знаменитый полководец древности, как Митридат Понтийский -достойный враг римлян, как Демосфен - великий оратор и политический деятель Греции; к этим именам присоединяются имена Фемистокла, Аристида, Зенона, многих знаменитых стоиков, императоров и деятелей Римской империи.
В средние века, в эпоху кулачного права и поразительной грубости нравов, самоубийства не исчезают, а продолжают расти, что видно хотя бы из тех суровых законов, которые издаются против них императорами: Карлом Великим, Людовиком Святым, Карлом Пятым и т.д.
В новейшее время рост самоубийств продолжается. В эпоху Людовика XIV-го достаточно было малейшего пустяка, самой ничтожной неприятности, чтобы дать повод для самоубийства. В XVII и XVIII вв. в числе самоубийц мы находим таких знаменитых людей, как Уриель Акоста, Ж.Ж. Руссо. Сам великий Гете чуть не покончил с собой. В начале же XIX века вместе схлынувшим потоком мрачного настроения, овладевшим Европой (пессимизмом), разражается и настоящая эпидемия самоубийств.
Что касается более близкой к нам эпохи, то здесь мы имеем уже статистические данные, которые показывают угрожающе-быстрый рост самоубийства. В Пруссии с 1826 г. По 1890 г. число самоубийств увеличилось в 4 с лишним раза (411 %); во Франции - почти в четыре раза (385 %) с 1826 по 1888 г.; в немецкой Австрии с 1841 по 1874 г. число самоубийств возросло в три с лишним раза (319 %); в Саксонии с 1841 по 1975 г. почти в два с половиной раза (238 %); для Бельгии этот рост с 1841 по 1889 г. равен 212 %; для Швеции с 1841 по 1871-75 гг. - 72 %; для Дании - 35 % в течение того же периода. Для Италии этот рост с 1870г. по 1890 г. равняется 109 %. Из этих цифр видно галопирующий рост самоубийств, при чем характерно то, что чем культурнее государство или страна - тем быстрее растут и самоубийства.
И Россия не является исключением из общего правила. С 1870 по 1908 г. число самоубийств в ней увеличилось в 5 раз. В Петербурге поданным доктора Григорьева с 1906 до 1909 г. самоубийства увеличились на 25 %, тогда как население увеличилось лишь на 10 % В 1906г. на 10000 человек убивало себя 5 человек, в 1910г. - 11 человек. Только
революционный 1905 г. дал весьма значительное уменьшение самоубийства[3].
Такой быстрый рост самоубийств естественно должен обратить на себя внимание общества и вызвать те или иные попытки борьбы с ним.
Уже и в древности, когда самоубийство было едким явлением, оно волновало общественное мнение, которое в большинстве случаев смотрело на него, как на отрицательное явление, как акт «противонравственный».
1.3 История суицидологии в России
Именно в России сложился междисциплинарный подход в изучении этого феномена, и впервые термин «сюисидология», предшественник современной «суицидолгии» - науки о самоубийствах - появился в работах российских врачей П.Г. Розанова (1891 г.), Ф.К. Тереховко (1903), И.О. Зубова (1903). Доклад, академика К. Германа был прочитан на заседаниях Российской Академии наук 17 ,декабря 1823 г. и 30 июня 1824 г., то есть за 70 с лишним лет до классического труда Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд» (1897). В своей работе на тему «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 г.» он сделал удивительно глубокий для своего времени вывод, В котором усматривал главные причины, заключающиеся в крайностях: в диких нравах или утонченной цивилизации, в анархии или политическом гнете, в нищете или чрезмерном богатстве. Доклад Германа не был опубликован на русском языке, ибо, по мнению министра народного просвещения А.С. Шишкова, «подобные статьи, неприличные к обнародованию оных надлежало бы к тому, кто прислал их для напечатания, отослать назад с замечанием, чтобы и впредь над такими пустыми вещами не трудился. Хорошо извещать о благих делах, а такие, как смертоубийства и самоубийства должны погружаться в вечное забвение»[4]. Так что борьба с «очернительством» имеет в России давнюю историю. Лишь в 1832 г. работа Германа была опубликована на французском языке. Исследования самоубийств активно продолжались в конце прошлого и начале нынешнего столетия.
Значительная доля суицидологических работ была посвящена самоубийствам детей, подростков и молодежи. Так, еще К. Герман обратил внимание на рост показателей самоубийств в детском и подростковом возрасте. Связь самоубийств среди рабочей и учащейся молодежи с социально-экономическими факторами - голодом, безработицей, пьянством отличали Г.И. Гордон (1912), Л.А. Прозоров (1913) и др. И.П. Лебедев в 80-ые гг. XIX в. Впервые в отечественной науке провел клиническое обследование суицидентов возрасте до20 лет. При этом он обращал внимание на условия воспитания, отношения в семьях молодых людей, покушавшихся на свою жизнь, их ближайшее окружение. Острогорский в 1882 г. отмечал отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями как суицидогенный фактор «Дети растут, вызывая недоумение в родителях только при каких-либо катастрофах: исключении из заведения, проявлении своеволия, побега, самоубийства», - с горечью замечал он[5]. В 1929 г. вышел сборник «Самоубийства в СССР в 1925 и 1926 гг.» На этом закончилась публикация каких бы то на было работ о самоубийствах. Отныне на несколько десятилетий тематика девиантного поведения могла освещаться лишь под рубрикой «Их нравы».
Прошло более 40 лет. В 1971 г. удалось изучить все материалы милицейского и прокурорского расследования по фактам самоубийств в четырех районах Ленинграда (двух центральных и двух «спальных»). В 1971-1972 гг. аналогичное исследование было проведено в Орле. Результаты удалось опубликовать лишь в 1979 г. в Таллине под грифом «Для служебного пользования», тиражом 150 экземпляров.
Большая заслуга в возрождении отечественной суицидологи принадлежит А.Г. Амбрумовой, организовавшей первую за несколько десятилетий встречу специалистов - семинар по суицидологи (1975), создавшей и возглавлявшей Всесоюзный суицидологический центр и суицидологическую службу Москвы, организовавшей выпуск сборников трудов по проблемам суицидологи (первый из них вышел в 1978 г.) Амбрумова сумела привлечь к исследовательской деятельности, помимо психиатров и психологов, также юристов и социологов (С.В. Бородин, М.З. Дукаревич, А.С. Михлин, Л.И. Постовалова, А.Л.Ратинов и др.)
Глава 2. Основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида
2.1 Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.
Существуют категории самоубийц с их психологическими портретами: эгоист (выпавший из сообщества), альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть "за компанию"), аномичный самоубийца (в отсутствие общечеловеческих ценностей и принятых правил поведения), фаталист (в отсутствие необходимых для самовыражения свобод).
Если говорить о самом явлении суицида, то можно выделить несколько фаз.
Выделяется пресуицид, когда у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны и нормальным людям в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться» и тому подобное, которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду.
На следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Следующий этап - это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве - непосредственно суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.
Вообще выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно - шантажное поведение. После того, как все этапы пройдены, человек подошел к суицидальному действию, как к итоговому представлению о невозможности существования в данной ситуации. Возможно, это истинный суицид, тогда человек предпринимает реальные действия, что бы лишить себя жизни[6].
Пример аффективного суицида сотрудник силовых структур возвращался с работы на служебной машине, совершил ДТП, сильно повредил машину в состоянии такого аффекта он застрелился. Человек решился и сделал, хотя явных причин так поступить у него не было.
Пример демонстративно - шантажного самоубийства: был такой случай когда человек, в пьяном состоянии, после ссоры со своей бывшей женой, вскочил на подоконник со словами: «я сейчас выпрыгну», потом его успокоили, но ввиду того что он был пьян, и была нарушена координация движений, он просто свалился с большой высоты. Это была демонстративно - шантажная попытка, но ему не повезло и она оказалась законченной. Для осуществления демонстративного суицида часто используют мед. препараты. Демонстративно - шантажное поведение предполагает как рациональный, запланированный вариант, так и аффективные формы поведения, когда человек спонтанно организует тот или иной вид шантажа. И тот и другой случай могут закончится летально так как они оба провоцируют негативную форму поведения которая может привести к тому, что у человека действительно возникнет самоубийство.
Хотелось бы показать схему, где рассматриваются некоторые мифы и реальности. В отношении суицидов существуют следующие мифы:
1.Самоубийства совершают психически ненормальные люди. Но исследования показали: 80 - 85% самоубийц были вполне здоровыми людьми.
2.Самоубийство невозможно предотвратить. Но период кризиса - явление временное, и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. Получив это человек часто отказывается от своих намерений.
3.Миф существует тип людей, склонных к самоубийству. Все зависит только от ситуации, но и от ее личностной оценки.
4.Не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство. Самоубийству обычно предшествует необычное поведение.
5.Человек перед самоубийством будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы. То есть человек всегда предупреждал окружающих о своих намерениях.
6.Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель, даже месяцы.
7.Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит ее снова. На самом же деле, если человек совершил попытку, то риск повторной попытки очень высок. Наибольшая вероятность в первые 1 -2 месяца. 60 -80 %.
8.Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем еще не доказано.
9.Снижению уровня самоубийств, способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено самоубийство. В СМИ, должен сообщаться не сам факт самоубийства, а то как эту ситуацию можно предотвратить
10.Самоубийство можно предотвратить если люди будут загружены работой. Это то же неправда.
11.Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание. Но зачастую это вызывает обратный эффект: повышается тревога, обостряются конфликты, тем самым способствуя самоубийству. 50% суицидов совершены в состоянии алкогольного опьянения.
2.2 Причины суицидально поведения
Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Я полагаю, если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Владимир Маяковский в своей предсмертной записке, как известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил”. Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.
При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.
"В моей смерти прошу винить..." По уровню самоубийств Россия вышла на одно из первых мест в мире Масштаб этой цифры ужасает: в 1998 году в России добровольно расстались с жизнью около 66 тысяч человек. Разумеется, каждая человеческая трагедия неповторима. Но в этих тысячах трагедий есть некие закономерности, которые помогают лучше понять состояние общества в целом. Закономерности эти предмет серьезных научных исследований.
Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей Земли, и загрязнение окружающей среды, накопление определенных морских воздушных масс, циклонов и антициклонов, но наиболее ценными для понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека, его “я”.
Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса “быть или не быть” является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.
Связь “общество” - “микросоциум” - “я” во временном пространстве “прошлое - настоящее - будущее” в большей или меньшей степени можно проследить во всей истории общественного развития человека. Есть, по крайней мере, два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами.
В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные годы старики ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов (в Японии при постройке моста в основании закапывалась человеческая жертва “хитобашира”, чтобы мост был прочным и бог реки не гневался на самоуправство строителей). Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти “повелителя” - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями.
Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю, взобраться на высокое дерево и, публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.
Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного поощрения” суицидов стало достоянием историков и этнографов, но обычаи прошлого то и дело вплетаются в современность.
Другим видом самоубийств, непосредственно связанным с социальными причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что суицид становиться одним из реальных путей избавления от страданий. “Нужда и безработица”, “бесплодность и беспросветность борьбы за существование” - эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами самоубийств. Известно, что в целом экономическое положение общества очень сильно отражается на кривой суицидов. Другие социальные причины более опосредованно влияют на добровольный уход из жизни. Существует мнение, что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает, также процент самоубийств в городах в 2 раза больше, чем в сельской местности. В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и дифференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение “винтика” в огромной машине цивилизации, не обладающего ценностью собственной жизни.
Во время же войн и революций, когда наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего “я” на других людей, принадлежащих к “лагерю врагов”, кривая самоубийств ползет вниз. С другой стороны практически невозможно подсчитать количество людей добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды истории является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения.
Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые культурные явления. Например, появление “Вертера” Гёте в 1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. Средства массовой информации множат этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подражании кумирам. Смерть Курта Кобейна в 1994 году - солиста популярной группы “NIRVANA” повлекла за собой целый ряд самоубийств среди молодежи. Одна из главных тенденций, прослеживающихся в процессе развития общества, это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко просматривается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах. Потеря же надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов.
Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийц.
Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Не даром одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждает самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивается ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, кроме отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств первых христиан - мучеников, стремящихся таким образом предстать перед лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни, который действует и по сей день. Одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. А такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относиться к отречению от плоти, самосожжение буддийских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Из этого видно, что в целом в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.
В настоящее время влияние религии, как регулирующего суицид фактора, значительно меньше, а изменения в общественной жизни приобретают все более скоротечный характер, в результате чего различные слои и социальные группы оказываются в различных неравных условиях, которые могут рассматриваться как предпосылки к суицидальному поведению современной молодежи и более старшего поколения.
Старшее поколение, как известно, самая главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая самоубийств, за исключением лишь некоторых стран, медленно нарастает у слабого пола и резко взмывает вверх к концу жизни у мужчин. Это легко объясняется: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции “социально активной старости”. Даже, несмотря на негативные установки церкви, старикам иногда предоставлялось право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах - недаром существование ядовитых трав рассматривалось, как доказательство доброты Провидения - они давали возможность старикам умереть быстро и безболезненно. Но с другой стороны, люди, которые смогли полностью сказать старости “да” и принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в общественной волне утери прежних жизненных ценностей и печальных напоминаний об эпохе 30-х годов и Отечественной Войны. Старость не стремиться к бурным переменам, и консерватизм стариков давно уже стал притчей во языцех, и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им дополнительные дозы положительных эмоций. Тем более, что многие из стариков не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и домочадцев у благотворного для старости тепла семейного очага, становиться понятным, что эта социальная группа на данном этапе отнюдь не стремиться выйти из зоны повышенного суицидального риска.
Поколение среднего возраста, включая большинство трудоспособного населения “кому за 30”, оказалось в не менее неоднозначной ситуации в свете политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Конечно многие из “среднего” поколения получили, наконец, возможность реализовать свои идеи, замыслы и творческий потенциал или просто возможность хорошо работать. Однако работа некоторых, а может и большинства, еще совсем далека не то чтобы от идеала, но и просто от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков организации труда, а иногда и от субъективных причин, относящихся к конкретному специалисту: или это очень слабая профессиональная подготовка, или нежелание и неумение изменять стиль и методы своей работы, или неумение координировать свою деятельность с другими людьми и целый ряд других причин, неизменно ведущих человека, не удовлетворяющего новым изменившимся условиям работы в разряд “социально незащищенных”. А вследствие этого они обязательно получат большую порцию стрессов в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за свое место и уровень заработной платы, негативные эмоции от конфликтов с руководством и коллегами и др.
С другой стороны, люди, изменившие темпы своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки. Во-первых, естественно, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым темпом, а во-вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при этом на их пути, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов.
Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения.
С другой стороны, новые условия общественной жизни порождают неизмеримо большое количество альтернатив при выборе профессиональной деятельности или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но и заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществить выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, которое повышает вероятность суицидальных намерений.
Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить побудительными причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.
И все же отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало), чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время[7]. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.
Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При том иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и психологи указывают на различные способы. Таким образом, оказать влияние на других людей: “дать человеку понять, в каком ты отчаянии” - около 40 % случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался” - около 30 % случаев, “показать, как ты любишь другого” или “выяснить, любит ли тебя другой” - 25 %, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” - 25 % и только 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).
Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами - это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно понять своих “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые, являются поколением, которое находится в наилучшем положении в современной ситуации, так как имеет гораздо больше потенциальных возможностей использовать свои преимущества, связанные с тенденциями изменения общества.
Самоубийство - это также результат социально-психологических дизадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливают целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве. И, прежде всего человека толкает на это безысходность. Он больше не может конструировать свое будущее. И не важно сильный, волевой этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются среди людей разных типов. В первом случае неуравновешенный человек с большими перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а бескомпромиссный и волевой - реализовать хорошо подготовленное, продуманное спокойно и холодно решение. Но существуют общие закономерности, объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у совершенно разных людей и, прежде всего, это значимость ситуации для данной личности. Именно из-за различной значимости одни и те же типы личности в сходных ситуациях дают совершенно различную реакцию. Самые распространенные из них это реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистического направления[8].
Реакция демобилизации, самая часто встречающаяся в повседневном общении с людьми. У человека резко изменяется сфера контактов, он замыкается, мучительно переживает свое одиночество, испытывает безнадежность, какую-то психическую травму перерабатывает в сознании в еще большую. Видит трагический тупик без выхода. Тем не менее, он продолжает жить и работать или учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым днем, уединяется, перестает быть активным и думает о самоубийстве. В данном случае за суицидальными намерениями в половине случаев могут последовать реальные действия.
Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы. При этом заметно снижается интеллектуальный контроль. Человека что-то очень мучает, не дает покоя; он становиться раздражительным. Происходит то, что обычно называют потерей “точки опоры”. Благодаря этому может произойти реализация острого намерения уйти из жизни.
Хронически пониженное настроение, такое на первый взгляд невинное явление, относиться к реакциям пессимистического направления. Пессимистическая реакция - одна из самых тяжелых и опасных. У человека происходит изменение мироощущения, появляется мрачное мировоззрение и оценка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала ценностей. При этой реакции встречаются как неожиданные, сиюминутные способы самоубийства, так и хорошо заранее продуманные.
Итак, реакции на неприятные и, порой, губительные для человеческой психики события могут быть разными, но основа их происхождения одна - это отрицательная эмоция. Но опасны не любые отрицательные эмоции, а неконструктивно-застойные, когда отсутствует их смена, а подвижность и динамичность психической деятельности сведена к минимуму. Неконструктивность таких эмоций заключается в их обращенности вспять, на то, что уже произошло, и отрицательные эмоции порождаются одними и теми же неприятными воспоминаниями. Отсюда ни в коем случае не следует, что нельзя вспоминать и анализировать то, что уже произошло, даже если это нерадостные воспоминания. Но обращаться к неприятным событиям прошлого целесообразно именно с целью их анализа.
Такой анализ при попадании человека в замкнутый круг отрицательных эмоций позволяет уменьшить возможность возникновения подобных ситуаций в дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния обретает динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность по достижению реальной и актуальной в настоящее время цели позволяет преодолевать такие состояния, как растерянность, уныние, разочарованность, тоска.
Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Недаром в конце прошлого века В.Джеймс в своем знаменитом эссе "Стоит ли жизнь того, чтобы жить?" пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.
Христианство после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицом всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.
Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем не более 12 человек на 100000).
Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многих государственных нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимой Петром I.
2.3 Гендерная специфика суицидального поведения
Гендерная специфика суицидального поведения
прослеживается в уровне, причинах и формах суицидального поведения мужчин и женщин. Исследования гендерных аспектов суицида концентрируются вокруг: 1) статистического преобладания мужских суицидов над женскими (соотношение в последние десятилетия 3:1 или 4:1 в большинстве стран, в России в середине 1990-х - 5,5:1); 2) социальной и культурной обусловленности гендерных различий суицидального поведения[9].
Первая группа предположений о причинах сверхсуицидальности мужчин ориентируется на различия в биосоциальной адаптации. Считается, что мужчины острее реагируют на ухудшение условий жизни, безработицу, дезорганизацию рабочего процесса. Индекс сверхсуицидальности мужчин описывает "среднетипичное в социально типических системах", его превышение свидетельствует о нарастающем социальном неблагополучии. В периоды экономического подъема возрастают возможности общества по удовлетворению потребностей мужчин в самореализации, и уровень сверхсуицидальности снижается (Давыдов; Орлова). Вторая группа мнений основывается на особенностях детского развития и культурных требований к мальчикам, в результате которых мужчины приобретают негибкую жизненную парадигму. Роль мужчины стереотипизируется - настоящий мужчина должен и умирать как мужчина, шагая навстречу своей судьбе. Как только мужчины становятся чувствительными к несчастьям, вероятность суицидальных проявлений повышается, этому соответствуют два пика суицидальной активности - в подростковом возрасте и после 60 лет (Miles. Р. 202-204). Некритичная интериоризация некоторых мужских стереотипов определяет положительную оценку самоубийства ради сохранения чести и достоинства, максимализм и принятие суицида в качестве мужественного поступка.
Третья группа исследований мужской сверхсуицидальности рассматривает взаимосвязь ауто- и гетероагрессии, полагая наиболее суицидоопасным контингентом "людей с оружием": военнослужащих, солдат срочного призыва, работников правоохранительных органов. Антропологические факты предоставляют нам несколько примеров амбивалентных устремлений. Среди равнинных индейцев Северной Америки, племен Дакота (Dakota) и Шайен (Cheyenne) встречается модель "Crazy-Dog-Wishing-To-Die" ("Сумасшедшая собака, стремящаяся к смерти"). Член племени, назвавший себя Crazy-Dog должен атаковать врага до тех пор, пока не будет убит. Среди малайцев существуют некоторые формы душевной болезни, известной как "амок". Феномен характеризуется глубокой начальной депрессией, за которой следуют внезапные агрессивные действия. Охваченный этой болезнью может убить нескольких человек, прежде чем уничтожит себя (Webb, Willard. Р. 21; Mead. Р. 237). Схожие поведенческие комплексы существуют не только в традиционных культурах, но и в современном обществе, часто мужчины становятся их жертвами.
Четвертая группа исследований ищет причины более жизнеспособного женского поведения, которое, согласно гипотезе, может иметь характер сопротивления культурным суицидальным требованиям. Культурные традиции на протяжении веков предписывали женщинам приемлемые для общества модели суицидального поведения. Как правило, они носили характер альтруистических самоубийств, разрешенных и ожидаемых ритуальных действий, например, жертвоприношения женщин на могиле мужа или вождя. Обычай жертвоприношения жен умерших мужей приобрел наиболее институциональный характер у индоарийцев в самосожжении вдов - сати. Считалось, что жена - это собственность мужа, и вдова совершала самоубийство, чтобы избежать риска снова выйти замуж или каким-либо другим способом нарушить верность и целомудрие, а также чтобы обеспечивать мужа всем необходимым в загробном мире (Леви-Брюль. С. 262).
В традиционной русской культуре также существовали установки самоотречения. Славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Живая вдова бесчестила семейство, а женщина, лишившая себя жизни для спасения от грозившего насилия, не подвергалась осуждению (Социальные отклонения). Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что жизнь женщины в ряде культур признавалась меньшей ценностью, чем жизнь мужчины. В начале XX в., когда стали явными первые успехи женского движения за независимость и свободу, количество суицидов среди женщин резко уменьшилось, борьба за эмансипацию оказала видимый благополучный эффект на социальное здоровье женщин (Achte, Lonnqvist. P. 201). Более низкий показатель женских суицидов может быть объяснен стремлением выжить вопреки суицидальным установлениям. Веками воспитанные в женщинах жизнеспособность, желание жить и нести ответственность за себя и семью, открытость к помощи в кризисной ситуации являются мощными антисуицидальными факторами.
Тем не менее, остается необъясненным гендерное соотношение попыток самоубийства к завершенным суицидам с преобладанием женских попыток (1:10). Некоторые авторы рассматривают суицидальную попытку и способ суицида - отравление - в качестве "феминного" пути агрессивности, отмечается реактивный нехарактерный паттерн попытки самоубийства (Yampey. Р. 51).
Gender differences of suicide (англ.)
Глава 3. Статистика по суицидам
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек. Среди них:
- 280 тысяч китайцев,
- 30 тысяч американцев,
- 25 тысяч японцев,
- 20 тысяч французов,
- 50 тысяч русских
Официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальной (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. Никто ни фиксирует случаи неудачных попыток самоубийства, число которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем законченных самоубийств.
Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.
Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин (этот показатель может сильно отличаться - см. статистику по странам). С возрастом (65-85 лет) это соотношение увеличивается до 6-9. С другой стороны - женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают "щадящие" способы, которые значительно реже приводят к смерти.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы:
- Низкий уровень самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч населения) - Греция, Италия, Гватемала (0.5), Филиппины (0.5), Албания (1.4), Доминиканская Республика (2.1), Армения (2.3). Самый низкий уровень самоубийств отмечается в Египте (0.03)
- Средний уровень самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения) - Австралия, США.
- Высокий и очень высокий уровень самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения) - Латвия (42.5), Литва (42.1), Эстония (38.2), Венгрия (35.9).
Россия уже давно занимает прочную позицию в третьей группе с показателем 39. Но в некоторых районах России (Волго-Вятский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Уральский) этот показатель достигает 65-81, в Республиках Коми, Удмуртия -- 150-180 на 100 тыс. населения.
В 2003 год Россия занимала первое место по количеству самоубийств на 100 тысяч населения.
Динамика суицидальной кривой в России После октябрьской революции и гражданской войны кривая самоубийств резко пошла вверх. К 1926 году в Москве и Ленинграде уровень самоубийств на 100 тысяч составлял 42 среди мужчин и 20 среди женщин (и это только официальная статистика). Далее, были два скачка - в 1937-м и в 1947-м. Затем - некоторый спад во время хрущевской "оттепели", и резкий рост вплоть до 1984 года (39 человека на 100 тысяч), когда Россия занимала по числу самоубийств второе место, уступая только Венгрии.
Во время перестройки уровень самоубийств резко упал (до 23 человек), но, начиная с 1988 года, вновь стал расти, и в 1994-м количество самоубийств возросло чуть ли не вдвое. Это означает, что 2,7 процента всех умерших в стране составляют самоубийцы. Для сравнения - аналогичный показатель для 50-х годов ХIХ века - 0,06 - 0,09 процента.
Самоубийство среди молодежи. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды. Основными причинами, приводящими к самоубийству считаются конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.
60% всех самоубийств приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.
Считается, что болезнью самоубийц является депрессия - до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств - это проблема депрессий.
Психиатрия прошлого полагала, что практически все самоубийцы - люди психически ненормальные. Сейчас данные о психической ненормальности покончивших с собой настолько расходятся, что я не решусь приводить их здесь. Более интересным мне показалось гарвардское исследование, во время которого врачам раздали истории болезни людей, которые покончили с собой и попросили поставить диагноз. Врачи не знали о том, что некоторые истории, отобранные случайным образом, были отредактированы - в них отсутствовала информация о том, что человек покончил с собой, все остальное оставалось без изменения. Результаты диагностики сильно отличались: людям, в чьих историях, было написано про самоубийство, диагноз о психическом заболевании был поставлен в 90% случаев, а в отредактированных историях - всего лишь в 22%.
ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
- 41% - неизвестны
- 19% - страх перед наказанием
- 18% - душевная болезнь
- 18% - домашние огорчения
- 6% - страсти
- 3% денежные потери
- 1,4% - пресыщенность жизнью
- 1,2% - физические болезни.
Когда читаешь столь точные цифры о причинах самоубийств возникает естественный вопрос - если часто сам человек, идущий на самоубийство не может осознать причину, то откуда это так точно известно тем, кто составляет статистику? Самоубийство - последний шаг, к которому привели тысячи причин, каждая из которых, в свою очередь, является следствием других причин.
ВОЗ насчитывает 80 способов ухода из жизни:
Предпочтительные способы самоубийств могут сильно отличаться, в зависимости от региона. Так, в индийском штате Пенджаб более половины самоубийц умирает под колесами поездов, в Шри-Ланке 91 % самоубийств совершаются с применением инсектицидов,
- Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц.
- Огнестрельное оружие. В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули. В Канаде, где оружие менее доступно, с его использованием происходит 30% суицидов. А в Австрии, где торговля оружием запрещена - всего 4%.
- Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц. В Китае, большой процент самоубийц кончает с собой с помощью пестицидов, где они с легкодоступны.
- Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой - фактически суициды.
Труднодоступность потенциальных орудий самоубийства снижает уровень суицидов. Так, когда в Англии перешли с ядовитого коксового газа на менее токсичный природный, уровень самоубийств снизился на треть, а число самоубийств с помощью газа упало с 2368 до 11 за год.
Время:
- Первая половина дня - 32%
- Вторая половина - 44%
- Ночь - 24%.
Прослеживается связь числа самоубийств с возрастом
Существуют этнические группы, предрасположенные к суициду. К примеру, среди угро-финской группы (будь то жители Удмуртии,
Венгрии или Финляндии, неважно) очень высокий уровень самоубийств, что видно из графика для Венгрии.
Российские психиатры составили среднестатистический потрет самоубийцы:
Суицидальный риск для различных профессий (оцениваемый в баллах от 1 до 10) выглядит так: на первом месте музыкант (8,5 балла), далее следуют медсестра (8,2); зубной врач (8,2); финансист (7,2); психиатр (7,2) и т.д. Замыкают список библиотекарь (3,2) и продавец (2,1).
Семейное положение. По статистике, состоящие в браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера - они кончают с собой в три раза чаще, чем семейные.
Группы риска. Существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса - то, что называют "комплексом короля Лира". Так, высокий уровень самоубийств среди демобилизованных офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров. Самые высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, психически больных, а также хронические алкоголики. Алкоголики совершают около трети всех законченных самоубийств и четверть всех попыток всех самоубийств.
Прощальные записки оставляют 44% самоубийц. Они адресованы:
- «всем» - 20%,
- близким - 12%,
- начальникам - 8%,
- никому - 4%.
Алкоголь при жизни употребляло 60% самоубийц, хотя непосредственно перед самоубийством алкоголь употребляется только в 8% случаев, наркотики - в 4%.
Материальное обеспечение:
- Удовлетворительное - 44%
- Неудовлетворительное - 56%
- Уровень жизни и количество самоубийств не связаны между собой - так одна из самых высокоразвитых и богатых стран Европы - Швеция на протяжении десяти лет является одним из лидеров по числу суицидов.
Сексуальная ориентация. По данным сследований, которые проводились в США, геи совершают попытки самоубийства в 7 раз чаще, чем натуралы.
Образование - люди с высоким уровнем образования менее склонны к суициду. Самая опасная группа - люди с неполным средним образованием.
Взаимоотношения:
- Общались с широким кругом людей - 24%
- С несколькими людьми - 60%
- Были замкнуты и избегали общения - 16%
Общественные катаклизмы оказывают непосредственное влияние на уровень самоубийств. Например, после возведения Берлинской стены уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 раз. Экономические кризисы влияют не только на материальное, но и на психическое состояние. В этой ситуации будущее кажется крайне неопределенным, а самоубийство - единственным приемлемым решением.
Около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы.
У 6% покончивших с собой, один из родителей был самоубийцей.
12% после неудачной попытки суицида в течение двух лет повторяют ее и достигают желаемого. 80% покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом по крайней мере однажды.
В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой.
С начала 19 века наблюдается постоянное и равномерное возрастание статистики самоубийств во всех странах мира.
По прогнозам, к 2020 число самоубийств в мире достигнет 1 500 000 человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе показано, как история человечества накладывает свой отпечаток на развитие проблемы суицида. Чтобы изучить саму проблему, необходимо обратиться к истории проблемы, ее возникновению. Ведь именно это является базой для научных трудов. Узнав историю, можно составить «портрет» суицида, заглянуть внутрь и словесно определить сущность этого явления. Самоубийство фактически изучено. Теперь оно привлекает внимание со стороны причин, толкающих человека на такой шаг. Нельзя сказать, что каждому виду суицида присущи свои особые специфические причины. Присутствует некое сходство, но детский и подростковый суицид с этой точки зрения тем и интересен, как бы кощунственно это не звучало. Понять, что толкает ребенка на совершение суицида, у которого все впереди - это не просто. А не зная причину, невозможно выработать меры профилактики для тех детей и подростков, которые попадают в «группу риска» уже только потому, что они дети и подростки, так как именно в этом возрасте чаще возникают мысли о суициде в виде того, что подросток и ребенок не способны адекватно оценивать те ситуации, из которых, как ему кажется, «нет выхода». Это факт и с этим нужно бороться. Подростковые и детские суициды страшны тем, что это наше будущее, наши надежды связаны с этими подростками и детьми. Просто представим: какой-то процент молодежи спивается, огромное количество наркоманов, токсикоманов, приходится доля для умственно-отсталых, инвалидов, с психическими заболеваниями, и если добавить число здоровых (зачастую) суицидентов, то страшно вдвойне, а то и втройне, так как возникают самые пессимистические прогнозы на ближайшее столетие. Необходимость борьбы с подростковым и детским суицидом очевидна. Это понимает каждый. Но мало тех, кто действительно что-то для этого сделал. Начать нужно с себя, присмотреться к окружающим, стать внимательным по отношению к каждому, кто находится рядом с нами, ведь это немаловажно в решении этой не разрешаемой проблемы.
Существует конечно такое понятие, как реинкарнация, но не стоит забывать, что именно сегодняшняя жизнь именно с этими проблемами - она единственна и неповторима. Это нигде почему-то не рекламируется. Но данная работа планирует претендовать на подобный эффект, так как ничто иное не сдержит человека от ошибки, как предварительное осознание ее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алебрумова
1. Башнин А.Б., Сандулов Ю.А. История западной социологии. С-П. Лань. 2008.
2. Бердяев Н.А. Психологические этюды «О самоубийстве». Психологический журнал. 1992. Том 13 № 1.
3. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М. Книжный дом «Университет». 1999.
4. Давыдов А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социологические исследования. 1991. N 5.
Журнал «Ровесник». 2009. №5.
5. Конончук Н.В. Психика и здоровье. О психологическом смысле суицидов. Психологический журнал. 1989. №5.
6. Мир психологии 2007. №1. Гусакова М.П. Суицид- болезнь или здоровье?
7. Психологический журнал, том 13, №1, 1992. Слуцкий А.С., Занадворов М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов.
8. Свет. 2001. №11 Мельников А. Шаги в пустоту… Кто следующий?
9. Семья и школа. 1999.№4. Рыбаков В. Поблеклый жизни цвет - в 12 лет?
10. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. Социс. 2003. №2.
11. Социология в России. М. Изд-во института социологии РАН. 2008. под ред. Ядова В.А.
12. Труд-7. 24 июля 2008. Полунин А. Шаг в бездну.
13. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е международное изд. С.-П. М.-Харьк.-Минск.2009.
[1] Мир психологии 2007. №1. Гусакова М.П. Суицид- болезнь или здоровье?
[2] Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. Социс. 2003. №2.
[3] Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. Социс. 2003. №2
[4] Социология в России. М. Изд-во института социологии РАН. 2008. под ред. Ядова В.А.
[5] Конончук Н.В. Психика и здоровье. О психологическом смысле суицидов. Психологический журнал. 1989. №5.
[6] Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. Социс. 2003. №2.
[7] Бердяев Н.А. Психологические этюды «О самоубийстве». Психологический журнал. 1992. Том 13 № 1.
[8] Психологический журнал, том 13, №1, 1992. Слуцкий А.С., Занадворов М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суицидентов.
[9] Давыдов А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социологические исследования. 1991. N 5.
Информация о работе Проблемы суицида в современном мире: гендерный аспект