Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа
Сущность, функции, виды и система цен и тарифов, стратегии ценообразования, понятие рыночной системы, методы установления цены.
1.2 Понятие рыночной структуры.
Рынок
как социально-экономический
С точки зрения числа и поведения субъектов , действующих на рынке, можно выделить следующие характеристики предложения и спроса: полиполия, олигополия и монополия. Полиполия предложения означает наличия на рынке большого числа продавцов, олигополия – наличие небольшого их количества, а в условиях монополии предложения существует один-единственный продавец. С точки зрения спроса прежде всего выделяют олигополию и монополию. Типичным примером олигополии спроса могут служить рыночные отношения между производителями комплектующих изделий и автомобильными концернами. Монополию спроса имеет, например, правительство, когда оно осуществляет закупку вооружения для военных целей. В этих примерах покупатели обладают на рынке большей властью, чем продавцы
Кроме предпочтений потребителя и уровня его благосостояния, с одной стороны, и условий производства благ - с другой, группу ценообразующих факторов формирует конкретная структура рынка.
Под
структурой рынка понимают ее характеристику
с точки зрения воздействия рынка
на положение и поведение
Цены определяются не только соотношением спроса и предложения. Издержками производства, полезностью товара, но и конкурентной структурой рынка.
Структура рынка подразумевает количество и размеры фирм, характер продукции, барьеры вхождения в рынок, наличие и доступность информации. Главным критерием классификации типов рынков является характер и степень свободы конкуренции и ценообразования. Для анализа механизма установления цен и степени государственного вмешательства в определение их уровней на различных рынках воспользуемся таблицей (табл.1)
В зависимости от степени свободы конкуренции и образования цен различают четыре основных типа рынков:
Рынок свободной (чистой, или совершенной) конкуренции, когда в определении цен имеется полная свобода конкуренции, является довольно редким явлением. Основным условием свободной конкуренции является наличие значительного количества фирм на рынке (при этом каждой фирме принадлежит небольшая доля рынка, что не позволяет ей оказывать влияние на формирование цен), однородность, взаимозаменяемость конкурирующих товаров и отсутствие ценовых ограничений. К предприятиям, работающим на рынке чистой конкуренции, в странах с рыночной экономикой можно отнести весьма широкую сферу предпринимательской деятельности. В частности, розничные палатки и ларьки, торгующие массовым, однородным товаром: овощами и фруктами, промышленными изделиями.
Цены
под воздействием спроса и предложения
тяготеют и приближаются к единым ценам
на конкретный товар в соответствующем
месте и в фиксированный момент времени.
Так что для каждого хозяйствующего субъекта
цены заданы рынком, он приспосабливается
к этим ценам, вынужден с ними считаться.
Чем более совершенным является рынок,
тем сильнее тенденция к тому, чтобы
во всех его пунктах в один и тот
же момент платили за один и тот же товар
одинаковую цену. Если наблюдается увеличение
предложения в отраслях, то цена снизится
во всех фирмах не зависимо от объема из
производства.
№
п/п |
Тип рынков | Характеристика рынка | Порядок
установления цены |
Степень
государственного вмешательства |
1. | Рынок чистой конкуренции | Множество продавцов и покупателей схожего товара (сахар, пшеница, медь и т.д.). Ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает большого влияния на уровень текущих цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше или ниже рыночной. | Цены, как правило, единые, устанавливаются исходя из существующей рыночной коньюктуры | Минимальна |
2. | Рынок монопоистической конкуренции | Множество продавцов
и покупателей. Предлагаются различные
варианты товаров и услуг, отличающиеся
друг от друга свойствами, качеством,
внешним оформлением, имеются различия
в сопутствующих товарам |
Цены разные, устанавливаются в зависимости от поставленной цели, на основе изучения издержек, цен на товары конкурентов, выбора метода ценообразования. | Минимальна |
3. | Рынок олигополистической конкуренции | Небольшое число продавцов, так как новым трудно проникнуть на этот рынок. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), или несхожими (автомобили, компьютеры) | Цены могут быть едиными или различными. Они устанавливаются по методологии, аналогичной рынку монопольной конкуренции. Присутствует жесткая конкуренция.. | Минимальна |
4. | Чистая монополия | На рынке один продавец (государственная организация; частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия). Фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену из-за боязни введения государственного регулирования цены, нежелания привлекать конкурентов, стремления быстрее проникнуть на всю глубину рынка благодаря невысоким ценам | Ценообразование складывается по-разному. Возможна государственная монополия в зависимости от стоящих пред правительством целей; регулируемая монополия; нерегулируемая монополия, когда устанавливается свободная цена, какую выдерживает рынок | Высока. Государство непосредственно устанавливает или контролирует цены |
Таблица
1. Типы рынков
Однако это возможно лишь на высокоорганизованных рынках, например, в биржевой торговле сырьевыми товарами.
В условиях рынка свободной конкуренции стремление каждого продавца к максимализации прибыли приводит к снижению цен. Отличительной чертой такого рынка является также мобильность всех ресурсов, позволяющих свободно вступать в рынок и выходить из него.
Рынок свободной конкуренции
характеризуется тем, что цены
предложения товаров равны
Другие три типа рынка
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции осуществляется в условиях конкуренции достаточно большого количества предприятий, производящих многообразную группу товаров (услуг), которые являются схожими, но не идентичными. Фирмы в условиях конкуренции самостоятельно устанавливают цены и стараются убедить покупателей, что их товары и услуги являются специфическими и уникальными. Товар на таком рынке дифференцируется по качеству, внешнему виду, товарному знаку и другими свойствами. Барьеры вхождения в рынок практически отсутствуют.
Эти
особенности рынка
В отличие от рынка совершенной конкуренции, каждый продавец может повлиять на цену своего товара, изменяя объем продаж. Так что конкурирующие предприятия имеют некоторую монополию при установлении цены на свой фирменный товар (услугу), ограниченную наличием конкурентных заменителей товара (услуг) других предприятий, представленных на рынке.
К числу рынков монополистической конкуренции с известной долей условности можно отнести рынки следующих товаров: вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, лекарства, витамины, кондитерские изделия, косметические средства, одежда, обувь, компьютерная техника, мебель, бытовая техника.
В
национальной экономике имеются
большие возможности для
Ценообразование в условиях олигополии осуществляется при доминирующей роли нескольких предприятий, которые вынуждены считаться с реакцией своих конкурентов. Олигополия – это такой тип рынка, на котором конкурируют между собой несколько достаточно крупных родственных фирм, производящих одинаковую продукцию. Внедрение на олигополистические рынки не является свободным, но и не полностью заблокировано.
В условиях олигополии максимизация дохода не является единственной целью фирмы. Часто стратегией фирмы выступает увеличение объема производства и продаж. Их снижение является нежелательным, поскольку потребители могут рассматривать как потерю позиций и размывания имиджа фирмы.
Олигополистическая структура рынка является преобладающей для развитых стран. В национальной экономике - это рынки телевизоров, кондитерских изделий, безалкогольных напитков.
Ценообразование на монополизированном рынке. Крайним типом рынка несовершенной конкуренции является рынок чистой монополии, когда предложение представлено только одним продавцом, а спрос одним покупателем. Один из важнейших признаков монополизма – взаимозаменяемость совокупности продукции. Фирма только в том случае может считаться монополистом, если выпускаемая ею продукция не имеет на рынке близких заменителей.
Фирма
может быть монополистом на одном
рынке и не быть им на другом, где
действует несколько
В отличие от рынка свободной конкуренции монополист не зависит от цен, а сам их устанавливает.
В
развитых странах конкуренция на
товарных рынках и антимонопольные
меры регулируются антимонопольным
законодательством. Для белорусского
рынка характерна чрезвычайно высокая
монополизация рынка по большинству продуктов.
Уровень ее во многих отраслях достигает
90-100%.
1.3 Стратегии ценообразования.
Реализация целей предприятия исходя из ситуации, складывающейся на рынке в определенный период времени, может потребовать корректировки исходной цены товара, выбора варианта ее последующего изменения. Для этого необходим разработать стратегию ценообразования.
Стратегия – это выбор предприятием определенной динамики изменения исходной цены товара, направленной на получение наибольшей прибыли в рамках планируемого периода.
Стратегия ценообразования - это выбор предприятием возможной динамики изменения исходной цены товара для наибольшего соответствия целям предприятия. Стратегию предприятия в области ценообразования можно представить в виде формулы:
Стратегия ценообразования = цель предприятия + метод установления исходной цены + движение исходной цены.
Рассмотрим один из вариантов классификации стратегий ценообразования.
Рыночные
стратегии ценообразования подразделяются
на три вида: дифференцированное, конкурентное
и ассортиментное ценообразование (рис.1).
такое деление основывается на цели предприятия
, неоднородности покупателей, в результате
чего один и тот же товар может быть продан
по разным ценам. Каждый из перечисленных
видов стратегий в свою очередь включает
несколько частных стратегий.
Рис.1
Стратегии рыночного
ценообразования
Стратегии дифференцированного ценообразования. Суть стратегии скидки на втором рынке заключается в том, что на один и тот же товар или услугу цены на других рынках устанавливаются ниже (со скидкой). В качестве вторых рынков выступают демографические, географические, внешние. Например, на вторых демографических рынках, т.е. для пенсионеров, детей, студентов, могут действовать более низкие цены на услуги парикмахерских, коммунальные услуги, билеты в театры и музеи, проездные билеты на городском транспорте. Цены со скидками могут использоваться в другом географическом районе, на внешнем рынке (демпинговые цены). Стратегия демпинговых цен, то есть установление цен, сознательно заниженных предприятием по сравнению со сложившимся рыночным уровнем цен с целью получения преимуществ перед конкурентами. Подобная стратегия ценообразования относится к монополистической деятельности и считается недопустимой.
Стратегия сезонной (периодической) скидки основывается на неоднородности покупательского спроса во времени и применяется для стимулирования покупательского спроса. Она находит применение в снижении цен на товары вне сезона (например, туристические принадлежности для летнего или зимнего отдыха), товары, вышедшие из моды. Эта стратегия используется также при установлении различных по уровню цен на овощи, фрукты по сезонам их заготовки, тарифы на услуги связи в различное время суток, билетов на дневные и вечерние представления, блюда в ресторанах в дневное и вечернее время и т.д. использование стратегии сезонной (периодической)скидки позволяет обеспечить предприятиям более равномерную их загрузку и расширить объем продаж.
Информация о работе Сущность, функции, виды и система цен и тарифов