Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа
Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного предпринимательства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.
Введение
Глава 1. Сущность малого и среднего предпринимательства.
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства...................
1.2 Необходимость и условия функционирования предприятий малого и
среднего предпринимательства.....................................................
Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
в Казахстане
2.1 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в
Республике Казахстан................................................................
2.2 Проблемы развития отечественных предприятий малого и среднего
предпринимательства................................................................
2.3 Механизмы, формы и методы поддержки малого и среднего
предпринимательства................................................................
Глава 3. Приоритетные направления развития малого и среднего
предпринимательства в Казахстане
3.1 Инновационное обеспечение развития малого и среднего
предпринимательства................................................................
3.2 Роль малого и среднего предпринимательства в становлении
и развитии аграрного сектора......................................................
Заключение...........................................................................
Список использованной литературы..........................................
Составлена
по материалам Агентства по статистике
Республике Казахстан
Анализируя структуру, нельзя не заметить, что основное количество малых предприятий специализируется на торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования. Доля предприятий данного вида деятельности по состоянию на 01.01.2003г. составила 43,2 %. Торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования наиболее доступны для малых коммерческих предприятий, так как не требуется больших капиталовложений, оборотных средств и имеется возможность осуществить быстрый оборот денежных средств.
Считаем важным также то обстоятельство, что данные виды деятельности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства традиционно развивались высокими темпами и были первыми видами предпринимательской деятельности, законодательно разрешенными в бывшем Советском Союзе.
Промышленность, операции с недвижимостью, строительство, сельское хозяйство остаются в сфере интересов крупного предпринимательства. Доля промышленных предприятий по состоянию на 01.01.2003г. составила - 12,9 %, из них в обрабатывающей - 11,5 %, в горнодобывающей - 0,6 %, собственно производство - 0,8 %. Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям - 11,8 %, строительство - 11,0 %, сельское хозяйство — 7,7 %. На остальные виды экономической деятельности субъектов малого предпринимательства приходится:
- транспорт и связь - 5,9 %;
- прочие,
коммунальные и социальные
- гостиницы и рестораны - 1,9 %;
- здравоохранение — 1,8 %;
- образование - 0,9 %;
- рыболовство - 0,3 %.
Данные анализа показывают, что в развитии малого и среднего предпринимательства есть проблемы. Одним из условий интенсивного развития малого и среднего предпринимательства является кооперация крупных и малых предприятий, причем крупные объединения должны поддерживать и взаимодополнять субъекты малого и среднего предпринимательства. Разумеется, экономика не может базироваться только на небольших предприятиях. Масштабы современного производства обусловлены наличием прежде всего, крупномасштабного предпринимательства, поставлено на научную основу, развернута работа, которая способствует процветанию малого и среднего предпринимательства.
Эту закономерность подтверждают статистические данные о количестве предприятий малого и среднего предпринимательства по регионам. В региональном аспекте субъекты малого и среднего предпринимательства концентрируются в промышленно развитых регионах.
Как видно из таблицы 2, по г. Алматы доля активно действующих предприятий составляет 27,6 % к итогу. Доля действующих в общем числе зарегистрированных предприятий малого и среднего предпринимательства составила 29,6 %. По г. Астана доля действующих предприятий к общей численности составила 9,8 %. Вместе с тем, активно действующими из них являются 50,4 % предприятий. Наименьшая предпринимательская активность наблюдается в Жамбылской области. Так, доля действующих предприятий малого и среднего предпринимательства в числе зарегистрированных, составила 26,6 %. Из них, активными являются лишь 2,3 %.
За 2002 год наблюдалась положительная динамика роста, количества предприятий малого и среднего предпринимательства по месяцам. Стабильно растет число зарегистрированных, действующих и активных предприятий.
Таблица 2 Количество предприятий малого и среднего
предпринимательства по
по состоянию на 01.01.2003 г.
|
Составлена
по материалам Агентства по статистике
Республике Казахстан
Однако соотношение между показателями прироста указанных предприятий оставляет желать лучшего. Так, количество зарегистрированных предприятий малого и среднего предпринимательства выросло на 12,7%, действующих на 10,11%, а активных лишь на 6,3%.
Структурно-отраслевой анализ деятельности отечественных предприятий малого и среднего предпринимательства следует дополнить экономическим анализом основных показателей.
Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Казахстане позволил выявить две тенденции его развития. Первая положительная, включает:
-
устойчивый рост количества
-
рост доходов предприятий
- динамично-поступательный характер становления и развития предпринимательства, влияющий на снижение социальной напряженности в обществе.
Вторая, негативная, связана с тем, что:
- имеется низкий уровень деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства и низкая занятость населения в них;
-
сосредоточение субъектов
Проведенный
анализ статистической информации показывает,
что государством предпринято немало
.мер организационного, экономического,
политического характера по созданию
соответствующих условий для развития
предпринимательства. Но малое и среднее
предпринимательство сталкивается с проблемами,
которые препятствуют развитию отечественного
предпринимательства и эти проблемы необходимо
решать.
2.2 Проблемы
развития отечественных
среднего
предпринимательства
Анализ состояния предприятий малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан показал, что становление и развитие данного сектора экономики происходило в сложных и не всегда благоприятных экономических и политических условиях. Процесс развития и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.
Объективные трудности связаны с общим состоянием экономики, с ограниченностью требуемых финансовых ресурсов, с несовершенством законодательной базы, бюрократическими проблемами. Субъективные трудности носят социальный характер. Они связаны с процессом перестройки мышления, социальных ориентиров и ценностей, с отношением к работе, отсутствием инициативы и устойчивой мотивации.
Объективные и субъективные трудности вызывают ряд проблем в развитии отечественного малого и среднего предпринимательства. Для анализа развития малого и среднего предпринимательства все проблемы нами систематизированы и представлены рисунком 5. Такая систематизация помогает определить степень важности проблемы.
К приоритетной проблеме относится экономическая. Экономические законы, носящие комплексный характер, способны придать импульс модернизации страны при сохранении социально-политической стабильности, поэтому экономические проблемы являются основополагающими.
Кроме того, развитое общество должно быть социально-ориентированным, поэтому социальные проблемы должны быть изучены и решены. К экономическим проблемам относятся проблемы ресурсного обеспечения, в том числе финансовых источников. Для субъектов малого и среднего предпринимательства характерен недостаток собственного капитала (основного и оборотного). С одной стороны, первоначальный капитал малых предприятий незначительный и не позволяет покрыть затраты, возникающие при выходе компании на рынок. С другой - развитие уже существующих малых предприятий за счет собственных средств также затруднено по причине низкого уровня прибыльности компаний, работающих в данном секторе экономики.
Начинающие предприниматели, которые нуждаются в дополнительных инвестициях для основания и развития своего дела, испытывают трудности в получении кредитных ресурсов. Это объясняется тем, что банки не желают вкладывать деньги в предприятия, которые не приносят стабильного дохода и деятельность которых на первых этапах работы связана с риском. Поэтому мы считаем, что проблема доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам является одной из проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Казахстане.
Главными задачами предпринимателя являются: превращение имеющегося дела в высокоэффективное, определение его потенциала и обеспечение его будущего. Для малого и среднего предпринимательства проблема эффективного производства наиболее актуальна.
Она может успешно решаться через следующие механизмы:
- внедрение достижений научно-технического прогресса. В крупных предприятиях достаточно финансовых ресурсов и производственного опыта, чтобы создать современное, экономически высокоэффективное производство, выпускающее конкурентоспособную продукцию, обладающую высоким экспортным потенциалом, обеспечивающую прогресс развития экономики и стратегические интересы республики. Малые предприятия не обладают необходимыми возможностями, чтобы стабилизировать свою деятельность и привести ее в соответствие с уровнем рационального использования достижений научно-технического прогресса;
- кооперация крупных и малых предприятий. Она способствует интенсивному развитию малого и среднего предпринимательства, так как крупные объединения не должны подавлять малое и среднее предпринимательство, а должны поддерживать и дополнять друг друга особенно в сфере специализации отдельных производств и инновационных разработках. В результате такого взаимодействия малые и средние предприятия становятся совладельцами рынка крупного бизнеса и обеспечивают развитие новых технологических производств. Мелкие предприятия становятся своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной структуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.
Предприятия сферы малого и среднего предпринимательства постепенно укрупняются и активно воздействуют на экономику, сбыт продукции. В настоящее время отечественные предприятия малого и среднего предпринимательства формируют 11 % бюджета страны и их доля в ВВП составляет 17 %. Но проблема сбыта готовой продукции остается актуальной. Актуальность обусловлена следующими факторами:
- невысоким
уровнем платежеспособности
- низкой
конкурентоспособностью
- небольшой емкостью отечественного рынка и трудностью выхода отечественных предпринимателей на рынки ближнего и дальнего зарубежья.
Остроту этой проблемы поможет снять грамотное использование казахстанской индустриально-инновационной политики. Она содержит индикативные показатели, отражает приоритетные направления развития экономики государства в целом и отдельных регионов. С помощью использования индустриально-инновационной политики увеличится строительство новых предприятий, ускорится экономический рост, будут созданы новые рабочие места, получат внедрение новейшие технологии, получит развитие политика импортозамещения;