Сущность, функции, виды и система цен и тарифов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, функции, виды и система цен и тарифов, стратегии ценообразования, понятие рыночной системы, методы установления цены.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

      В условиях перехода к свободному ценообразованию, когда рынок еще не насыщен  в достаточной степени товарами, в сфере обращения у торговых организациях и фирм возникает стремление незаслуженно получить высокую прибыль за счет неоднократной перепродажи товаров. Следствием участия нескольких посредников при реализации товаров является рост розничных цен, снижением покупательской способности населения.

      В этих условиях с учетом реальной ситуации государственные органы могут на какое-то время прибегать к регулированию цен на услуги торговых организаций. Например, с 1997 года законодательством Республики Беларусь предусматривают, что если товар приобретается у оптовых поставщиков, то суммарная оптовая надбавка не может превышать 20 %, а совокупная (оптовая и розничная) – не должна превышать 30 % независимо от количества участвующих продавцов. При  этом деление надбавки между оптовым и розничным звеном осуществляется по соглашению сторон.

      Как и всякая цена, торговая надбавка состоит  из ряда отдельных элементов:

  • издержек обращения торговой организации с учетом расходов за пользование банковским кредитом;
  •   прибыли;
  •   налогов и неналоговых платежей, предусмотренных законодательством;
  •   отчисление на пополнения собственных оборотных средств.

    С учетом всех составляющих размер торговой надбавки будет определяться:

Торговая   =   издержки  +  прибыль,  +  МЦФ + РЦФ    +   отчисления

надбавка      обращения        руб.       потребительская    на попол-

                      при реализа-                    кооперация не       нение собст

                  ции товара,руб.                 выплачивает         венных обо-

                                                                                                        ротных

                                                                                          средств,руб.

      Обоснование размеров торговых надбавок представляет определенные сложности. Так как  завышение их размеров может, с другой стороны, привести к трудностям с реализацией товара из-за высоких цен, к снижению оборачиваемости средств, недополучению прибыли. С другой стороны, следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг. Поэтому в условиях рыночных отношений предприятия и организации торговли постоянно сталкиваются с необходимостью принятия решений по закупке и реализации тех или иных товаров и оценки степени риска бизнеса.

      Целесообразность  каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей торгового предприятия: издержек по реализации товаров и рентабельности реализации того или иного товара. 

Уровень                  сумма                    покупная

торговой        =      торговой        /      стоимость        х        100

надбавки                надбавки                товара 

       

Уровень         % торговой      /     100    +    % торговой

валовых        надбавки                                надбавки          

доходов   =                                                                         х 100 х 100

                                       100       +      %  НДС

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Государственное регулирование цен
 

     Свобода предприятий в установлении цен  ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государственным регулированием, которое определяется общим состоянием экономики. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

      Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах:

  1. административное (прямое);
  2. экономическое  (косвенное).

Административное  регулирование  ценообразования предполагает прямое установление или изменение уровня цен. Это достигается посредством принятия законодательных актов.

      При административном регулировании можно  выделить три степени государственного ограничения цен:

  1. государство само устанавливает цены (фиксированные цены);
  2. государство устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми последние самостоятельно устанавливают цены (регулируемые государством цены);
  3. государство устанавливает правила «рыночной игры», вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (свободные договорные цены).

Прямое  регулирование цен осуществляется  в основном тремя способами: путем  установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных  цен) и «ценового коридора». Наибольшее распространение получила политика «ценового коридора», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях, при установлении цен на социально значимую продукцию. Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике. (рис. 5).

      Они формируют так называемый рынок  продавца, диктующего свои условия  покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q> Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия (Q> Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики «ценового потолка» в экономике республики кроме указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупцию на государственных предприятиях.

                                                                                            

      0                                                   Q 1            Q0           Q2   Количество

Рис.5 Политика «ценового потолка»

      Политика  «Ценового потолка», как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью  недопущения монополизации рынка  и поддержания определенного  уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, отличие от описанной ситуации, формируется рынок покупателя (рис)

        На таком рынке образуются  излишки продукции (Q> Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом, затем распоряжаться. Уровень потребления в условиях проведения политики «ценового пола» тоже  оказывае6тся ниже чем в условиях равновесного рынка (Q> Q2) 

         Р1                                                                                                                                                         Предложение

Цена 
 

        Р0                                                                                                                                                              «ценовой пол» 
 

                                                                                                              Спрос 
 
 

   

          0                                         Q 1                       Q0                      Q2 

                                                                                              Количество 

                            Рис.6 Политика «ценового пола»

   Политика  «ценового коридора» заключается  в том, что устанавливаются два  предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом,  одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис.7)

     

        Р2                                                                                                                                                        Предложение

Цена 
 

       Р0                                                                                                                           «ценовой коридор» 
 

       Р1                                                                                                       Спрос 
 
 

   

          0                                         Q 1                      Q0                  Q2 

                                                                                              Количество  

   Рис.7 Политика «ценового коридора»

   Такая система регулирования цен, например, используется в странах Евросоюза на сельскохозяйственную продукцию. Устранение диспропорций между спросом и предложением достигается здесь путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос  настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до допустимого максимального придела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения коньюктуры рынка.

   К экономическому (косвенному) регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономического равновесия и, таким образом, влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствования механизма хозяйствования:

  • Принятие и совершенствование антимонопольного законодательств;
  • Стимулирование малого предпринимательства;
  • Обоснованную налоговую политику;
  • Разгосударствление и приватизацию;
  • Сокращение бюджетного дефицита;
  • Контроль и регулирование доходов населения и другие методы макроэкономической сбалансированности.

     Мировой практикой накоплен достаточно богатый  опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) регулированием.

   Таким образом, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается  в хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразования: подобное влияние осуществляется через финансовую, бюджетную, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную политику.

Информация о работе Сущность, функции, виды и система цен и тарифов