Сущность, функции, виды и система цен и тарифов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, функции, виды и система цен и тарифов, стратегии ценообразования, понятие рыночной системы, методы установления цены.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Первая  разработка теории цены относится к  ранней стадии развития капитализма. Такие  экономисты, как А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс разработали затратную теорию цены. Формирование цены согласно этой теории, определяется исключительно затратами труда.

        Во 2-й половине 19в. появилась неоклассическая  теория, которая объясняла, что  цена не определяется до момента  появления товара на рынке.  А. Манн  первым научно обосновал механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена появляется, когда производство товара массовое и есть массовое желание его купить.

      Закон стоимости объективно требует, чтобы  продукция реализовывалась по стоимости в соответствии с затраченным на ее производство общественно-необходимым трудом. В реальной жизни люди имеют дело не с самой стоимостью, а с формой ее проявления – ценой. Цена – объективная экономическая категория, форма практического использования закона стоимости. Отсюда возникает необходимость овладения механизмом ценообразования, использования цен в регулировании экономики.

      В период перехода экономики к рыночным отношениям необходимо создание хозяйственного механизма, адекватного современным  требованиям развития демократического общества.

      Особая  роль в этом механизме отводится  ценам, поскольку именно они в  рыночных условиях являются основным индикатором состояния экономики, инструментом распределения ресурсов, становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, определяют уровень жизни граждан.

      В современных условиях принципиально  меняются подходы  к ценообразованию  как в хозяйственной  практике отдельных субъектов хозяйствования, так и на уровне государственного управления. Рыночное ценообразование представляет собой механизм, работающий под воздействием множества факторов, предполагает использование современной методологии ценообразования, форм и способов государственного регулирования цен.

      Проблема  формирования цены товара, услуги стоит  перед всеми фирмами, предприятиями  и организациями. Цена становится таким  параметром, от которого зависит благополучие предприятия, размеры получаемой им прибыли. Характерно, что большинство цен сегодня задается рыночной ситуацией, и поэтому составной частью маркетинга предприятия  выступает политика ценообразования, реализуемая как в тактическом, так и стратегическом плане.

      На  уровне государственного управления на различных этапах формирования рынка необходимо регулирование цен в рамках антимонопольного законодательства, по отношению к предприятиям естественной монополии, на отдельные виды социально значимой и структурообразующей продукции.

      В рыночных ценах отражаются экономические, социальные, политические, идеологические и другие отношения в обществе. Вместе с тем, цены – это инструмент рынка, объективная экономическая категория, неотъемлемый элемент товара - денежных отношений. Через механизм ценообразования реализуется закон стоимости.

          Вместе с тем, цены на отдельные  товары, услуги, практически во всех  странах мира являются объектом  государственного регулирования  в рамках проводимой экономической  и социальной политике. Многие  государства мира практикуют  «замораживание» цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них. Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро - и интерэкономики.

      Установление экономически обоснованных цен имеет огромное значение для успешного развития всех отраслей народного хозяйства, для роста материального благосостояния, культуры и быта людей.

      Правильное  установление цен также, позволяет  осуществлять научно-технический прогресс в экономике.

      Цена  способствует осуществлению хозяйственного расчета. Определяя твердые оптовые  цены на промышленную продукцию и  закупочные  цены на продукцию сельского  хозяйства, государство ставит рентабельность предприятий в зависимость от качества их работы по снижению себестоимости и росту производительности труда.

      От  правильно сформированной цены во многом зависит экономическая состоятельность  предприятия: верно учел затраты  в цене - получил за планируемую  прибыль. Многие показатели, используемые при расчете цен, формируются в бухгалтерском учете.

      Ценовая полтика позволяет предприятию  выжить в условиях жесткой борьбы за покупателя. В настоящее время  в связи с колебанием цен на сырье и материалы каждое предприятие  периодически вынуждено изменять цены на выпускаемую продукцию.

      Государственную политику в области ценообразования  в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность, функции, виды  и система цен и тарифов, стратегии ценообразования, понятие рыночной системы, методы установления цены.

