Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменения, которые происходят в современной Украине, содействуют последующему развитию общества на пути к социально-экономической стабилизации. Необходимыми предпосылками успешности этого процесса является обеспечение сознательного отношения и ответственности каждой личности за результаты превращающей деятельности, а также сформированность у нее социально значимых ценностных ориентаций, способности к самоопределению и адекватному выбору действий в различных жизненных ситуациях и ценностного измерения собственных поступков.

Файлы: 1 файл

ценностных ориентаций.DOC

— 287.00 Кб (Скачать)

    - общечеловеческие ценности личного счастья;

    - ценности социальной успешности.

    Ценности, представленные в анкете, которая была использована нами были распределены в вышеуказанных 4-х типах ценностей с помощью экспертного оценивания. В качестве экспертов выступала студенческая группа, получающая психологическое образование, в количестве 33-х человек.

    Таким образом, из проведенного нами исследования, мы сделали следующий вывод: ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для девушек – ценности социального взаимодействия. Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает соответствующее поведение старшеклассников, регулируют их поведение. Мы определили значимый фактор ценностных ориентаций – пол личности.

    Гипотеза  нашего исследования полностью подтвердилась. Задачи решены.

    Результаты  нашего исследования имели ярко выраженную практическую и теоретическую значимость, так как они могут быть использованы в консультативной, профилактической работах с учащимися. Полученные данные помогут учителям и психологам составить конкретную программу воспитательной работы с данными классами и группой психологов разработать комплекс мероприятий с конкретными учениками. Через консультации может быть указано, на какие ценности необходимо обратить особое внимание. С учетом полученных данных можно сформировать не только ближайшие, но и отдаленные временные перспективы обучающихся, так как без дальнейшей временной перспективы человек больше подвержен влиянию случайных факторов.

 

ВЫВОДЫ

 
 

    Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы.

    Развитие  личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания. При этом далеко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе ее социализации (воспитания в широком смысле этого слова), становятся ценностями для нее. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «духовного вызревания» личности, то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей.

    Основы  формирования и развития базовой  структуры личностных ценностей  закладываются в подростковом и  раннем юношеском возрасте, приходящемся на VI-XI классы общеобразовательной школы. Именно в этот период школа и родители должны переносить приоритетное внимание с учебной деятельности, понимаемой как расширение области знаний, на воспитание как целенаправленное развитие личности, ее духовной и социальной сферы. Нами определено, что ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются  в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.

    Ценностные  ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

    Ценностные  ориентации определяют особенности  и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

    По  результатам исследований можно  сделать вывод о том, что такой важный элемент личностной структуры, как ценностные ориентации, полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Наличие системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся.

    Ценностные  ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. Несформированность основного механизма выделения ценностей – препятствует осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Исследования ценностных ориентаций, связано с тем, как понимается их психологическая природа.

    В проведенном нами исследовании социально-психологических особенностей ценностных ориентаций у старшеклассников мы сделали следующие выводы: рассматривая ценности, наиболее предпочитаемые респондентами двух групп, можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как «любимая и интересная работа», «сделать из себя настоящего человека», «верный, надежный и преданный друг». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки. Ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для юношей важными и регулирующими есть ценности социальной успешности – это «любимая и интересная работа», «дело, которое будет самым важным в жизни», «иметь средства для развлечений». Для девушек значимыми являются ценности социального взаимодействия, такие как «верный, надежный и преданный друг», «авторитете и уважение товарищей», «сделать из себя настоящего человека». В соответствии с принятыми подростками ценностями выстраивается их поведение, строятся их взаимоотношения с окружающим миром.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
     
  1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. - М. : Прогресс, 1998. – 283 с.
  2. Баимбетов А.А. Молодежь в кризисном социуме / А.А. Баимбетов . - М. : Наука, 1998. – 301 с.
  3. Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ) // Режим доступа: http://www.psychology.ru/lomonosov/ tesises/ek.htm.
  4. Бовкун В.В. Образ жизни молодежи / В.В. Бовкун. - М. : Высшая школа, 1998. – 294 с.
  5. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского- М. : Прогресс, 1999. – 295 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М. : Педагогика, 2007. – 195 с.
  7. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации / В.В. Гаврилюк // Социс. – 2002. - № 1. - С. 96.
  8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л. : ЛГУ, 1998. – 263 с.
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. – 230 с.
  10. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О.И. Карпухин // Социол. исслед. – 1998. - № 12. – С. 39-42.
  11. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Кн. для уч-ся ст. классов / Я.Л. Коломинский. - М. : Педагогика, 2009. – 273 с.
  12. Кон И.С. В поисках себя: личность и се самосознание / И.С. Кон. - М. : Наука, 1984. – 401 с.
  13. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. - М. : Прогресс, 1999. – 294 с.
  14. Кон Н.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / Н.С. Кон. - М. : Институт практической психологии, 1999. – 421 с.
  15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1987. – 274 с.
  16. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. Пособие / Б.Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1989. – 252 с.
  17. Личко А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. - Л. : Медицина, 1989. – 291 с.
  18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Академия наук СССР. Институт психологии / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1989. – 293 с.
  19. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи / В.А. Луков //Социологические исследования. - 1998. - № 8. - С. 31.
  20. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка / А.А. Люблинская. - М. : Изд –во АПН РСФСР, 1989. – 274 с.
  21. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 1996. – 421 с.
  22. Марков П.И. Методологические проблемы социальной психологии / П.И. Марков. - М. : Наука, 1985. – 274 с.
  23. Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М. : Прогресс, 1995. – 274 с.
  24. Немов Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. - М. : Наука, 1995. – 300 с.
  25. Общая психология (курс лекций) / Сост. Е.И. Рогов - М.: Эксмо- Пресс, 1999. – 291 с.
  26. Орлов С.В. Молодежь и ее ценностные ориентации / С.В. Орлов // Современная молодежная политика (Правовые аспекты реализации). Сборник научных статей. - М. : Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 1999. - С. 54-58.
  27. Основи психології: Підручник // За заг. ред. О.В. Киричука, В.А. Роменця. - К. : Либідь, 2004. – 284 с.
  28. Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М.И. Боришевского. - К. : Вища школа, 1980. – 293 с.
  29. Психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского. - М. : Педагогика, 1983. – 433 с.
  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. : Педагогика, 1996. – 200 с.
  31. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социс. – 2001. - № 2. - С. 87-92.
  32. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. - М. : Республика, 1994. – 399 с.
  33. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. - Т.3. / Сост. О.С. Богданова. - М. : Педагогика, 1981. – 277 с.
  34. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентации учащихся средних и старших классов / Е. Хмелев // Воспитание школьников. - 2001. - № 8. - С. 10-13.
  35. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М. : Владос, 2002. – 288 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А.

    МЕТОДИКА  ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ФАКТОРОВ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 
 

    Необходимый материал: анкеты, ручки, демонстрационный плакат со шкалой оценок или запись на доске.

    Ход исследования:

    Инструкция  для школьников: «Ребята! Сейчас вам  будет дано задание на оценку суждений (высказываний), которые записаны на отдельных бланках. Оценить надо степень того, насколько для вас важно то, о чем говорится в суждении. Оценка производится в баллах (см. Шкала оценок). Внимательно прочтите приведенные на листах анкеты суждения. Напротив каждого суждения в колонке I выставляется оценка. Оценка выставляется с учетом того, насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности. Например, «нужная и полезная людям профессия», если вы редко задумываетесь о профессии  и лишь тогда пробуете кое-что делать для ее приобретения (ходите на подготовительные курсы, консультируетесь с людьми данной профессии, читаете литературу об избранной профессии и так далее), то поставьте против этого суждения оценка 2 балла. И таким образом следует оценить все приведенные на бланке суждения».

    После того, как испытуемые оценят все  суждения, экспериментатор продолжает инструкцию: «А теперь оцените те же суждения, но по тому, как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении. Например, вы мечтаете о том, чтобы иметь хорошего, верного друга. Часто фантазируете как бы с ним занимались интересным делом, а если вдруг вы попали в сложное положение, то он поможет вам. Таким образом, если вы часто мечтаете об этом, то в колонку 2 напротив этого суждения поставьте оценку 4 балла».

    После окончания этого этапа работы экспериментатор продолжает: «И последнее, что я попрошу вас сделать, это оценить эти же суждения с  точки вашей будущей жизни, то есть, насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говорится в суждении например, «иметь красивые, модные вещи», если для вас это будет важно, то в колонку 3 напротив данного суждения поставьте 5 баллов».

    Бланк методики исследования.

    Уважаемый ученик! Ваши ответы могут улучшить учебно-воспитательную работу в школе. Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использоваться в обобщенном виде. Перед вами список из различных высказываний. Необходимо оценить в баллах каждое суждение в соответствии со шкалой оценок. Оценка проводится с учетом того, насколько важно, значимо для вашей жизни сейчас или будущем то, о чем говорится в суждении.

    Анкета

п/п

Список ценностей
Номер
опыта
    1 2 3
1 Нужная и  полезная для людей профессия      
2 Материальная  обеспеченность      
3 Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями      
4 Сочувствовать тем, кто попал в беду      
5 Целеустремленный, волевой человек      
6 Эрудированный и культурный человек      
7 Иметь такую  профессию, за которую люди будут меня уважать      
8 Любимая и интересная работа      
9 Иметь красивые и модные вещи (одежда, магнитофон, машина и тому подобное)      
10 Верный, надежный, преданный друг      
11 Честный и правдивый  человек       
12 Ответственный и настойчивый человек      
13 Понять все, что меня окружает      
14 Быть модно  одетым, иметь машину, деньги – это  очень важно в жизни      
15 Дело, которое  станет самым важным в моей жизни      
16 Иметь средства для отдыха и развлечений (деньги, машина, дача, радиоаппаратура и тому подобное)      
17 Любимый человек      
18 Авторитет и  уважение товарищей      
19 Сделать из себя настоящего человека      

Информация о работе Анализ социально-психологических факторов, влияющих на формирование системы ценностных ориентаций