Сущность, функции, виды и система цен и тарифов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, функции, виды и система цен и тарифов, стратегии ценообразования, понятие рыночной системы, методы установления цены.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

      Калькуляции подписаны экономистом, главным  бухгалтером, технологом и утверждены директором (см. Приложение № ____). 

3.3 Обоснование торговых надбавок в торговых предприятиях Пинского райпо

         В связи с тем, что торговые предприятия Пинского райпо расположены в основном в сельской местности, то до недавнего  времени, Пинское райпо осуществляло торговую деятельность в условиях олигополии и могло устанавливать цены выше, чем в городских предприятиях торговли. Постановлением Министерства Экономики предельные торговые надбавки на ряд социально значимых товаров, реализуемых через розничную торговую сеть Пинского райпо (Приложение №___) утверждены выше, чем для государственной торговли и индивидуальных предпринимателей. Ее размер зависит от вида товара, количества звеньев в доведении товара от производителя до потребителя.

      Например, на такие товары как молоко, кефир, сметана молочные смеси сухие  и жидкие для детского питания  – 15%, масло животное – 20%, колбасные  изделия вареные – 16% и т.д. (см. Приложение №_____). Наряду с товарами на которые торговые надбавки ограничены, существуют товары на которые ограничения не распространяются : икра красная и черная, рыба деликатесная и др.

      Кроме торговых надбавок, которые являются доходом предприятия, существуют и  торговые скидки, которые также входят в состав дохода торговых предприятий. В системе Пинского райпо торговые скидки. Согласно Постановлений Министерства Экономики  Республики Беларусь, установлены на водку белую – 18%, на табачные изделия – 19%, на сахар – 19%, хлеб и батоны массовых сортов – 15%.

      Решением  Брестского облпотребсоюза было отменено применение гибкой системы надбавок, в связи с убытками (недополучение валовых доходов при применении неполных торговых надбавок). В исключительных случаях, по согласованию с облпотребсоюзом разрешается снижение надбавок. Это объясняется тем, что для потребительской кооперации предусмотрены несколько большие размеры торговых надбавок, потому что зоной обслуживания являются населенные пункты, находящиеся в районе, что приводит к более высоким транспортным расходам. В настоящее время, в связи с осуществлением государства косвенного регулирования цен, путем стимулирования малого предпринимательства, появляются  конкуренты, а также некоторые магазины Пинского райпо находятся в черте города и поэтому, применение предельных надбавок приводит к завышению цен, они становятся менее конкурентоспособными по сравнению с ценами иных торговых структур, что ведет к замедлению товарооборачиваемости и снижению доходов, поэтому приходится применять метод установления цены с ориентацией на них (снижать применяемые торговые надбавки, разрабатывать системы скидок на идентичные товары), то есть переходить к рынку монополистической конкуренции.

    3.4 Организация контроля за ценами в системе Пинского райпо

      На  предприятиях ведется строгий контроль за соблюдением размера  цен как самим работником (взаимопроверки), так и вышестоящей организацией (отдел цен Облпотребсоюза ).

      Также контроль за соблюдением цен ведется  Комитетом по антимонопольной и  ценовой политики Брестского  облисполкома.

      В ходе проверки за правильно установленными ценами, особое внимание уделяют органы контроля на правильно примененный размер торговых надбавок и торговых скидок, т.е. органы контроля оказывают активное противодействие попыткам предприятия получить доходы и улучшить финансовые показатели за счет необоснованного завышения цен. Также в ходе проверок выявляются неиспользованные резервы повышения эффективности экономической деятельности предприятия через ценовой фактор.

      Комплексные проверки соблюдения дисциплины цен  вышестоящими организациями планируется путем утверждения годового плана, но иногда проводятся и внезапные проверки.

      Так, допустим, специалистами по ценам  Облпотребсоюза плановые комплексные  проверки соблюдения дисциплины цен  проводятся не реже 1 раза в 2 года.

        В ходе последней проверки, которая была проведена в третьем квартале 2005г. управлением антимонопольной  и ценовой политики комитета экономики Брестского облисполкома была проверена деятельность ЧУП «Пинский Кооппром» за 2004 и 3 квартала 2005 года.

        Проверке подлежали все плановые калькуляции, калькуляционные карточки и наряд-заказы на производство кондитерских, булочных и кулинарных изделий,  товарные отчеты по магазину «Кооператор», оптовому складу;  фактические калькуляции по выпуску хлебобулочных и кондитерских изделий, прейскуранты отпускных цен, журналы – ордера и другие документы бухгалтерского учета.

        В ходе проверки было выявлено  следующее :

  1. Анализ плановой и фактической себестоимости по статьям затрат и видам продукции на предприятии не проводится. Калькуляции фактической себестоимости на выпуск и единицу продукции по видам не составляются.
  2. Не разработана норма расхода упаковочного материала (пленка PVC для хранения продовольственных товаров), указанные расходы включались в статью «Прочие производственные расходы», которые затем включались в себестоимость всех видов изделий в процентах к заработной плате производственных рабочих.
  3. Хотя в учетной политике отражено, что сырье и материалы в течении месяца должны включаться в себестоимость продукции по ценам последнего поступления (метод Лифо), в организации фактически списывались  на производство по учетным ценам.  
  4. Учетной политикой не предусмотрен порядок включения в себестоимость транспортно-заготовительных расходов.

      В соответствии с п.2.11 Положения о порядке формирования применения  цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики от 22.04.99г. №43, при поставках продукции (товаров) внутри республики через снабженческо-сбытовые, оптовые предприятия и иные субъекты хозяйствования, одним из видов деятельности которых является оптовая торговля (при условии ведения раздельного учета по оптовым операциям) оптовая надбавка к отпускной цене не может превышать 20% независимо от количества участвующих оптовых продавцов.

      По  окончанию проверки был составлен акт с указанием вышеуказанного, даты начала и окончания проверки, подписанный проверяющим и проверяемыми лицами.  Акт составлялся в 4-х экземплярах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Сущность  цен заключается в том, что  цена представляет собой эквивалент стоимости товара, в состав которой входит себестоимость товара, прибыль, налоги.

        Предприятием устанавливается такой  размер цен, чтобы при реализации  товара покрывались все расходы  на его производство и доведение  до конечного потребителя, а  так же покрывать налоги.

      Исходным  моментом в планировании деятельности предприятия, фирмы является определение  цен на изготавливаемую продукцию  и услуги. Разработка ценовой политики относится к компетенции высших руководителей предприятия.

      В рыночной экономике ценообразование выполняет множество функций. Среди них одна из важнейших – стимулирующая. С помощью цены предприятие пытается найти ответ на вопрос, что производить, т.е. какие именно товары и услуги должны поставляться на рынок и в каком количестве, как производить товары и услуги, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли.

      Ответы  на эти вопросы определяются под  влиянием конкуренции производителей.

      Цена  формируются по воздействием множества  факторов. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение  сбыта; максимализация прибыли; удержание своей доли рынка. Предприятие может либо преследовать указанные цели одновременно, либо выбрать для себя приоритетную цель.

      В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Минимальная цена определяется издержками фирмы.

      Рыночная  экономика предполагает преимущественно  свободное ценообразование на продукцию и услуги всех отраслей. Свободные рыночные цены  формируются с учетом спроса и предложения на каждый продукт. Однако на отдельные, в особенности социально значимые, товары в переходный период осуществляется централизированное регулирование государственных цен, по которым реализуют подавляющую часть сельскохозяйственной продукции.

      В системе Пинского райпо применяются, в основном, такие цены как розничные, так как одним из основных видов  деятельности его является розничная  торговля, также используются цены оптовые, поскольку предприятие имеет собственный оптовый склад.

      Так же в Пинское райпо товар поступает  из-за  пределов Республики Беларусь, следовательно, на данный товар предприятие  устанавливает отпускные цены, так  как является первым поставщиком  на территории Республики Беларусь.

             На предприятии  мало внимания уделяется обоснованию  размера торговых надбавок, так  как на все товары устанавливаются  максимально допустимые размеры  надбавок. Так как зоной обслуживания  райпо, в основном, является сельское  население, то конкуренции практически нет, и райпо может применять цены  несколько выше, чем у городской торговли или индивидуальных предпринимателей. Хотя в настоящее время, в связи с осуществлением государства косвенного регулирования цен, путем стимулирования малого предпринимательства, появляются  конкуренты, приходится применять метод установления цены с ориентацией на них (снижать применяемые торговые надбавки, разрабатывать системы скидок на идентичные товары), то есть переходить к рынку монополистической конкуренции.

      Оптово-отпускные  цены на продукцию собственного производства калькулируются экономистами по ценам  на основании инструкций и нормативных  документов и утверждаются руководством.

            В области ценообразования  нормативная база меняется не часто, но проблем у субъектов хозяйствования при формировании цен не уменьшается. Документы, регламентирующие ценообразование, содержат термины и нормы, неоднозначно трактуемые как предприятиями, так и контролирующими органами. А размер штрафных санкций впечатляет.

      Регулярно проводятся проверки соблюдения дисциплины цен, как внутрисистемными специалистами, так и вышестоящими инстанциями. По результатам проверок делаются соответствующие выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература

  1. Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999г.
  2. Указ президента Республики Беларусь от 7.08.202 №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен в Республике Беларусь».
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1.02.1993г. «Об усилении контроля за соблюдением дисциплины цен».
  4. Постановление Министерства экономики от 22.04.1999г. №43 « Об утверждении порядка формирования и применения цен и тарифов»
  5. Письмо Министерства экономики  от 31.05.2000г. №27-0/5 «О формировании цен на продукцию общественного питания».
  6. Решение Брестского облисполкома от 16.09.2002г. № 526 « Об установление предельных максимальных наценок общественного питания».
  7. Постановление Белкоопсоюза от 18.11.2002г. №475 « об утверждении методических рекомендаций по организации в системе потребительской кооперации ведомственного контроля за соблюдением государственной дисциплиной цен».
  8. Андрушкив В.М., Иващенко Н.А., Панасюк М.В. «Экономика, организация и планирование отраслей деятельности потребительской кооперации» – Москва «Экономика» 1981г.
  9. Акулич И.Л. «Маркетинг» – Минск «Вышэйшая школа» 2000г.
  10. Богатырев С.И., Школьный А.Ф. «Основы экономики торгового предприятия» – Москва «Экономика» 1983г.
  11. Жилов И.И. «экономика, организация и планирование кооперативной торговли» - Москва «Экономика» 1984г.
  12. Лещиловский П.В., Догиль Л.Ф., Тонкович В.С. «Экономика предприятий и отраслей АПК» - Мн.: БГЭУ 2001г.
  13. Полещук И.И., Терешина В.В. « Ценообразование» - Мн.: БГЭУ 2001г.
  14. Полещук И.И., « Ценообразование» - Мн.: БГЭУ 2001г.
  15. Трацевский И.П., Грекова И.М. «Ценообразование» -Мн.ООО «Новое знание» 2000г.
  16. Фридман А.Ф., Курбетьев В.А., Нелитой А.С. «Экономика и планирование кооперативной торговли» Том I. Москва «Экономика» 1989г.
  17. Базылев Н.И, Гурко С.П. «Экономическая теория, Макроэкономика» часть 3- Мн.: БГЭУ 2000г.

Информация о работе Сущность, функции, виды и система цен и тарифов