Система мер по государственной поддержке развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного предпринимательства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.

Оглавление

Введение


Глава 1. Сущность малого и среднего предпринимательства.


1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства...................


1.2 Необходимость и условия функционирования предприятий малого и

среднего предпринимательства.....................................................


Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства

в Казахстане


2.1 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в

Республике Казахстан................................................................


2.2 Проблемы развития отечественных предприятий малого и среднего

предпринимательства................................................................


2.3 Механизмы, формы и методы поддержки малого и среднего

предпринимательства................................................................


Глава 3. Приоритетные направления развития малого и среднего

предпринимательства в Казахстане


3.1 Инновационное обеспечение развития малого и среднего

предпринимательства................................................................


3.2 Роль малого и среднего предпринимательства в становлении


и развитии аграрного сектора......................................................


Заключение...........................................................................


Список использованной литературы..........................................

Файлы: 1 файл

Мал.бизн. гос.поддерж.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Составлена  по материалам Агентства по статистике Республике Казахстан 
 

    Анализируя структуру, нельзя не заметить, что основное количество малых предприятий специализируется на торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования. Доля предприятий данного вида деятельности по состоянию на 01.01.2003г. составила 43,2 %. Торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования наиболее доступны для малых коммерческих предприятий, так как не требуется больших капиталовложений, оборотных средств и имеется возможность осуществить быстрый оборот денежных средств.

    Считаем важным также то обстоятельство, что данные виды деятельности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства традиционно развивались высокими темпами и были первыми видами предпринимательской деятельности, законодательно разрешенными в бывшем Советском Союзе.

    Промышленность, операции с недвижимостью, строительство, сельское хозяйство остаются в сфере интересов крупного предпринимательства. Доля промышленных предприятий по состоянию на 01.01.2003г. составила - 12,9 %, из них в обрабатывающей - 11,5 %, в горнодобывающей - 0,6 %, собственно производство - 0,8 %. Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям - 11,8 %, строительство - 11,0 %, сельское хозяйство — 7,7 %. На остальные виды экономической деятельности субъектов малого предпринимательства приходится:

- транспорт  и связь - 5,9 %;

- прочие, коммунальные и социальные услуги - 2,6 %;

- гостиницы  и рестораны - 1,9 %;

- здравоохранение  — 1,8 %;

- образование  - 0,9 %;

- рыболовство  - 0,3 %.

    Данные  анализа показывают, что в развитии малого и среднего предпринимательства есть проблемы. Одним из условий интенсивного развития малого и среднего предпринимательства является кооперация крупных и малых предприятий, причем крупные объединения должны поддерживать  и  взаимодополнять  субъекты  малого  и  среднего предпринимательства. Разумеется, экономика не может базироваться только на небольших предприятиях. Масштабы современного производства обусловлены    наличием    прежде    всего,    крупномасштабного предпринимательства, поставлено на научную основу, развернута работа, которая способствует процветанию малого и среднего предпринимательства.

    Эту закономерность подтверждают статистические данные о количестве предприятий малого и среднего предпринимательства по регионам. В региональном аспекте субъекты малого и среднего предпринимательства концентрируются в промышленно развитых регионах.

    Как видно из таблицы 2, по г. Алматы доля активно действующих предприятий составляет 27,6 % к итогу. Доля действующих в общем числе зарегистрированных предприятий малого и среднего предпринимательства составила 29,6 %. По г. Астана доля действующих предприятий к общей численности составила 9,8 %. Вместе с тем, активно действующими из них являются 50,4 % предприятий. Наименьшая предпринимательская активность наблюдается в Жамбылской области. Так, доля действующих предприятий малого и среднего предпринимательства в числе зарегистрированных, составила 26,6 %. Из них, активными являются лишь 2,3 %.

    За 2002 год наблюдалась положительная  динамика роста, количества предприятий малого и среднего предпринимательства по месяцам. Стабильно растет число зарегистрированных, действующих и активных предприятий.

Таблица 2       Количество предприятий  малого и среднего

                        предпринимательства по регионам  Республики Казахстан  

                        по состоянию на 01.01.2003 г. 

  Зарегистрированные Действующие
  единиц в % к всего из них  активные
    итогу единиц в % к 

итогу

единиц в % к итогу
Республика  Казахстан 116924 100,0 87173 100,0 42516 100,0
в том  числе:            
Акмолинская 3931 3,4 3070 3,5 1968 4,6
Актюбинская 4436 3,8 3283 3,8 1341 3,2
Алматинская 5240 4,5 4293 4,9 2323 5,5
Атырауская 2773 2,4 2321 2,7 1078 2,5
Восточно-Казахстанская 8333 7,1 6369 7,3 3368 7,9
Жамбылская 3757 3,2 2740 3,1 998 2,3
Западно-Казахстанская 2549 2,2 2074 2,4 1108 2,6
Карагандинская 7915 6,8 6606 7,6 3173 7,5
Костанайская 5077 4,3 3998 4,6 2184 5,1
Кызылординская 2354 2,0 1942 2,2 1154 2,7
Мангистауская 3094 2,6 2745 3,1 1090 2,6
Павлодарская 6043 5,1 4833 5,5 2495 5,9
Северо-Казахстанская 2873 2,5 2405 2,8 1279 3,0
Южно- Казахстанская 10566 9,0 7080 8,2 3047 7,2
г. Астана 8259 7,1 7068 8,1 4166 9,8
г. Алматы 39724 34,0 26346 30,2 11744 27,6

Составлена  по материалам Агентства по статистике Республике Казахстан 
 

    Однако  соотношение между показателями прироста указанных предприятий оставляет  желать  лучшего.  Так,  количество  зарегистрированных  предприятий малого и среднего предпринимательства выросло на 12,7%, действующих на 10,11%, а активных лишь на 6,3%.

    Структурно-отраслевой    анализ   деятельности   отечественных предприятий малого и среднего предпринимательства следует дополнить экономическим анализом основных показателей.

    Анализ  состояния малого и среднего предпринимательства  в Казахстане позволил выявить две тенденции его развития. Первая положительная, включает:

-    устойчивый рост количества субъектов  малого и среднего предпринимательства и численности занятых на предприятиях;

-    рост доходов предприятий малого  и среднего предпринимательства  от их деятельности;

-   динамично-поступательный  характер  становления  и  развития предпринимательства, влияющий на снижение социальной напряженности в обществе.

    Вторая, негативная, связана с тем, что:

- имеется низкий уровень деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства и низкая занятость населения в них;

-    сосредоточение субъектов малого  и среднего предпринимательства преимущественно в сфере торговли и услуг.

    Проведенный анализ статистической информации показывает, что государством предпринято немало .мер организационного, экономического, политического характера по созданию соответствующих условий для развития предпринимательства. Но малое и среднее предпринимательство сталкивается с проблемами, которые препятствуют развитию отечественного предпринимательства и эти проблемы необходимо решать. 
 
 

2.2 Проблемы  развития отечественных предприятий  малого и

среднего  предпринимательства 
 

    Анализ    состояния    предприятий    малого    и    среднего предпринимательства в Республике Казахстан показал, что становление и развитие данного сектора экономики происходило в сложных и не всегда благоприятных экономических и политических условиях. Процесс развития и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

    Объективные трудности связаны с общим  состоянием экономики, с ограниченностью требуемых финансовых ресурсов, с несовершенством законодательной базы, бюрократическими проблемами. Субъективные трудности носят социальный характер. Они связаны с процессом перестройки мышления, социальных ориентиров и ценностей, с отношением к работе, отсутствием инициативы и устойчивой мотивации.

    Объективные и субъективные трудности вызывают ряд проблем в развитии отечественного малого и среднего предпринимательства. Для анализа развития малого и среднего предпринимательства все проблемы нами систематизированы и представлены рисунком 5. Такая систематизация помогает определить степень важности проблемы.

    К приоритетной проблеме относится экономическая. Экономические законы, носящие комплексный характер, способны придать импульс модернизации   страны   при   сохранении   социально-политической стабильности,    поэтому    экономические    проблемы    являются основополагающими.

    Кроме  того,  развитое  общество  должно  быть  социально-ориентированным, поэтому социальные проблемы должны быть изучены и решены. К экономическим проблемам относятся проблемы ресурсного обеспечения, в том числе финансовых источников. Для субъектов малого и среднего предпринимательства характерен недостаток собственного капитала (основного и оборотного). С одной стороны, первоначальный капитал малых предприятий незначительный и не позволяет покрыть затраты, возникающие при выходе компании на рынок. С другой - развитие уже существующих малых предприятий за счет собственных средств также затруднено по причине низкого уровня прибыльности компаний, работающих в данном секторе экономики.

    Начинающие  предприниматели, которые нуждаются  в дополнительных инвестициях для основания и развития своего дела, испытывают трудности в получении кредитных ресурсов. Это объясняется тем, что банки не желают вкладывать деньги в предприятия, которые не приносят стабильного дохода и деятельность которых на первых этапах работы связана с риском. Поэтому мы считаем, что проблема доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам является одной из проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Казахстане.

    Главными  задачами  предпринимателя являются:  превращение имеющегося дела в высокоэффективное, определение его потенциала и обеспечение его будущего. Для малого и среднего предпринимательства проблема эффективного производства наиболее актуальна.

    Она может успешно решаться через  следующие механизмы:

- внедрение достижений научно-технического прогресса. В крупных предприятиях достаточно финансовых ресурсов и производственного опыта, чтобы   создать   современное,   экономически   высокоэффективное производство,    выпускающее    конкурентоспособную    продукцию, обладающую высоким экспортным потенциалом, обеспечивающую прогресс развития экономики и стратегические интересы республики. Малые предприятия  не  обладают  необходимыми  возможностями,  чтобы стабилизировать свою деятельность и привести ее в соответствие с уровнем рационального использования достижений научно-технического прогресса;

- кооперация  крупных и малых предприятий.  Она способствует интенсивному развитию малого и среднего предпринимательства, так как крупные  объединения  не должны  подавлять малое  и среднее предпринимательство, а должны поддерживать и дополнять друг друга особенно в сфере специализации отдельных производств и инновационных разработках. В результате такого взаимодействия малые и средние предприятия становятся совладельцами рынка крупного бизнеса и обеспечивают развитие новых технологических производств. Мелкие предприятия становятся своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной структуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.

    Предприятия сферы малого и среднего предпринимательства постепенно укрупняются и активно воздействуют на экономику, сбыт продукции. В настоящее время отечественные предприятия  малого и среднего предпринимательства формируют 11 % бюджета страны и их доля в ВВП составляет 17 %. Но проблема сбыта готовой продукции остается актуальной. Актуальность обусловлена следующими факторами:

- невысоким  уровнем платежеспособности населения.  Коэффициент покупательной способности доходов по Республике Казахстан составляет 0,9;

- низкой  конкурентоспособностью отечественных  товаров по сравнению с зарубежными аналогами;

- небольшой  емкостью отечественного рынка  и трудностью выхода отечественных предпринимателей на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

    Остроту этой проблемы поможет снять грамотное использование казахстанской индустриально-инновационной политики. Она  содержит индикативные показатели, отражает приоритетные направления развития экономики государства в целом и отдельных регионов. С помощью использования   индустриально-инновационной   политики   увеличится строительство новых предприятий, ускорится экономический рост, будут созданы новые рабочие места, получат внедрение новейшие технологии, получит развитие политика импортозамещения;

Информация о работе Система мер по государственной поддержке развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса