Сущность, функции, виды и система цен и тарифов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, функции, виды и система цен и тарифов, стратегии ценообразования, понятие рыночной системы, методы установления цены.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)
  • экономическую обоснованность и достоверность расчетных материалов, на базе которых утверждены отпускные цены (   тарифы);
  • обеспечение правильных ценностных соотношений на аналогичную и функционально-однородную продукцию с учетом качественных, технико-экономических, экологических и эстетических показателей,  потребительских свойств и покупательского спроса на нее;
  • влияние уровня устанавливаемых цен на конечные результаты работы организации, его заинтересованность в наиболее полном удовлетворении спроса на конкретные виды продукции (работ, услуг);
  • отношение фактической рентабельности по вырабатываемой продукции (оказываемым услугам), от утвержденного норматива ( доведенного Белкоопсоюзом минимального уровня), факторы повлиявшие на эти отклонения, достоверность отражения фактических издержек производства;
  • наличие планов по снижению затрат, контроль за их выполнением и анализ полученных результатов от проведения противозатратных мероприятий в проверяемом периоде.

            В соответствии с конкретными  целями и задачами проверки  разрабатывается программа (памятка)  для проверяющих. 

      С работниками, привлекаемыми к проверке, проводятся инструктивные совещания  по детальному ознакомлению с вопросами  программы проверки, методами определения экономической обоснованности цен, действующим порядком их формирования и применения, нормативно-провавыми актами, которыми следует руководствоваться в процессе проверки и т.д.

      По  результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения составляется акт, а если нарушений не было выявлено, результаты проверки оформляются справкой проверки.

      Акты (справки) проверки подписываются:

  1. должным лицом, проводящим проверку;
  2. руководителем, проверяемой организации;
  3. лицом, ответственным за оформление и применение цен.

    В случае отказа должностных лиц, проверяемой  организации от

подписания  акта, в нем делается соответствующая  запись. Должностное лицо при этом в праве письменно изложить мотив  отказа от подписания акта. При наличии  возражений по акту проверки должностное лицо делает об этом оговорку перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляет в письменном виде возражение по его содержанию, контролирующему органу, назначившему проверку.

      В акте (справке) проверки указывается:

  1. дата начала и окончания проверки, место составления акта;
  2. основание проведения проверки, должность, фамилия проверяющих;
  3. должностные лица, отвечающие за ценообразование в проверяемом

   периоде.

      В дальнейших разделах акта (справки) указывается выполнение требований Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции и других республиканских и ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы ценообразования в каждой конкретной отрасли, которой согласно Уставу занимается проверяемая организация.

      В акте должны быть указаны, какие документы, каким методом и за какой период проверены. Выявленные факты нарушений  отражаются в акте проверки со ссылкой на нормативные акты.

      В торговых организациях основное значение имеет проверка правильности применения цен.

      Проверяющие в присутствии материально-ответственного лица, заполняют справку по форме  определенного вида.

      В справку в выборном порядке включаются наименования товаров и цены, указанным на ярлыках цен (ценниках).

      Справка подписывается:

  1. проверяющими;
  2. руководителем предприятия.

      Затем применяемые цены сверяются с  ценами, предусмотренными

реестрами.

         В случае выявления расхождений  в ценах остатки товаров должны

быть  сняты с продажи, также необходимо установить сумму излишне получено ( недополучено ) с покупателем.

      Также в торговых предприятиях проверяются:

  • обоснованность применения действующих розничных цен, правильность веса, мера отпущенного товара и расчета за него путем контрольных покупок;
  • состояние информации для покупателей о действующих ценах (ценники на образцах товаров должны быть четко оформленные, с указанием наименование товара, его сорта, цены, подписи должностного лица, печати торговой организации, даты оформления ценников);
  • правильность формирования (применения) розничных цен на товары отечественного и иностранного производства, соблюдение предельных, отпускных, декларирующих, минимальных цен; оптовых и торговых надбавок;
  • использование торговлей права включения в отпускные цены предприятий-изготовителей транспортных расходов на условиях франко-отправления;
  • соблюдение Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, наличие протоколов согласования цен, наличие в торговых (платежных) документах поставщиков и оптовых баз обоснования цен на товары и организация контроля этих вопросов.
  • своевременность и правильность проведения переоценок товаров, качество оформления документов, достоверность отражения результатов проводимых переоценок (дооценок, уценок);
  • правильность применения цен и торговых надбавок при отпуске товаров учреждениям социальной сферы (детским дошкольным, оздоровительным, лечебным учреждениям);
  • организация контроля за ценами на тару и упаковку;
  • соблюдение действующего порядка округления розничных цен;

      За  нарушение дисциплины цен предусматривается  действующими нормативно-провавыми  актами административная ответственность  в виде экономических санкций.

    Экономические санкции:

  1. Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2002г. №40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» за нарушения порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов применяются штрафные санкции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в размере до 10% от суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.
  2. Законом Республики Беларусь от 10.05.1999г. №255-3 «О ценообразовании» за нарушения установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен, завышения или занижения цен, в том числе придельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения; применения свободных цен, торговых надбавок (скидок) на товары, в отношении которых применяется государственное регулирование, к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, допустившим нарушения, применяются санкции в виде взыскания в доход бюджета выручки переполученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами наложения штрафа в таком же размере.
  3. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.1999г №405 «О вопросах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» за отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен рассматриваются как нарушения дисциплины цен, в этом случае к юридическим лицам применяются штрафные санкции в размере до 30% от стоимости реализованной продукции.
  4. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.1999 №209 «О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций» за отсутствие экономического обоснования или использования необоснованных (недостоверных) сведений при его формировании применяются штрафные санкции в размере до 10% от стоимости фактически исполненной товарообменной операции.

          Административная  ответственность:

  1. Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999г. №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» за нарушения установленного порядка формирования  и применения цен, следует наложение штрафа на должностных лиц ( руководителей юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей в размере до 40 базовых величин, а при совершении повторно в течении года после наложения административного взыскания в размере до 80 базовых величин.
  2. Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях ст.144-1 «нарушения установленного порядка формирования цен», взимается штраф в размере от 1 до 10-ти минимальных з/п с должностных лиц, а если в течении года они уже подвергались административному взысканию за указанное нарушение – от 10 до 20-ти минимальных зарплат.

                    Уголовная ответственность:

    1.Согласно  Уголовного кодексу Республики Беларусь статья 245 п.1 «установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц, юридических лиц  о деятельности на совместном рынке», предусматривается штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

    П.2 «  установление или поддержание монопольных  цен, сопряженные с принуждением или применением насилия в  отношении конкурентов», ведет к ограничению свободы на срок от 3-х до 5 лет или лишение свободы на срок от 3-х до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. ( Приложение № ___). 
     
     
     
     
     
     
     

    1. Порядок формирования цен и обоснования торговых надбавок в Пинском районном потребительском обществе.
 

    3.1 Социально-экономическая характеристика района       деятельности Пинского райпо.

      Пинское райпо Брестского облпотребсоюза является юридическим лицом. Предприятие в праве от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Оно основывается на частной форме собственности, располагается в городе Пинске по адресу улица Ленинградская, 3. Входит в систему потребительской кооперации Республики Беларусь с 20 января 1947 года.

    Основными задачами Пинского райпо являются:

  • организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, вторичных материальных ресурсов, плодов, ягод и грибов;
  • оказание платных услуг населению;
  • организация рынков для торговли товарами;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности.

    Пинское райпо осуществляет следующие виды экономической деятельности:

01210 -  разведение крупного рогатого  скота

01230 –  разведение свиней

01419 -  другие услуги по выращиванию  сельскохозяйственной продукции

15000 –  производство пищевых продуктов,  включая напитки

15110 -  производство мяса

15130 -  производство мясных продуктов

15810 –  производство хлеба и хлебобулочных  изделий

18220 –  производство верхней одежды

50402-52489 розничная и оптовая торговля различными видами товаров

55300 –  предоставление услуг ресторанами

55400 -  предоставление услуг барами

01121 -  выращивание овощей

  • деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов металлов
  • Деятельность в области промышленной безопасности

      Основным же видом деятельности предприятия является розничная торговля. В район деятельности Пинского райпо входит 4 торговых филиала и 2 унитарных предприятия:

  • ПТФ «Надежда»
  • МТФ «Белая Русь»
  • ЛТФ «Янтарь»
  • П-ЗТФ «Ветразь»
  • ЧУП «Пинский Коопром»
  • ЧУП «Пинский Коопрынок».

      Розничную торговую сеть обслуживают торговые филиалы, всего – 166 магазина, из них 1 универмаг, 17 промтоварных, 25 продовольственных  магазинов. Они обеспечивают товарами  56,1 тыс. человек в состав обслуживаемого населения входят:

      47,6 % - население в трудоспособном возрасте;

      33,7 % - население в нетрудоспособном  возрасте;

      20,3 % - дети школьного возраста.

   3.2 Порядок формирования цен в Пинском райпо

   Формирование  цен в предприятиях Пинского райпо  осуществляется на основании Постановления  №43 от 22.04.1999г. «О порядке формирования и применения цен и тарифов» нормативных документов утвержденных решениями Брестского облисполкома.

   3.2.1  Порядок формирования розничных цен в торговых филиалах Пинского райпо.

   Торговые  филиалы райпо в основном занимаются розничной торговлей и при формировании цены пользуются следующей формулой:

   Розничная = оптово-отпускная + торговая + НДС + налог  на

      цена                цена                  надбавка              продажу

Информация о работе Сущность, функции, виды и система цен и тарифов