Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 06:24, реферат
Ценная бумага – специфический товар. Ее по праву считают гениальным изобретением человечества. Возникновение ценной бумаги связывают с необходимостью привлечения дополнительных ресурсов для реализации каких – то целей. К самым ранним ценным бумагам можно отнести долговые расписки, векселя. Но те ценные бумаги, которые широко используются в современном мире появились в период зарождения и бурного развития капитализма, когда значительно возросли потребности в привлечении дополнительных ресурсов для целей расширенного производства. Ценная бумага – это коммерческий документ, в котором отражаются какие – либо имущественные или финансовые обязательства
Введение 3
1. Классификация ценных бумаг 4
1.1 Облигации 6
1.2 Акции 9
1.3 Вексель 11
1.4 Приватизационные чеки 12
Заключение 13
Список использованных источников 15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра финансов, учета и аудита
Реферат
по дисциплине: Финансовые рынки
тема: Сущность и виды ценных бумаг
Выполнил: студент
гр. ЭНЭВ – 131 (Ф)
Тябова Анна
Бородина О.В.
Новокузнецк
2014
Содержание
Введение 3
1. Классификация ценных бумаг 4
1.1 Облигации 6
1.2 Акции 9
1.3 Вексель 11
1.4 Приватизационные чеки 12
Заключение 13
Список использованных источников 15
Введение
Ценная бумага – специфический товар. Ее по праву считают гениальным изобретением человечества. Возникновение ценной бумаги связывают с необходимостью привлечения дополнительных ресурсов для реализации каких – то целей. К самым ранним ценным бумагам можно отнести долговые расписки, векселя. Но те ценные бумаги, которые широко используются в современном мире появились в период зарождения и бурного развития капитализма, когда значительно возросли потребности в привлечении дополнительных ресурсов для целей расширенного производства. Ценная бумага – это коммерческий документ, в котором отражаются какие – либо имущественные или финансовые обязательства. С появлением ценной бумаги реальный капитал как бы раздваивается. С одной стороны, имеется реальный капитал, представленный конкретными физическими активами – зданиями, сооружениями, рабочими силовыми машинами и прочее, а с другой – фиктивный, абстрактный капитал, как отражение стоимости реального капитала в ценных бумагах. Ценность ценной бумаги заключается в обеспеченности: за ними стоят реальные активы. Иначе бы ценные бумаги ничего не стоили. Основной мотив, которым руководствуется покупатель ценной бумаги – получить по ней доход, сохранить вложенный капитал при минимальном риске вложений.
1. Классификация ценных бумаг
Виды ценных бумаг в мире чрезвычайно разнообразны, однако их принято классифицировать на группы по следующим признакам:
1) эмитентам;
2) времени обращения;
3) способу выплаты дохода;
4) экономической природе;
5) уровню риска;
6) территориям.
Основными эмитентами рынка ценных бумаг являются частный сектор, государство и иностранные субъекты, соответственно чему ценные бумаги бывают:
1) частные, которые выпускают
нефинансовые корпорации и
2) государственные, которые эмитируются как центральным правительством, так и местными органами власти;
3) международные, различающиеся по эмитентам, валюте, срокам обращения и т.д.
Эмитентом ценных бумаг может быть юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Традиционно деление ценных бумаг по признаку принадлежности прав: на предъявителя и именные.
Именные ценные бумаги выписываются на определенного владельца, информация о котором должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг. Переход прав на именные ценные бумаги и осуществление закрепленных ими прав требует обязательной идентификации владельца.
Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя не требуют идентификации владельца, и права, удостоверенные этой ценной бумагой, передаются другому лицу путем простого вручения.
Имеется документарная и бездокументарная формы ценных бумаг. В настоящее время ценные бумаги существуют в виде записей на счетах, которые ведутся на магнитных и других носителях информации. При совершении сделки с такими ценными бумагами (их покупке) владельцу выдается сертификат, удостоверяющий право собственности на приобретенную ценную бумагу.
Ценные бумаг классифицируются также с учетом того, что права владельцев ценных бумаг при совершении операций и порядок подтверждения этих прав бывают различны:
1) долевые ценные бумаги;
2) долговые ценные бумаги.
Существует и такая классификация:
1) классические ценные бумаги;
2) производные ценные бумаги;
3) финансовые инструменты.
Производная ценная бумага - это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. Если несколько упростить это определение и сделать его менее строгим, то можно было бы сказать, что производная ценная бумага - это ценная бумага на какой-либо ценовой актив: на цены товаров (обычно, биржевых товаров: зерна, мяса, нефти, золота и т.п.); на цены основных ценных бумаг (обычно, на индексы акций, на облигации); на цены кредитного рынка (процентные ставки); на цены валютного рынка (валютные курсы) и т.п.
К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободнообращающиеся опционы. Под видом ценных бумаг будем понимать такую их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми.
Рисунок 1 – Классификация ценных бумаг
1.1 Облигации
Облигации – это долговые обязательства, подтверждающие отношения займа между инвесторами и эмитентами. При этом эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату определенной суммы по истечении установленного срока и ежегодного дохода в виде фиксированного или плавающего процента. При необходимости привлечения денежных ресурсов (для финансирования крупных проектов, покрытия текущих расходов, обеспечения ликвидности и т.д.) государство, местные органы власти, банки и другие финансовые институты, а также отдельные корпорации нередко прибегают к выпуску облигаций. Облигации обеспечивают ее владельцу определенный доход. Индикатором развития рынка ценных бумаг является доходность. Исходной базой для определения доходности облигаций, сертификатов и других ценных бумаг служит их цена.
Облигации имеют следующие виды цен:
1) номинальную – напечатана на облигации (цена эмиссии), служит базой для начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен;
2) выкупная – по ней
эмитент выкупает облигацию, она
может совпадать и не
3) рыночную (курсовую) – формируется на рынке ценных бумаг и зависит от сложившейся на нем ситуации (спроса и предложения).
Для государственных ценных облигаций характерна периодическая выплата дохода в виде процентов. Процентная ставка может быть нескольких видов:
1) фиксированная ставка, т.е. точно установленная по своей величине. Обычно применяется в условиях отсутствия инфляции;
2) плавающая ставка. Облигации
с плавающей ставкой
3) ступенчатая процентная
ставка. Процесс изменения ставки
процента дифференцирован по
годам займа. Данный метод установления
процентной ставки может
4) нулевой купон и миникупон. При их наличии облигации называются беспроцентными и малопроцентными. В том случае, когда выпускаются облигации с нулевым купоном, курс эмиссии устанавливается ниже номинального на величину скидки. Облигации с миникупоном представляют собой переходный тип к нулевому купону. Купонный доход у них ниже обычного, но скидка с эмиссионной цены меньше, чем у облигации с нулевым купоном.
При определении доходности облигации следует прежде всего найти ее исходную базу – номинальную цену, которая равна:
Рном = , (1)
где З – сумма займа;
Рном – номинальная цена облигации;
К – количество эмитируемых облигаций.
Цена первичного размещения облигаций, или эмиссионная цена, никогда не совпадает с номинальной, тогда возможны два варианта:
1) эмиссионная цена меньше номинальной, следовательно, ценная бумага размещена с премией;
2) цена эмиссии больше номинальной, значит, ценная бумага размещена с премией.
Различают государственные облигации и облигации корпораций.
Государственные облигации выпускаются самым крупным заемщиком — государством. Выпуск государственных облигаций, как правило, происходит в условиях дефицита государственного бюджета, при этом преследует цель сдерживания инфляции. В зависимости от эмитента ценные государственные бумаги подразделяются на правительственные (казначейские) и выпускаемые правительственными учреждениями. По срокам погашения государственные займы подразделяются на текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные. В зависимости от обращаемости на фондовых рынках выделяют рыночные и нерыночные ценные бумаги. Рыночные могут свободно продаваться и покупаться на открытом рынке, нерыночные такими свойствами не обладают. Обычно они эмитируются государством для привлечения денежных средств мелких индивидуальных инвесторов (широких слоев населения) и специальных финансовых институтов. Принимают форму вкладов в сберегательные учреждения, а также форму ценных бумаг (сберегательных сертификатов, доходных и депозитных сберегательных бон и т. д.).
Облигации корпораций — долговые обязательства церед кредиторами о выплате в установленные сроки долга, а также процентов по полученным займам. Как правило, цель такого рода облигаций — мобилизация долгосрочного капитала. Как и акции, облигации являются фондовыми бумагами, отличающимися от акций тем, что являются представителями не собственного, а заемного капитала. Для корпорации они являются "долговыми бумагами". При этом держатели облигаций, по существу, являются кредиторами корпораций, в то время как акционеры — ее собственниками. Как кредиторы, держатели облигаций обладают определенными правами, которых не имеют акционеры, например, получения процента по облигациям, преимущественные права при ликвидации компании и т. д.
Корпоративные облигации различаются по значительному ряду параметров: именные или предъявительские, обеспеченные или необеспеченные, отзывные или безотзывные, с фиксированным или плавающим процентом, облигации по доходам на прибыль или реорганизационные и т. д. Некоторые облигации обращаются на фондовом рынке, вместе с тем большинство сделок осуществляется во внебиржевом обороте. При купле-продаже корпоративных облигаций большое значение имеет их рейтинг, устанавливаемый независимыми фирмами. Облигации, имеющие наиболее высокий рейтинг, называются облигациями "инвестиционного класса". Облигации, имеющие рейтинг ниже определенного, считаются спекулятивными. Чем ниже рейтинг, тем выше риск неплатежа. Вместе с тем чем выше рейтинг — ниже доход по ним.
1.2 Акции
Акция — это ценная бумага, свидетельствующая о вложении денежного пая в капитал акционерного общества и дающая право на получение дохода в виде дивиденда. В современных западных странах основной формой организации бизнеса являются корпорации или акционерные общества, которые имеют значительные преимущества по сравнению с другими формами. Наиболее важные из них:
1) ограниченная ответственность их участников, которые несут убытки лишь в размере своего взноса;
2) упрощенная процедура передачи прав собственности (путем продажи акций);
3) основное преимущество — огромные возможности по мобилизации капитала через эмиссию акций и облигаций, обеспечивающего базу для быстрого и продуктивного роста компании.
Акции можно рассматривать как единицы измерения собственнических интересов их держателей, выступающих в качестве объема полномочий, получаемых ими в обмен на передаваемый корпорации капитал. Следовательно, акция — носитель определенных прав собственности, которыми их держатель обладает. Как правило, владельцы акций имеют следующие права: