Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, которые происходят в современной Украине, содействуют последующему развитию общества на пути к социально-экономической стабилизации. Необходимыми предпосылками успешности этого процесса является обеспечение сознательного отношения и ответственности каждой личности за результаты превращающей деятельности, а также сформированность у нее социально значимых ценностных ориентаций, способности к самоопределению и адекватному выбору действий в различных жизненных ситуациях и ценностного измерения собственных поступков.

Файлы: 1 файл

ценностных ориентаций.DOC

— 287.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Изменения, которые происходят в современной  Украине, содействуют последующему развитию общества на пути к социально-экономической стабилизации. Необходимыми предпосылками успешности этого процесса является обеспечение сознательного отношения и ответственности каждой личности за результаты превращающей деятельности, а также сформированность у нее социально значимых ценностных ориентаций, способности к самоопределению и адекватному выбору действий в различных жизненных ситуациях и ценностного измерения собственных поступков. 

    На  грани тысячелетий общество вступило на качественно новый этап эволюции, который характеризуется обострением целого ряда противоречий глобального масштаба: между формированием современного социума согласно принципам синергетики и устаревшей методологической базой обществоведческих исследований, между ускоренными темпами развития науки и возможностями использования научных технологий для достижения антигуманных целей, между динамически растущим потоком информации и ограниченностью психофизиологических возможностей человека его усвоить, между ростом уровня материальной жизни членов общества и углублением экономического кризиса и тому подобное.

      Современный период развития психологии характеризуется  напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям и факторам их возникновения. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.

      Формирование  ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников.

    Проблема  исследования ценностных ориентацией  у учащихся старших классов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов.

    Особую  остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции  поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.

    Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.

    Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «… - это ведущий мотив – цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» [15, с. 117].

    Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

     Итак, система ценностных ориентаций современных  подростков и факторы, влияющие на её формирование не выступали предметом  специальных научных исследований. Поэтому объектом нашего исследования являются ценностные ориентации как социально-психологический феномен, а предметом – социально-психологические факторы системы ценностных ориентаций (на примере современных подростков).

    В ходе исследования была поставлена следующая  цель: выявить социально-психологические особенности системы ценностных ориентаций современных подростков.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:

  1. Изучить теоретические подходы к определению ценностных ориентаций в психологии.
  2. Проанализировать теоретические работы отечественных и зарубежных психологов в области ценностных ориентаций подростков.
  3. Провести исследование  ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

    Гипотеза  исследования состоит в предположении  о том, что ценностные ориентации старшеклассников имеют различную направленность и в зависимости от пола регулируют их поведение.

    В исследовании нами были использованы следующие методы.

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Методика исследования психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения.
  3. Методы математического анализа данных.

       4. Метод наблюдения.

      Материалы работы могут быть использованы как  психологами-практиками, так и психологами-теоретиками. В частности, в работе по формированию ценностных ориентаций подростков, при изучении ценностных ориентаций.

 

РАЗДЕЛ 1.

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТАЦИЙ

      1.1. Теоретический анализ ценностных  ориентаций в психологической науке

 

    Ценностные  ориентации – это отражение в  сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [5, с. 23].

    Понятие ценностных ориентаций было введено  в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [5; с. 35].

    Ценностные  ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности.

    Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

    Направленность  личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

    Как отмечают Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие, именно ценностная ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

    Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. З.И. Файнбург отмечает чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре. Р.С. Немов под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [23].

    Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [10].

    Ценностные  ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.Л. Рубинштейном [30].

    Ценности  охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Как отмечают Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ольшанский, В.А. Ядов, ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека.

    Осознавая собственны ценностные ориентации, человек  имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [31].

    Общечеловеческие  ценности, свобода, совесть, счастье  характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры [1; 4; 7].

    Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем  культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

    Ценность  то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценности духовны, не имеют предметной субстанции, ощущениями ее не обнаружить.

    Понятие «ценность» широко используется в современных  общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (О.Г. Дробницкий; В.П. Тугаринов). Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека (В.Н. Тугаринов) [8; 12; 14].

Информация о работе Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций