Система мер по государственной поддержке развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного предпринимательства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.

Оглавление

Введение


Глава 1. Сущность малого и среднего предпринимательства.


1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства...................


1.2 Необходимость и условия функционирования предприятий малого и

среднего предпринимательства.....................................................


Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства

в Казахстане


2.1 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в

Республике Казахстан................................................................


2.2 Проблемы развития отечественных предприятий малого и среднего

предпринимательства................................................................


2.3 Механизмы, формы и методы поддержки малого и среднего

предпринимательства................................................................


Глава 3. Приоритетные направления развития малого и среднего

предпринимательства в Казахстане


3.1 Инновационное обеспечение развития малого и среднего

предпринимательства................................................................


3.2 Роль малого и среднего предпринимательства в становлении


и развитии аграрного сектора......................................................


Заключение...........................................................................


Список использованной литературы..........................................

Файлы: 1 файл

Мал.бизн. гос.поддерж.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

- слабым  использованием маркетинговых методов и приемов. Маркетинг - это такая система организации работы предприятия, при которой производственные решения принимаются на основе специального изучения требований рынка, их прогноза и управления. Маркетинг связывает предложение и спрос и способствует эффективному использованию ресурсов предприятия.

    Малое и среднее предпринимательство  в Казахстане испытывает острый недостаток профессиональных кадров, обладающих знанием и опытом создания и обеспечения деятельности рыночных структур.

    Недостаточность подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства является одной из причин, замедляющих темпы

развития  малого и среднего предпринимательства  в республике.

    В настоящее время многие учебные  заведения готовят специалистов для работы в рыночных условиях, но нет института подготовки и переподготовки предпринимателей, уже работающих в малом и среднем предпринимательстве. Это   позволит реализовать системный механизм решения  проблемных сторон казахстанского малого и среднего предпринимательства. Центр должен стать научно-методическим и информационным обеспечением малого и среднего предпринимательства;

- должен готовить кадры с целевой ориентацией на малое и среднее предпринимательство; распространять лучший отечественный и зарубежный опыт; сможет организовать внедрение перспективных технологий, оказывать необходимую консалтинговую поддержку, содействовать налаживанию партнерских связей.

    Эффективность экономического развития заключается  в выборе результативной  государственной  политики.  В  государственную и общественную жизнь последовательно внедряются демократические принципы,  формируя  правовое  государство  и  соответствующую политическую систему. Фундаментальные основы демократии в Казахстане созданы в лице демократической выборной системы, двухпалатного парламента, независимой судебной системы, свободно функционирующих средств массовой информации, динамично развивающихся политических партий. Но актуальными остаются: усиление роли политических партий;

- совершенствование выборного законодательства;

- развитие местного самоуправления;

- повышение роли неправительственных организации;

- укрепление свободы прессы, возрастание роли частной собственности.

    Сложилось устойчивое мнение, что введение рыночных отношений означает, что правительство играет все менее значительную роль в экономической жизни своей страны и передает все большие права отдельным хозяйствующим субъектам. При всей положительности этого принципа, упускается из вида, что одновременно государство теряет контроль за ходом реформ. 
 
 
 

2.3 Механизмы,  формы и методы поддержки малого  и среднего

предпринимательства 
 

    Потенциальные возможности малого и среднего предпринимательства реализуются  не  в  полной  мере,  поэтому  малое  и  среднее предпринимательство нуждается в разносторонней государственной поддержке, направленной на создание необходимых условий для активного формирования национального слоя предпринимателей, обеспечивая надежную базу экономических реформ в республике.

    Государственное регулирование экономических отношений – это воздействие управленческих структур на те или иные сдвиги, происходящие в этих отношениях, с учетом их наибольшей целесообразности и сбалансированности интересов в обществе.

    Государственные   формы   поддержки   малого   и   среднего предпринимательства должны быть направлены на создание благоприятных правовых, социально-экономических, финансовых и организационных условий,   необходимых  для   формирования   малого  и  среднего предпринимательства, развитой инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.

    Можно выделить экономические, административные, информационно-социальные формы регулирования  экономики. Экономические формы государственной поддержки создают определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Они способствуют созданию благоприятных производственно-технологических и финансово-инвестиционных  условий  для  поддержки  и  развития предпринимательства. К ним относится денежно-кредитная, фискальная политика,   политика   государственных  расходов   и   управления государственным долгом. Экономические формы позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки коммерческих банков,  инвестиции,  производство,  занятость.  Они  способствуют структурным преобразованиям производства, сглаживают региональные диспропорции, снижают остроту проблемы вынужденной безработицы, налаживают эффективное стимулирование экономического роста.

    Административные  формы  воздействия  базируются  на  силе государственной власти и не связаны мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности. Они определяют не экономические условия оборота капитала, а внешнюю возможность его функционирования.

    Административные  формы  создают  наиболее  благоприятные  для предпринимательства правовые условия,  стабильную  юридическую обстановку для деловой жизни, защиту конкурентной среды, гарантируют права собственности и свободы принимаемых экономических решений. Они создают институционально-правовое обеспечение предпринимательства, что предполагает ускорение оборота материальных, финансовых и других экономических ресурсов, создание благоприятных условий для установления рациональных хозяйственных связей, оказание поддержки деятельности всех экономических субъектов и, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства. Административное воздействие осуществляется с помощью индикативного планирования, выбора приоритетных направлений развития, разработки стандартов, прямого контроля, косвенного влияния.

    Информационные  формы поддержки способствуют укреплению научно-технического  потенциала экономики,  быстрому  и  эффективному воплощению научных идей в конкретные технические и технологические новшества. В современных условиях информация приобретает большое значение. Отдельные экономисты считают информацию ключевым фактором производства. Малые предприятия, используя информацию, лидируют в рождении инновационных идей и продуктов, в развитии наукоемких, высокотехнологичных производств, что открывает дополнительные возможности их роста и более динамичного развития.

    Государственная   программа  развития   и   поддержки   малого предпринимательства заложила основы и базовые элементы системы информационного обеспечения на республиканском, региональном и местном уровнях. Основой для практической реализации этой системы стал Республиканский    Информационно-Выставочный    Центр    малого предпринимательства (РИВЦ).

    Деятельность  РИВЦ охватывает следующие основные направления:

- пропаганда мер по государственной поддержке предпринимательства;

- участие  в разработке и реализации государственных программ развития и поддержки малого предпринимательства;

- проведение научных исследований по проблемам малого и среднего предпринимательства;

- создание и развитие информационной системы для субъектов предпринимательства;

- организация выставок;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- организация  обучения лиц, занятых в сфере  малого предпринимательства.

    Возможности РИВЦ используются не в полном объеме, так как предприниматели больше доверяют традиционным источникам информации.

    Социальные  формы способствуют социальной стабилизации общества. Они направлены на создание действенной системы социальной защиты. Социальная защита на уровне отдельных групп и категорий населения в силу глубокой трансформации социально-экономической структуры общества должна помочь адаптироваться к новым условиям практически всему населению. Государственная поддержка в социальной сфере определяется допустимыми параметрами жизни населения. Это минимум жизненных средств, ниже которых наступает нищета. Государственная поддержка проявляется в создании социальных программ. Это гарантируемый минимум заработной платы, выплаты пенсий, программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину, социальные выплаты.

    Социальная  защита позволяет стабилизировать  экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения и обостряется нужда. Главный недостаток социальных форм государственной поддержки заключается в том, что их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

    Современная экономика развивается в условиях рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции, саморегулирования. Поэтому вмешательство государства в экономику имеет известные пределы. Меры государственной поддержки могут сочетать как постоянно действующее воздействие, так и временное, учитывающие специфику конкретных условий. Государственная поддержка должна быть разноуровневой, дифференцированной.

    Государство   оказывает   поддержку   малого   и   среднего предпринимательства и на региональном уровне. Региональные программы создаются на основе государственных программ и выполняют те же задачи.

    Основные  идеи государственных и региональных программ в нынешних условиях заключаются в использовании наиболее крупных достижений научно-технического прогресса для переустройства экономики страны и региона. Они превратили ее в наукоемкую сферу и изменили отношения государственного и частных секторов по объединению их усилий при выполнении общегосударственных, региональных задач. Как правило, централизованные   (республиканские)   программы,   несущие   бремя политических, экономических, социальных, культурных функций, требуют частичной «разгрузки». В то же время социально-экономическое развитие имеет крайне односторонний характер, опираясь преимущественно на хозяйственные функции. Между тем создание здесь (в регионах) наукоемких производств, предприятий индустрии досуга и информации привело бы к качественным преобразованиям производственной и социальной среды в регионах, превратив последние в центры дальнейшего развертывания перспективных территориально-производственных образований.

    Региональные  программы должны охватывать следующие  направления

работы: 

- перспективы роста малых предприятий, имеющих базу для дальнейшего развития;

- меры    по    созданию    элементов    инфраструктуры    малого предпринимательства на областном и районном уровнях;

- мероприятия  по  привлечению в предпринимательскую  деятельность широких слоев населения, особенно незанятого;

- вопросы    передачи    субъектам    малого    предпринимательства незавершенного строительства и неиспользуемых объектов;

- мероприятия  по подготовке, переподготовке и  повышению квалификации кадров.

    Процесс регионального экономического развития предполагает наличие определенных факторов: природные ресурсы, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура,   производственный   потенциал,   научно-технический потенциал, инвестиционный потенциал, финансово-кредитный потенциал и другие, которые вовлекаются в воспроизводственный оборот регионального развития посредством экономического механизма, системы его регуляторов.

    Согласно  терминологии системного подхода регуляторы экономического механизма регионального развития преобразуют входные элементы (факторы) — в выходной, желаемый результат: повышение уровня жизни населения; поддержание экологического равновесия в природе; повышение социально-экономической эффективности общественного производства. Последнее    включает    повышение    производительности    труда, материалоотдачи, фондоотдачи, рост технического уровня производства, объемов валового внутреннего продукта на душу населения, рост соотношения между производственным и использованным продуктом в регионе, сбалансированность производства и потребления в регионе (произведенного и личного), развитие социальной инфраструктуры, положительный баланс финансовых ресурсов региона.

    В условиях   нестабильности,    кризиса экономики региональное развитие направлено на адаптацию отдельных сегментов большой экономической системы страны к рынку. Соответственно данное обстоятельство отражается и на формировании механизма регионального развития и его регуляторах в переходный период. Основной целью государственной политики поддержки малого предпринимательства на региональном уровне является создание благоприятных экономических и организационно-правовых   условий   для   формирования   развитой инфраструктуры,    обеспечивающей    эффективный    рост   малого предпринимательства.

Информация о работе Система мер по государственной поддержке развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса