Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа
Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного предпринимательства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.
Введение
Глава 1. Сущность малого и среднего предпринимательства.
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства...................
1.2 Необходимость и условия функционирования предприятий малого и
среднего предпринимательства.....................................................
Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
в Казахстане
2.1 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в
Республике Казахстан................................................................
2.2 Проблемы развития отечественных предприятий малого и среднего
предпринимательства................................................................
2.3 Механизмы, формы и методы поддержки малого и среднего
предпринимательства................................................................
Глава 3. Приоритетные направления развития малого и среднего
предпринимательства в Казахстане
3.1 Инновационное обеспечение развития малого и среднего
предпринимательства................................................................
3.2 Роль малого и среднего предпринимательства в становлении
и развитии аграрного сектора......................................................
Заключение...........................................................................
Список использованной литературы..........................................
-
разработка соответствующей
-
создание благоприятной
-
содействие развитию
федераций кооперативов;
-
разработка и осуществление «
-
обеспечение информацией и
вопросам;
- создание промышленных парков с хорошо развитыми и должным образом управляемыми едиными центрами;
-
создание банков постоянно
Одним
из условий функционирования предпринимательства
является предпринимательская среда.
Формирование предпринимательской среды
происходит с участием государства (рисунок
2)
Условия функционирования малого и среднего
предпринимательства
предпринимательства
Экономическая среда определяет экономические основы развития малого и среднего предпринимательства, законы существования и функционирования, взаимосвязь с экономическими субъектами. Основные условия формирования экономической среды заключаются в следующем:
- наличие прав собственности на средства производства, его продукт и доход;
- наличие определенной совокупности свобод и прав (выбор вида хозяйственной деятельности, планирование источников финансирования, доступ к ресурсам, организация и управление, сбыт продукции и т.д.), то есть экономическая самостоятельность;
- наличие рыночно - конкурентного режима хозяйствования;
- государственная поддержка предпринимательства в области финансового и материально-технического обеспечения.
Экономическая среда формирует условия для становления конкурентного рынка, т.е. среды существования предпринимательства. Проводимые экономические реформы в Казахстане, обеспечивают возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов, которые необходимы для развития предпринимательства. Экономическая среда воздействует положительно на предпринимательство с помощью: уровня ставки рефинансирования, устанавливаемого Национальным банком, уровня инфляции, размера налоговых ставок, уровня ликвидности хозяйствующих партнеров, уровня цен на определенные виды ресурсов, тарифов, соглашений хозяйствующих субъектов, льготного кредитования, преодоления экономических кризисов, финансово-экономической поддержки предпринимательства. Экономическая среда играет существенную роль в развитии предпринимательства, способствует стабильности национальной денежной единицы, повышению уровня ее покупательской способности.
Экономическая среда способствует формированию малого и среднего предпринимательства, объем продукции, произведенный субъектами малого и среднего предпринимательства, составил около 9 % общего объема промышленной продукции по состоянию на 2002 г.
Финансовый результат деятельности малых предприятий пока не достиг максимального эффекта — значительная часть отчитывающихся малых предприятий имеет убытки. Вместе с тем, к концу 2001 года доходность малых предприятий от финансово-хозяйственной деятельности возросла и число прибыльных предприятий несколько увеличилось (54 % на 1 января 2002 против 52 % на аналогичную дату 2001 г.).
С 1991 и по настоящее время в качестве основных мероприятий по формированию экономической среды в РК были осуществлены три программы разгосударствления и приватизации. Основной задачей данных программ является закрепление преобладания частного сектора, особенно малого и среднего предпринимательства в экономике Республики Казахстан.
Достижению этой цели служит оптимизация, реструктуризация и приватизация объектов, находящихся в собственности государства и, особенно, объектов социальной сферы. Целевая ориентация в процессе развития приватизации заключается в конечном оздоровлении экономики путем утверждения частной собственности, преобразования государственных предприятий в акционерные общества, а также ликвидации не адаптировавшихся к рынку предприятий и обеспечении инвестиционной активности.
