Система цен, их классификация и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Цель моей контрольной работы - выяснить экономическую сущность цены, рассмотреть классификацию и виды цен.

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 40.15 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

  Цена  есть историческая категория, возникшая  и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность  объема. Когда древний каменотес  обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.

  Появление товарных, а затем металлических  и бумажных денег породило возможность  выражать цену в одних и тех  же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и  покупатель видит в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу  товара.

  Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию валового внутреннего  продукта (ВВП) и национального дохода.

  Цель  моей контрольной работы - выяснить экономическую сущность цены, рассмотреть  классификацию и виды цен.  
 
 
 
 
 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ
 

   В рыночных условиях цена - это основной результативный показатель деятельности предприятия, который необходимо рассматривать не абстрактно-изолированно, а в системе различных взаимосвязей, в том числе общегосударственных. Это относится ко всем сторонам предпринимательской деятельности как на отечественных рынках, так и во внешнеэкономической деятельности.

  Цены  и  ценообразование  являются  одним  из  ключевых  элементов  рыночной экономики.  Цена - сложная  экономическая  категория.  В  ней  пересекаются практически все  основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую  очередь  это  относится  к  производству  и  реализации  товаров,   ВВП  и формированию  их  стоимости,  распределению  и  использованию  национального дохода.

  Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной, цена выражает стоимость  товара. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой  сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

  Ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют  место в основном две системы  ценообразования:

  1) централизованное, которое предполагает  формирование цен государственными  органами на основе издержек  производства и обращения; 

  2)  рыночное, основанное на взаимодействии  спроса и предложения. 
 
 
 
 
 

  1. СИСТЕМА ЦЕН И ПРИЗНАКИ, ЛЕЖАЩИЕ В ЕЕ ОСНОВЕ

   

    До либерализации в России преобладало плановое ценообразование. В обстановке рынка характерно свободное ценообразование. Государство может действовать на него экономическими методами, установлением предельного идеального уровня цен, предельных нормативов рентабельности, использованием налоговой политики, мер по развитию конкуренции.

  Многообразие  действующих в экономике цен  образует систему, на изменение которой  оказывают влияние рыночные факторы. Эта система состоит из отдельных подсистем цен, взаимосвязанных и взаимодействующих. Они взаимосвязаны по принципу сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает такие же изменения во всех других подсистемах. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:

  • формирование цен на единой методической основе – на законах стоимости, предложения и спроса и других экономических законах;

  • взаимосвязь производства предприятий, отраслей и хозяйственной деятельности, обусловленная ценами.

  Эта система состоит из отдельных  блоков цен, находящихся в тесной зависимости и взаимодействии. Основными  и наиболее важными блоками единой системы цен являются:

  • оптовые цены;

  • закупочные цены;

  • розничные цены;

  • тарифы на услуги транспорта.

  Ведущую и определяющую роль во всей системе  цен играют цены на продукцию базовых  отраслей промышленности. К ним относятся  топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.

  В условиях административной экономики  повышение цен в названных  отраслях часто блокировалось с  помощью финансовой системы путем  предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители (отрасли, производящие потребительские товары, сельское хозяйство и некоторые другие).

    В условиях перехода к рынку  дотаций в таких широких масштабах,  как это было прежде, быть не  может, так как это привело  бы к искусственному изменению  структуры и динамики цен, материально  - вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути отношений. Поэтому отмена массовых дотаций привела к значительному усилению взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной требованиям рынка.

  Систему цен характеризуют уровень цен, структура цен и динамика цен. Уровень – это абсолютное количественное денежное выражение цены. Структура – это определенное соотношение элементов цены, выраженное в процентах или долях.

  Динамика  показывает на изменение уровня цены. В условиях рынка динамика цен  формируется непредсказуемо. Однако государство способно экономически воздействовать на динамику цен отдельных  товаров и услуг. 
 
 
 
 

  1. ФУНКЦИИ ЦЕНЫ
 

   Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.

  Функция цены является внешним проявлением  ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.

  1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

  Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами  конкурентов и за счет снижения своих  затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

  В этой функции цена служит средством  исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

  Количественные  показатели — валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем  капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий  и отраслей и др.

  Качественные  показатели — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

  Цена  выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной  учет самых различных хозяйственных  процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или  реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

  В этой функции цена выступает одним  из главных показателей эффективности  производства, служит ориентиром для  принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

  2) Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров.

  Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно  продают свою продукцию.

  С помощью цены можно стимулировать  или дестимулировать:

  • научно-технический прогресс;

  • экономию затрат ресурсов;

  • изменение качества продукции;

  • изменение структуры производства и потребления.

  Стимулирование  осуществляется путем повышенного  уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

    Стимулирующая функция характерна  для рыночной цены, которая позволяет  производителю выгодно реализовать  свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами.

  В настоящее время в условиях переходного  для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров как  для внутреннего, так и для  внешнего рынков.

  3) Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

  • отраслями экономики;

  • различными формами собственности;

  • регионами страны;

  • фондом накопления и фондом потребления;

  • различными социальными группами населения.

  Так, с помощью высоких розничных  цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение  с помощью бюджета денежных средств  определенной части населения с  высоким уровнем доходов для  формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.

  Распределительная функция цены предусматривает также  учет в цене акциза на отдельные  группы товаров, налога на добавленную  стоимость (НДС) и других форм централизованного  чистого дохода, который поступает  в бюджеты разных уровней на общегосударственные  нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

    С помощью цены осуществляется  перераспределение создаваемой  стоимости между производителем  и потребителем, между отдельными  категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.

  4) Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Информация о работе Система цен, их классификация и виды