Сущность, функции, виды и система цен и тарифов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, функции, виды и система цен и тарифов, стратегии ценообразования, понятие рыночной системы, методы установления цены.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

   Эффективность системы государственного регулирования  цен зависит от гибкого сочетания  прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство  в соответствии с проводимой экономической  политикой, целями развития общества использует различные сочетания и  способы ценового регулирования. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое, административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы прямого  государственного ценового  регулирования  являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой. 

   2.1Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь

   Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и  долгосрочную перспективу нашли  отражение в разработанной и принятой правительством в 1999г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь

   Концепцией  были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного  периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен.

   В качестве  принципов ценообразования  определены следующие:

    • Сочетание свободных и регулируемых цен
    • Разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен
    • Установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования  покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки
    • Осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании.

Республиканские органы государственного управления устанавливают  цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного назначения, спирт, водку, квартплату, торговые надбавки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также  министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, лесного хозяйства и некоторых других.

      Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые надбавки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

      В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

  • Установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, услуги, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые  товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
  • Определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
  • Обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
  • Установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
  • Установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки) цен;
  • Ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  • Ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
  • Обязательное обоснование цен при товарообменных операциях;
  • Индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
  • Декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  • Ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
  • Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. 
 

    2.2 Регулирование цен в развитых странах

   В ходе исторического развития экономика  большинства государств претерпела глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны с различным экономическим укладом.

   История подтвердила неэффективность как  монополизированной, так и чисто  рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней заключается в том, что она представляет собой систему, объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы. Причем государственные органы создают эффективную систему регулирования, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы бюджетного, финансово-валютного, кредитного, налогового, таможенного и ценового регулирования. Главная цель данной системы состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

   Переход к рыночным отношениям предполагает отбор всего лучшего, что накоплено  в области теории и практики ценообразования  мировым хозяйством, и творческое использование мирового опыта для перестройки отечественного ценового механизма.

   Государственное регулирование цен в странах  с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать устойчивому развитию экономики, нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конъюнктуры рынка регулирование носит антикризисный и антиинфляционный характер.

   Цели  государственного регулирования заключаются  в том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого подорожания  сырья и топлива, монополизма  производителей; способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов, в частности обеспечение прожиточного минимума, возможности приобретения товаров первой необходимости.

   Прямое  регулирование – цен используется главным образом в сферах транспорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т.д. Среди прямых методов регулирования необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен.

   Косвенные меры направлены на изменение коньюктуры, создание определенной финансовой, валютной и налоговой среды, а в конечном счете – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.

   Всеми странами активно используется ценовой  контроль, который осуществляется лавным образом в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы ценообразования и конкуренции, во многих установлены серьезные экономические санкции.

   Таким образом, ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не существует полной свободы в ценообразовании. Под  контролем государства продолжают оставаться целые отрасли, имеющие  особую социальную значимость. Речь идет о ценах на продукцию топливно-энергетического комплекса, медикаменты, железнодорожных и почтово-телеграфных тарифах и др. В эту группу также следует включить основные продовольственные товары, цены на которые регулируются путем жесткого регламентирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

   Сложившаяся в настоящее время в странах  с развитой рыночной экономикой система  регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на то, чтобы  защитить интересы как потребителей, так и производителей. В большинстве государств свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах определенного «коридора». При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а нижний  - имеет целью сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного снижения закупочных цен в связи с насыщением рынка.

   2.3. Организация контроля за ценами и управление ими на предприятиях потребительской кооперации.

      Составной частью общей системы регулирования  цен является контроль за соблюдением  законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования. Последние несут ответственность за нарушение обязательных норм и правил в сфере ценообразования.

      Контроль  за соблюдением дисциплины цен осуществляется на основании проведения различного вида проверок.

      Соблюдение  установленных цен на товары являются существенной стороной политики цен.

      Контроль  за соблюдением действующего порядка формирования цен осуществляется Комитетом цен при Министерстве экономики, Комитетом государственного контроля, органами ценообразования, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству РБ в соответствии с действующим законодательством.

      Ведомственный контроль является составной и нераздельной частью единой общегосударственной  системы контроля за ценами, включающей государственные, кооперативные и  общественные органы.

      В целях обеспечения эффективного функционирования единой общественной системы контроля за ценами, основными  задачами ведомственного контроля  являются:

  • организация эффективной и постоянной работы по контролю за соблюдением нормативно-правовых актов регламентирующих порядок формирования и применения цен всеми организациями, предприятиями и учреждениями потребительской кооперации ( в дальнейшем организации );
  • широкое применение экономических методов контроля за ценами на основе глубокого анализа обоснованности их формирования;
  • выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций через ценовой фактор, воздействие его на результативность производства и улучшения качества выпускаемой продукции;
  • активное противодействие попыткам производителей и поставщиков к улучшению финансовых показателей и получению доходов за счет необоснованного завышения цен.
    Проведение  ведомственного проверок соблюдения дисциплины

цен планируется путем утверждения годового (квартального или месячного) плана.

      Проверки  могут быть комплексные и тематические.

      При комплексных проверках проверяются вопросы формирования и применения цен во всех отраслях деятельности проверяемой организации.

      При тематических проверках –соблюдение дисциплины цен в одном или нескольких направлениях деятельности проверяемой организации.

      Плановые  комплексные проверки соблюдения дисциплины цен проводятся:

  • специалистами по ценам районных потребительских обществ – подведомственных организаций не реже одного раза в год;
  • специалистами по ценам областных союзов потребительских обществ – унитарных предприятий облпотребсоюза и районных потребительских обществ – не реже одного раза в два года;
  • специалистами по ценам Белкоопсоюза – унитарных предприятий и учреждений Белкоопсоюза и облпотребсоюза -  не реже одного раза в два года.

      В условиях перехода социально-ориентированным  рыночным отношениям контроль за соблюдением  дисциплины цен должен в большей мере ориентироваться на глубокий анализ экономической обоснованности устанавливаемых организациями цен, наиболее полное отражение в этих качественных показателей и потребительских свойств продукции и коньюктуры рынка.

      С учетом этих требований, при проведении проверок особое внимание должно обращаться на:

Информация о работе Сущность, функции, виды и система цен и тарифов