Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:57, контрольная работа
Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Цель моей контрольной работы - выяснить экономическую сущность цены, рассмотреть классификацию и виды цен.
Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом.
В условиях административно-
В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
Уравновешивающую
функцию между спросом и
По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.
5) Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать вес более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал.
Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие.
В
хозяйственной жизни
В зависимости от ряда
Первым и важнейшим признаком
классификации цен является их
дифференциация в зависимости
от обслуживаемой сферы
Следуя этой дифференциации
Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.
В свою очередь, оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида:
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует производственную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.
Оптовые цены промышленности – это цены, по которым предприятия и организации – потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.
Оптовая цена промышленности включает в себя кроме оптовой (отпускной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена услуги по снабжению и сбыту, и как любая цена, она должна компенсировать издержки этих организаций (снабженческо-сбытовых или оптовых) и обеспечивать им прибыль.
Разновидность оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
1)
сметная стоимость –
2)
прейскурантная цена –
3)
договорная цена, устанавливаемая
по договоренности между
Закупочная цена – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительными организациями по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) состоит в том, что в нее не входит НДС и акцизы. НДС не входит также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально - технических ресурсов. Сумма указанного налога не учитывается и при регистрации цен статистическими органами, и в расчетах индексов цен приобретения средств производства и услуг.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских химчисток, на ремонт одежды и обуви, квартирная плата, плата за телефон и т.п. Цены на эти услуги включают в себя: себестоимость, прибыль и НДС.
Классификация цен в зависимости от территории действия.
По этому признаку различают:
- цены единые или поясные устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.
- цены региональные и местные регулируются региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе.
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем и транспортных расходов по доставке грузов:
1) цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.
2) единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод предполагает формирование фирмой единой цены на товар для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, где сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Эта цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства и фактические транспортные расходы которых значительно превышают среднее.
3) зональные цены. При этом выявляется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для разных зон эти цены являются различными, так как они устанавливаются в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.
4) цены на основе базисного пункта. При этом предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию.
При переходе к рынку
- Свободные цены. Эти цены складываются на рынке под воздействием проса и предложения, свободны от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами. В этом случае государство устанавливает “правила игры” на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг на недобросовестную ценовую рекламу.
- Регулируемые цены. Это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется либо путем регламентации рентабельности, установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, установления предельных значений элементов цены, и т.д.
- Фиксированные цены. Это цены, прямо установленные государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации или отделом (управлением) цен региональных органов власти и управления). Формы фиксирования: прейскурантные цены, “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.)
Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В зависимости от этого признака различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно длительно длительное время.
Цены на новые товары:
1) Цена “снятия сливок”. Отличается тем, что с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене. Цены понижаются лишь после того, как удовлетворяется спрос по этой максимальной цене. Это позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.
2) Цена проникновения (внедрения) на рынок. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь к товару наибольшее число покупателей и занять как можно большую долю рынка.
3) “Психологическая” цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. Эта цена обычно выбирается чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. В результате у покупателя создается впечатление об очень точном определении затрат на производство данного товара и недопустимости обмана, об уступках покупателю и выигрыше для него.
4) Цена “следования за лидером” в отрасли или на рынке. По этой стратегии цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента, как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом.