Система мер по государственной поддержке развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного предпринимательства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.

Оглавление

Введение


Глава 1. Сущность малого и среднего предпринимательства.


1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства...................


1.2 Необходимость и условия функционирования предприятий малого и

среднего предпринимательства.....................................................


Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства

в Казахстане


2.1 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в

Республике Казахстан................................................................


2.2 Проблемы развития отечественных предприятий малого и среднего

предпринимательства................................................................


2.3 Механизмы, формы и методы поддержки малого и среднего

предпринимательства................................................................


Глава 3. Приоритетные направления развития малого и среднего

предпринимательства в Казахстане


3.1 Инновационное обеспечение развития малого и среднего

предпринимательства................................................................


3.2 Роль малого и среднего предпринимательства в становлении


и развитии аграрного сектора......................................................


Заключение...........................................................................


Список использованной литературы..........................................

Файлы: 1 файл

Мал.бизн. гос.поддерж.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

        В условиях перехода к рыночным отношениям для развития производственной   деятельности   субъектов   малого   и   среднего предпринимательства и повышения технической оснащенности необходимо использовать кредитные ресурсы. Но субъекты малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе не всегда имеют залоговое имущество. Им можно использовать лизинг как разновидность кредита.

        Важнейшей задачей для успешного развития аграрного сектора Казахстана является обновление и расширение машино-тракторного парка. Однако      слабое      финансовое      состояние      большинства сельхозтоваропроизводителей, отсутствие достаточных оборотных средств предопределяет невысокую инвестиционную привлекательность отрасли, и, как следствие, невозможность прямой покупки необходимой техники.

         Наиболее распространенным и эффективным видом финансирования приобретения основных средств является финансовый лизинг.

         Привлекательность финансового лизинга заключается в следующем:

- благодаря   предоставляемым   налоговым  льготам   участникам

лизинговых  отношений, приобретение оборудования в лизинг выгоднее по

сравнению с дорогим кредитом;

- большинство сельхозтоваропроизводителей не имеет надежной кредитной истории для получения кредита в банках на закупку техники, не обладает достаточными активами для залога. Специфика лизингового бизнеса в том, что лизинговая компания берет на себя дополнительный риск работы с лизингополучателями, которые не имеют достаточной кредитной истории. Для них лизинг - практически единственная возможность приобрести необходимую технику;

- у лизинга как инвестиционного механизма достаточно «прозрачная» и эффективная схема гарантий. Имущество, оставаясь собственностью лизингодателя на протяжении всего периода действия договора лизинга, является одним из инструментов обеспечения гарантий лизингодателю. Как правило, на практике необходимо дополнительное обеспечение, например, залог права землепользования, или банковская гарантия.

         Сделаны первые целенаправленные шаги для повышения уровня технического обеспечения аграрного сектора. В этих целях с участием государства создана специализированная государственная лизинговая компания ЗАО «КазАгроФинанс», которая предоставляет на лизинговой основе технику сельскохозяйственным организациям, занятым в сфере производства, а также оказывает сервисные услуги путем создания МТС и сервис-центров.

         В целях обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельских товаропроизводителей создана государственная компания ЗАО «Аграрная кредитная корпорация» и реализуется пилотный проект по созданию в республике сельских кредитных товариществ (СКТ).     В      настоящее время Корпорация является единственной организацией, задействованной в реализации Пилотного проекта кредитования сельскохозяйственного производства с привлечением государственных финансовых ресурсов (посредством участия в уставном капитале СКТ), не имеющего аналогов в республике. Сельские кредитные товарищества — это организации, где мелкие и средние товаропроизводители могут получить льготный кредит, так как высокие процентные ставки на кредит делают их нежелательными клиентами коммерческих банков. Из республиканского бюджета выделены кредитные ресурсы в сумме 641 340 тыс. тенге в 2001 года, в 2002 году предусмотрена аналогичная сумма.     По состоянию на 1 января 2003 года создано 39 сельских кредитных товариществ в 12 областях республики (Акмолинская,  Актюбинская,  Алматинская,  Восточно-Казахстанская, Жамбылская,  Западно-Казахстанская,  Карагандинская,  Костанайская, Кызылординская,    Павлодарская,    Северо-Казахстанская,    Южно-Казахстанская). Кредитные ресурсы, выделенные из республиканского бюджета в 2001 году для кредитования сельских кредитных товариществ, полностью освоены. Крестьянскими хозяйствами освоено 496 780 тыс. тенге или 60,7 % от общей суммы освоенных кредитных ресурсов (818 640 тыс. тенге).

    Кроме того, сельхозпроизводителям на весенне-полевые  и уборочные работы было проведено кредитование из республиканского  бюджета, местных бюджетов в размере 4 млрд. тенге. Эти средства целенаправленно были расходованы на приобретение горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, гербицидов, запасных частей для сельскохозяйственных машин, на аренду или покупку сельскохозяйственной техники.

        По республике данные кредитные ресурсы получили 2930 крестьянских хозяйств. В 2003 году на эти цели планируется выделить 4,5 млрд. тенге. В 2002 году через Продкорпорацию крестьянским хозяйствам посредством весенне-летнего финансирования было выделено 310 855 тыс.тенге в объеме 26,8 тыс. тонн (10,7 %) горюче-смазочных материалов.

    Кроме того, по состоянию на 1 января 2003 года посредством прямого закупа урожая 2002 года у крестьянских хозяйств закуплено 13,9 тыс. тонн на сумму 106 724 тыс. тенге. Ведутся работы по стимулированию развития животноводства путем продвижения его продукции, как на внутренние, так и на внешние рынки. С этой целью в конце 2001 года создана специализированная   государственная   компания   ЗАО   «Малонимдер корпорациясы». Основная задача Корпорации заключается в организации производства и закупа животноводческой продукции для насыщения внутреннего рынка и поставки на экспорт. Организация закупа животноводческой продукции осуществляется у юридических и физических лиц в конкурентной среде непосредственно у сельхозтоваропроизводителей по сложившейся реальной рыночной цене.

         Большая роль в развитии крестьянских хозяйств отводится налогообложению. Действующим налоговым законодательством для поддержки и развития сельского хозяйства предусмотрены существенные льготы по налогообложению крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозтоваропроизводителей - юридических лиц. Для крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, имеющих земельные участки в частной собственности или на праве землепользования, предусматривается специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога (0,1 % к оценочной стоимости земельного участка). Крестьянские (фермерские) хозяйства ежемесячно исчисляют сумму социального налога по ставке 20 % (вместо ранее действовавших 35 %) от МРП за каждого работника, включая главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Крестьянские (фермерские) хозяйства не являются плательщиками следующих видов налогов: индивидуальный подоходный налог, земельный налог, НДС, налог на имущество в пределах нормативов, налог на транспорт в пределах нормативов.

        Для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции предусматривается специальный налоговый режим на основе патента и распространяется на деятельность юридических лиц:

- по производству сельскохозяйственной продукции с использованием земли, переработке и реализации указанной продукции собственного производства;

- по производству сельскохозяйственной продукции животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным циклом (начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, а также по переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

        Стоимостью патента является фиксированный суммарный налог, включающий в себя: НДС, социальный налог, корпоративный подоходный налог, земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства.

         Кроме того, продлены сроки уплаты налогов и штрафных санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2000 года, сроком на три года, без начисления  пени  сельхозтоваропроизводителям — юридическим и физическим лицам, для которых земля является основным средством производства или деятельность которых связана с использованием земли для производства сельскохозяйственной продукции, а также перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию собственного производства (пункт 10 статьи 179 Закона Республики Казахстан № 41-11 от 29 марта 2000 года «О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»).

       В 2003 году предусмотрен механизм реструктуризации отсроченной задолженности по налогам путем субсидирования из республиканского бюджета   для   аттестованных   хозяйств,   занимающихся   элитным семеноводством и племенным животноводством.

       В сфере агропромышленного комплекса за период с 1995 года реализуются 4 займа международных финансовых институтов. Азиатским Банком Развития (АБР) выделено 100 млн. долл. США на реализацию Программного займа для аграрного сектора. Данный проект предназначен для кредитования закупки оборудования по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственной техники для машинно-технологических   станций,   создания   системы   оптовых продовольственных  рынков  и  других  рыночных  инфраструктур, предназначенных для реализации сельскохозяйственной продукции, а также финансирования необходимых оборотных средств.

         В 1996 году Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) выделил 80 млн. долл. США на проведение работ по усовершенствованию ирригационных и дренажных систем.

        С Азиатским Банком Развития подписано Соглашение о выделении займа для проекта «Управление водными ресурсами и восстановление земель» в сумме 35,331 млн. долл. США, реализуемого в настоящее время в Мактааральском районе Южно-Казахстанской области на площади 39,2 тыс. га, где выращивается основная доля производимого в республике хлопчатника.  Проект  включает:  восстановление  и  модернизацию ирригационной и дренажной систем, включая мелиорацию подверженных засолению земель и проведение мероприятий по улучшению управления водными ресурсами; организационную поддержку учреждений, занятых обслуживанием сектора сельского хозяйства, управлением водными ресурсами   и   фермерских  хозяйств,   объединяемых  в  сельские

потребительские кооперативы водопользователей.

        Реализация проекта принесет выгоду фермерским хозяйствам за счет повышения урожайности. По проектным расчетам чистые доходы увеличатся на 28 %, рост занятости населения возрастет на 21 %, а эффективность капитальных вложений по проекту должна составить 26 %.

         В   рамках   займа   МБРР   с   1998   реализуется   проект «Постприватизационная поддержка сельского хозяйства». Основной задачей проекта является оказание поддержки сельскохозяйственным предприятиям республики, развивающимся в рыночных, постприватизационных условиях. Из 122 профинансированных субкредитов - 60 выданы фермерам. Средняя сумма займа составляет 108,4 тысячи долларов США, в том числе по фермерским кредитам - 37 тысяч долларов США.

       Инфраструктура также может быть восстановлена с помощью субъектов малого предпринимательства, что повысит эффективность ее функционирования.

    Проблема  управления малым предпринимательством относится к числу межфункциональных, многопрофильных проблем. Это означает, что ее решение требует комплексного, системного подхода, одновременного учета экономических, организационных, социальных факторов. Всем этим требованиям отвечает программно-целевой подход. Именно при поиске путей решения нестандартных и «пограничных» проблем — в особенности межотраслевых, возникает необходимость особого подхода, который называется  программно-целевым.  Он  связан  с  проблемами,  не укладывающимися в рамки существующей структуры и процедур. Сущность программно-целевого подхода заключается в формулировании целей развития системы с последующим распределением ресурсов для реализации поставленных целей. Инструментом реализации программно-целевого подхода служат целевые комплексные программы. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Заключение 

    Реформирование  экономики затрагивает прежде всего  отношения собственности. Ее коренные преобразования в дальнейшем позволят успешно формировать такие рыночные отношения, которые будут способствовать широкому развитию инициативы и предпринимательской деятельности каждого работника, выходу экономики из кризиса и повышению уровня и качества жизни населения. Кардинальные преобразования отношений собственности проходят в соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации поэтапно и в специфических условиях: в основных фондах 80 % составляла государственная форма собственности, в ряде регионов преобладали в промышленности и в сельском хозяйстве сверхкрупные предприятия, в экономике страны отсутствовал частный капитал, не было также финансовых ресурсов у населения на покупку недвижимости. Все это, а также отсутствие в мире подобных аналогов реформирования отношений собственности, развал единого экономического пространства бывшего СССР, приводили и приводят к тому, что процесс этот проходит далеко неоднозначно и достаточно, трудно, с разной степенью интенсивности по регионам, отраслям деятельности и сферам экономической жизни общества.

Информация о работе Система мер по государственной поддержке развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса