Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:58, курсовая работа
Учитывая выше изложенное, цель данной курсовой работы рассмотреть проблему суицида:
Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
Рассмотреть проблему суицида в социально – философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах.
Выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
Рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц.
Введение……………………………………………………………2
Актуальность
Разработанность
Цели и задачи
Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида………………………………………………7
Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств…………10
Причины самоубийств. Основные факторы оказывающие влияние на человека, совершающего самонасилие………..12
Способы совершения самоубийств…………………………...40
Виды суицида……………………………………………………41
Заключение………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………..50
Итак, суициды подразделяются на истинные, скрытые и демонстративные. “Истинные суициды, - разъясняет врач-психиатр Виталина Бурова, - редко бывают спонтанными, чаще всего им предшествуют мысли о смерти : “экзистенциальный кризис” (потеря смысла жизни), депрессивное состояние или просто угнетенное состояние”( “ Известия”, 2000. 28 июля.). Демонстративная суицидальная попытка совершается человеком, который, пытаясь кому-то что-то доказать или добиться какой-то цели, делает вид, что готов доказать или добиться какой-то цели, делает вид, что готов покончить с собой, а на деле рассчитывает , что помощь подоспевает вовремя: успеют вынуть из петли, успеют промыть желудок от лошадиной дозы снотворного… Но нередко случается, что , играя на нервах близких, шантажист неправильно рассчитывает время. Так демонстративные попытки самоубийства становятся завершенными суицидами. Демонстративные суициды более характерны для подростков, хотя и взрослые дяди и тети “балуются” такой игрой со смертью. Вообще-то покушения на самоубийства не учитываются ни у нас, ни в других странах, а зря: на 1 успешно завершенную акцию приходится 7-10 попыток.
Рассмотрим, наконец, и то, что составляет особенность современного нам общества за рамками национальных, политических и религиозных различий. Важную роль в современных обществах, безусловно, играют средства массовой информации, влияющие на заразительность и коллективный характер суицида. Учитывая заразительность суицида, легко перерастающего в психическую эпидемию на грани болезни и здоровья, можно сделать вывод о серьезной опасности влияния на психику современного человека mass media во всех его возможных на сегодняшний день формах.
Сознательный суицид
преимущественно асоциален (чем
менее интегрирована личность, тем
более подвержена она суицидальным
настроениям), глубоко эгоцентричен(статистик
Человек, обладающий свободой “от” принятия самостоятельно решений, реже подвергает себя риску самоубийства. В каком-то смысле господин чаще кончает с собой, чем раб на протяжении всей человеческой истории: богатый чаще сводит счеты с жизнью, чем бедный; склонный к рефлексии интеллектуал чаще подвержен суицидальным настроениям, чем простой рабочий. Степень социализации человека проявляет себя не в пользу самоубийцы. Однако подлинная, индивидуальная свобода оказывается важнее для человечества, чем рабство в любых его исторических формах, ибо именно борьба за свободу личности в обществе часто оплачивается кровью героев. Например, замечено, что в ЮАР самоубийства среди белых во много раз превышают число самоубийств среди менее благополучного черного населения. В США свыше 70% суицида происходит в среде белых, а не черных, что указывает на превышение в 2 раза самоубийств среди белого населения Америки по сравнению с менее обеспеченным социальными правами негритянским населением. Однако в среде черных более распространены различные формы агрессии, тогда как агрессия белого человека направлена против себя самого. Ни для кого сегодня не секрет, что самоубийства в среде интеллектуалов во всем мире не редкость. В нашей стране, например, Академгородок время от времени потрясает весть о самоубийстве, там существует телефон доверия и в определенные дни принимает психотерапевт.
7. Заключение
Самоубийство – Это результат социально – психологической дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов.
Доминирует, как правило, одна причина. Но ее подкармливает целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает столь страшная мысль. Толкает на самоубийство прежде всего безысходность.
Исследования показывают. Что большинство предсмертных записок не отражает истиной причины самоубийства. Как правило, человек указывает последнее звено своего психологического состояния. Часто сообщаются последние события, конфликты, мелочные обиды, последние слова. За всем этим кроется истинная, глубокая причина, которая не сообщается и восстановить которую бывает очень сложно.
Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков тоже имеют тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход из мира детства во взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый социальный статус еще не понятен. И здесь, как никогда, могут помочь родители. Статистика говорит, что в регионах, где традиционно прочны связи между родителями и детьми, где почитается родительский дом, очаг – количество самоубийств значительно ниже. Но там, где родительский канал прерывается, передача социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения. Парень выходит из дому – для него любой приятель становится авторитетнее папы-профессора. Потому что мальчик считает, что тот не может, не понимает новое поколение, не мыслит его категориями, и плюс ко всему плохо относится к неформалам. Вот такая искаженная психология. Начинаются частые уходы из дому, побеги и даже бродяжничество. А под всем этим нередко скрывается не что иное, как замаскированная депрессия. Конфликт разрастается, а у подростков очень своеобразная форма на все реагировать протест и агрессия. Все эти явления составляют целый букет социальных отклонений. Сюда же включается и грубость и непослушание. А кульминацией может стать и самоубийство.
Таим образом, подводя итог анализа самоубийства, можно выделить следующие факторы риска:
- Врожденная и / или
возникшая после сильного
- Проблемы в личной жизни.
- Сильная травма, в том числе и психическая.
- Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.
- Рецидив древней болезни.
- Потеря близких, одиночество, острые конфликты.
- Экономические проблемы, шантаж, сексуальные домогательства, череда драматических событий.
- Нарцистическая травма.
- Психическая болезнь.
- Алкоголь и наркотики.
- Соматические заболевания, сильные боли.
А также сдерживающие факторы:
- Неприятие суицида,
обусловленное
- Персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться за помощью в трудный момент, способность принять чужой совет в ситуации жесткого выбора, открытость опыту и чувствам других людей, готовность усваивать новые знания, коммуникативность.
- Модель родительской
семьи: эмоциональная
- Социокультурные факторы:
принятие специфических
- Качество жизни: хорошая еда, хороший сон, много света, физические нагрузки, нет наркотикам и курению.
Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и разнооброзны, что их невозможно преодолеть лишь усилиями кризисных и превентивных служб, деятельностью только специалистов по социальной работе. Следовательно, задача заключается в том, чтобы ограничить распространение самоубийств, научиться предупреждать их. Задача эта сложная, требующая разработки масштабных социальных программ, так как для ее решения нужно добиться кардинальных позиций сдвигов в общественных сдвигов в общественных отношениях – и на микро- , и на макросоциальных уровнях.
Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по социально-психологической работе, должны ввести не просто специализации “Социально-психологическая работа с группами риска”, но и “Социально-психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано с тем, что, во-первых, не все самоубийцы являются “лицами с патологией”, во-вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или с группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих, в связи с ростом уровня самоубийств.
Наиболее актуальным
направлением является организация
социально-психологической
Во-первых, это устранение отрицательных факторов внутрисемейных отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных отношений, подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к суициду. Кроме этих мероприятий, необходимо оказать суициденту необходимой социальной помощи( материальной, социально-бытовой, социально-психологической). Также необходимо оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.
Таким образом, организация социально- психологической работы по борьбе с самоубийством идет по двум основным направлениям:
В свою очередь, эти направления на более “мелкие”, такие как: организация мероприятий по борьбе с группами риска, пропаганда психологических и правовых знаний, в том числе и введение в школах спецкурса “Преодоление трудностей” проведение суицидологических исследований, взаимодействие со средствами массовой информации, органами власти с различными национальными и международными организациями и др.