В отраслевой структуре приватизированных в регионах предприятий преобладают объекты социальной сферы, доля которых вместе с прочими объектами увеличилась до 86 %. По-прежнему идет приватизация предприятий торговли и общественного питания. Приватизировано 48 предприятий. Доля численности приватизированных объектов составила 4,6 %. Наименее активно приватизируются объекты строительства. Доля численности в общем итоге составила 0,3 %, но вместе с тем, доля выкупной стоимости 4,9%. Предприятия малого и среднего предпринимательства в строительстве не участвуют, так как нет необходимых финансовых ресурсов для выкупа дорогостоящих объектов. Сегодняшние задачи обязывают обеспечивать комплекс взаимосвязанных мероприятий по завершению процесса приватизации и максимально оптимизировать управление оставшейся государственной собственности.
Развитие предпринимательства возможно только при создании правовой среды, которая четко устанавливает права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской деятельностью, защищает цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных органов, должностных лиц, криминальных структур, четко устанавливает ответственность предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность. Правовая среда является основным средством управления экономической системой. Разработка законодательных норм осуществляется на основе выявленных и научно-обоснованных закономерностей развития экономических процессов. В Казахстане за период становления и укрепления позиций предпринимательства принято около 60 законодательных документов, регламентирующих деятельность малых предприятий и развитие малого предпринимательства, которые оправдывают свои правомерности и способствуют дальнейшему стабильному развитию малого и среднего предпринимательства и экономики в целом.
Предпринимательство все больше придает экономике Казахстана должную гибкость, становится решающим фактором его развития, однако, детальный анализ развития малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что этот процесс неоднозначен и требует постоянного внимания и государственной поддержки.
Главными проблемами, тормозящими развитие малого и среднего предпринимательства на данном этапе, можно назвать:
- ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- слабое развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе отсутствие системы информационного обеспечения;
- несовершенство законодательной и нормативной базы по поддержке и защите малого и среднего предпринимательства;
- нехватка квалификационных кадров, вследствие недостатка в организации их подготовки и переподготовки;
- слабый спрос на продукцию и услуги малого и среднего предпринимательства среди основной массы населения из-за низкого уровня доходов;
- несформированность «гарантированных» рынков сбыта для малого и среднего предпринимательства в сфере повседневных нужд структур, финансируемых из государственного бюджета.
Для решения проблем государство на основе опыта и анализа развития малого и среднего предпринимательства в странах с рыночной экономикой осуществляет поддержку малого и среднего предпринимательства в Казахстане, и она носит селективно - стимулирующий характер, не приводящий к разбалансировке рыночных механизмов.
Глава 2 Проблемы развития малого и среднего
предпринимательства
в Казахстане.
2.1. Состояние развития малого и среднего предпринимательства
в Республике Казахстан
За годы рыночных реформ в Казахстане предпринимательский сектор занял заметное место в обществе.
Государство создает необходимые условия для развития данного сектора экономики в Казахстане.
Динамика
численности действующих
В 1996 году произошло снижение численности действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Меры государственного воздействия на малое и среднее предпринимательство, принимаемые с 1997 года, привели к росту количества действующих предприятий. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 1997 годом увеличилась в 3,98 раза.
За период независимости страны в данной сфере достигнуты определенные положительные результаты. Так, по состоянию на 1 января 2004 года в стране насчитывалось 130779 субъекта малого предпринимательства, что на 11,8% выше, чем на 01.01.2003 г.
В 2002 году из зарегистрированных предприятий малого и среднего предпринимательства 87173 единиц являются действующими, то есть осуществляли или потенциально могли осуществлять экономическую деятельность. Активными среди них были 42516 предприятий или 48,8% от количества действующих (Таблица 1)
Как
видно из таблицы 1 несмотря на достигнутые
успехи, сектор малого и среднего предпринимательства
не использует весь существующий потенциал
и не играет отведенной ему роли
в решении экономических и социальных
задач. Об этом свидетельствует тот факт,
что на протяжении ряда последних лет
территориально-отраслевая структура
малого и среднего предпринимательства
практически остается неизменной.
Таблица 1 Количество предприятий малого и среднего
предпринимательства по видам экономической деятельности
по состоянию на 01.01.2003 г.
|