Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа
Сущность, функции, виды и система цен и тарифов, стратегии ценообразования, понятие рыночной системы, методы установления цены.
В
условиях перехода к свободному ценообразованию,
когда рынок еще не насыщен
в достаточной степени
В этих условиях с учетом реальной ситуации государственные органы могут на какое-то время прибегать к регулированию цен на услуги торговых организаций. Например, с 1997 года законодательством Республики Беларусь предусматривают, что если товар приобретается у оптовых поставщиков, то суммарная оптовая надбавка не может превышать 20 %, а совокупная (оптовая и розничная) – не должна превышать 30 % независимо от количества участвующих продавцов. При этом деление надбавки между оптовым и розничным звеном осуществляется по соглашению сторон.
Как и всякая цена, торговая надбавка состоит из ряда отдельных элементов:
С учетом всех составляющих размер торговой надбавки будет определяться:
Торговая = издержки + прибыль, + МЦФ + РЦФ + отчисления
надбавка обращения руб. потребительская на попол-
при реализа- кооперация не нение собст
ции товара,руб.
Обоснование размеров торговых надбавок представляет определенные сложности. Так как завышение их размеров может, с другой стороны, привести к трудностям с реализацией товара из-за высоких цен, к снижению оборачиваемости средств, недополучению прибыли. С другой стороны, следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг. Поэтому в условиях рыночных отношений предприятия и организации торговли постоянно сталкиваются с необходимостью принятия решений по закупке и реализации тех или иных товаров и оценки степени риска бизнеса.
Целесообразность
каждой сделки следует оценивать с
позиций внутренних возможностей и целей
торгового предприятия: издержек по реализации
товаров и рентабельности реализации
того или иного товара.
Уровень сумма покупная
торговой = торговой / стоимость х 100
надбавки
надбавки
товара
Уровень % торговой / 100 + % торговой
валовых
надбавки
доходов =
Свобода предприятий в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государственным регулированием, которое определяется общим состоянием экономики. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах:
Административное регулирование ценообразования предполагает прямое установление или изменение уровня цен. Это достигается посредством принятия законодательных актов.
При административном регулировании можно выделить три степени государственного ограничения цен:
Прямое
регулирование цен
Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия (Q1 > Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики «ценового потолка» в экономике республики кроме указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупцию на государственных предприятиях.
0
Рис.5 Политика «ценового потолка»
Политика
«Ценового потолка», как показывает
мировой опыт, используется обычно
в интересах мелких фирм с целью
недопущения монополизации
На таком рынке образуются
излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство
вынуждено скупать и каким-то образом,
затем распоряжаться. Уровень потребления
в условиях проведения политики «ценового
пола» тоже оказывае6тся ниже чем в
условиях равновесного рынка (Q1 > Q2)
Р1
Цена
Р0
0
Рис.6 Политика «ценового пола»
Политика
«ценового коридора»
Р2
Цена
Р0
Р1
0
Рис.7 Политика «ценового коридора»
Такая система регулирования цен, например, используется в странах Евросоюза на сельскохозяйственную продукцию. Устранение диспропорций между спросом и предложением достигается здесь путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до допустимого максимального придела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения коньюктуры рынка.
К экономическому (косвенному) регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономического равновесия и, таким образом, влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствования механизма хозяйствования:
Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) регулированием.
Таким
образом, с помощью разнообразного
инструментария государство вмешивается
в хозяйственную жизнь и
Информация о работе Сущность, функции, виды и система цен и тарифов