      Сам процесс установления цены принято  называть  ценообразованием. Оно является составной частью ценовой политики. В свою очередь ценовая политика является составной частью комплекса маркетинга. Она не сопряжена со столь значительными затратами, которые необходимы для реализации товарной политики, политики распределения и продвижения товара. Вместе с тем она должна быть достаточно обоснованной, и ее реализация должна обеспечить на высоком уровне решение следующих задач:

  • формирование цены на новые товары;
  • своевременная реакция на изменение цен конкурентам;
  • обеспечение гибкости в установлении и изменении уровня цен;
  • своевременный учет в цене изменений внутренней и внешней среды маркетинга;
  • своевременный учет в цене изменений в реализации политики распределения, товарной политики и политики продвижения;
  • своевременный учет временного фактора при формировании цены в зависимости от жизненного цикла товара.

    На  уровень цены влияет целый ряд различных факторов. Это издержки производства, уровень конкуренции, сложившаяся экономическая ситуация, политико-правовая среда и др. среди всех факторов первостепенное значение имеют:

  • издержки;
  • сложившееся соотношение между спросом и предложением;
  • уровень конкуренции;
  • государственная ценовая политика.

     Цена  является, прежде всего, объективной  экономической категорией товарного  производства и рыночных отношений. Она выражает причинно-следственные связи в развитии экономических  отношений по поводу учета и соизмерения общественно необходимых издержек производства товара.

     Рыночная  цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать  свой товар, а покупатель готов купить его, то есть рыночная цена – это денежный эквивалент стоимости товара.

       В рыночной экономике все имеет  цену: каждый товар и каждая  услуга. Устанавливаемая продавцом  цена должна устраивать как  продавца, так и покупателя, при  этом если продавец, оговаривая  определенную цену, в конечном  счете хочет компенсировать затраты обусловленные производством и реализацией данного товара и получить определенную прибыль, то потребитель исходит прежде всего из необходимости удовлетворить его конкретные потребности в данном товаре при приемлемых для него затратах.

     В то же время стоимостная основа цен не исключает их отклонений под влиянием рыночного спроса и предложения. Сумма цен должна всегда равняться сумме стоимостей товара, иначе не будет обеспечена эквивалентность обмена.

     Цена  как экономическая категория  выполняет ряд функций:

  1. Измерительная – благодаря цене – удается измерить, определить стоимость товара, т.е. количество денег, которые покупатель отдаст, а продавец получит за товар.
  2. Соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров, сравнивая цены можно сравнивать товары.
  3. Планово-учетная – цены используются как предприятием , так и государством для разработки планов, прогнозов, кроме того с их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, цена характеризует с какой эффективностью используется труд, т.е. отражает результат производства и размер прибыли.
  4. Стимулирующая – выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство или потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли, надбавок и скидок к цене.
  5. Распределительная – связана с отклонением цены от стоимости под воздействием различных факторов, т.е. цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, предприятиями.
  6. Функция сбалансированности спроса и предложения – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
  7. Социальная – цена влияет на объемы потребления благ и услуг, расходы населения, уровень жизни, прожиточный минимум и потребительский бюджет отдельной семьи.
  8. Внешнеэкономическая – цена выступает в роли инструмента торговых сделок внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

     Функции цен на продукцию и услуги в потребкооперации можно свести к следующим: мера рыночной стоимости товаров; регулирование доходов предприятий и населения; стимулирования роста эффективности производства и качества продукции; обеспечение равных условий расширенного воспроизводства для всех нормально функционирующих субъектов хозяйствования, но располагающих неодинаково объективными природно-экономическими условиями производства; социальная защита всех слоев населения путем обеспечения прожиточного минимума в размере минимальной потребительской корзинки.                  
 

    1.1 Рыночные системы.

Для того чтобы дать определение рыночной цены необходимо сначала определить понятие «рынок» и «рыночная  система».

      Содержание  понятия рынка в широком смысле неоправданно сводится только к обмену. В его орбиту оказываются «втянутыми» все фазы воспроизводства -  непосредственное производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения

      Рынок как система представляет собой  определенное равновесие двух начал  – стихийного, конкурентного и  организующего, монопольного. Сочетание  между конкурентным и монопольным  началами должно быть оптимальным. Для  каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонение от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.

      Рынок оказывает огромное воздействие  на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя ряд существенных функций. Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Также рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг расширение их ассортимента. Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Посредническая функция рынка состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого распределения общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Рынок выполняет санирующую функцию, очищающую общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц,  поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. 

Информация о работе Сущность, функции, виды и система цен и тарифов