Система мер по государственной поддержке развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного предпринимательства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.

Оглавление

Введение


Глава 1. Сущность малого и среднего предпринимательства.


1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства...................


1.2 Необходимость и условия функционирования предприятий малого и

среднего предпринимательства.....................................................


Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства

в Казахстане


2.1 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в

Республике Казахстан................................................................


2.2 Проблемы развития отечественных предприятий малого и среднего

предпринимательства................................................................


2.3 Механизмы, формы и методы поддержки малого и среднего

предпринимательства................................................................


Глава 3. Приоритетные направления развития малого и среднего

предпринимательства в Казахстане


3.1 Инновационное обеспечение развития малого и среднего

предпринимательства................................................................


3.2 Роль малого и среднего предпринимательства в становлении


и развитии аграрного сектора......................................................


Заключение...........................................................................


Список использованной литературы..........................................

Файлы: 1 файл

Мал.бизн. гос.поддерж.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

    С целью совершенствования государственной политики поддержки малого предпринимательства, с  1997 года каждое региональное подразделение ежегодно разрабатывает Региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Данные программы на основе детального   анализа  экономического   состояния  развития  малого предпринимательства дают проект индикативного плана, где указаны основные   параметры   развития   предпринимательства   в  регионе.

    Определяются  следующие показатели: 

- общий объем произведенной продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства;

- количество субъектов и численность занятых в сфере малого предпринимательства;

- показатели развития малого предпринимательства по отраслям;

- величину поступления в бюджет, долю налоговых поступлений от малого предпринимательства;

- показатели   развития   малого   предпринимательства,   согласно административного деления региона;

- сведения о создании новых и развитии действующих производств товаров    и    услуг,    осуществляемых    предприятиями    малого предпринимательства;

- мероприятия по реализации региональной программы, основные направления и механизм ее реализации.

    В   настоящее   время   правительство   проводит   активную целенаправленную работу по совершенствованию планирования. Текущее планирование осуществляется с 2001 по 2005 годы. На данном этапе планируется  создать  надежную  нормативно-законодательную  базу, достаточную для решения поставленных задач, а также регулирующую различные стороны хозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства для его дальнейшего развития; законодательно определить условия для создания и функционирования таких объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, как бизнес инкубаторы, технопарки, бизнес - центры.

    В результате планирования удается сохранить  существующие тенденции активизации малого предпринимательства, повысить эффективность проводимой правительством политики по поддержке малого и среднего предпринимательства. Текущее планирование охватывает первоочередные меры,   направленные   на  совершенствование   предпринимательства.

    Эти меры предусмотрены программой государственной  поддержки и развития предпринимательства на 2003-2005 годы. Они будут реализованы в следующих направлениях. Без активного вмешательства государства невозможно устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства. Так, в проекте индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2001-2005 гг. предусмотрены следующие меры по дальнейшему развитию   малого   предпринимательства:   финансовая   поддержка предпринимательства, строящаяся на увеличении доли долго- и среднесрочного кредитования в приоритетных секторах экономики с применением льготных ставок вознаграждения, создании на региональных уровнях залоговых фондов и кредитных товариществ; инвестиционная политика, ориентированная на развитие компаний, способных выпускать оборудование,    отвечающее    потребностям    субъектов    малого предпринимательства; расширение возможностей ЗАО «Фонд поддержки малого предпринимательства» по финансовой поддержке субъектов предпринимательства. Кроме того, наиболее используемыми в мировой практике государственными методами поддержки малого и среднего предпринимательства являются льготное кредитование, гарантии по кредитам, долевое участие в капиталах малых и средних предприятий, а также предоставление консультационных услуг.

    Перспективным направлением в практике отечественных  банков может явиться их совместная деятельность с товарными биржами по заключению с субъектами малого и среднего предпринимательства фьючерсных и форвардных контрактов на производство продукции и ее дальнейшую реализацию. Кроме того, банки могут оказывать своим клиентам консалтинговые и информационные услуги, а также услуги по изучению и анализу спроса и предложения на их продукцию, разработке механизмов финансово-налоговой оптимизации и т.д. Так, Национальный банк республики внес на обсуждение Правительства проект закона о кредитном бюро, вопрос создания которого сейчас весьма актуален. Основной деятельностью бюро будет являться формирование, ведение кредитных историй и предоставление информации о клиентах. Необходимость в этом очевидна, так как сегодня банки нередко отказывают в предоставлении кредитов субъектам малого предпринимательства из-за отсутствия у них

кредитной истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3   Приоритетные направления развития малого и среднего

предпринимательства в Казахстане. 

3.1. Инновационное  обеспечение развития малого  и среднего

предпринимательства. 
 

    Для   стимулирования   инновационного   предпринимательства государство разработало инновационную политику, которая направлена на повышение конкурентоспособности производства, решение межотраслевых проблем, разработку новых технологий и внедрение их в промышленность, организацию международного научно-технического сотрудничества.

    Инновационная политика государства предполагает:

- определение     объемов     государственного     (бюджетного) финансирования;

- распределение финансовых средств по видам выполняемых работ - фундаментальные и прикладные исследования;

- выделение приоритетных отраслей с точки зрения их важности для экономики и внедрения новейших технических разработок;

- определение субъектов финансирования на конкурсной основе с учетом практической значимости проводимых работ;

- оказание содействия малым и средним предприятиям в проведении инновационной деятельности: поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, информационное обеспечение; разработка мер и средств инновационной деятельности,   обеспечивающих   повышение   конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности;

- определение способов коммерциализации новейших технологий и оказание содействия частным предпринимателям во внедрении новых технологий в производственный процесс;

- субсидирование государственными структурами венчурных фирм;

- предоставление специальных дотаций на найм научно-технического персонала.

    Инновационная политика неразрывно связана с научно-технической политикой, направленной на разработку прикладных научных исследований и внедрение их результатов в производство. Она воздействует на структурную политику, давая приоритеты развитию высокотехнологических наукоемких отраслей, поддержку и поощрение развития традиционных отраслей на новой технологической базе, содействует переориентации ресурсов с малоперспективных отраслей в отрасли с высоким инновационным потенциалом. Инновационная политика практически неосуществима в отрыве от промышленной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для внедрения нововведений в производстве.

    Основными   направлениями   государственного   регулирования инновационной сферы деятельности являются: 

- создание правовой базы инновационной деятельности, включая принятие необходимого законодательства и соответствующих механизмов, обеспечивающих   его   соблюдение.   Особое   место   принадлежит государственной защите прав на результаты НИОКР, охране прав на промышленную собственность;

- осуществление финансирования научных исследований и инноваций как за счет бюджетных средств, так и путем создания специальных фондов, содействия формированию финансовых ресурсов в частных и совместных компаниях, некоммерческих организациях. Помимо финансовых ресурсов государство концентрирует также необходимые для инноваций материально-технические ресурсы;

- координация инновационной деятельности с целью определения общих стратегических  ориентиров  инновационных  процессов;  содействие кооперации и взаимодействию различных субъектов инновационной деятельности; формирование единого технологического пространства, обеспечивающего совместимость нововведений; согласование нововведений по технологическим цепям и стадиям научно-инновационного цикла;

- региональное регулирование инновационных процессов в целях содействия: наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем предоставления различного рода региональных льгот;

- рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала; выравниваю условий распространения инноваций на территории страны;

- регулирование в области международного научно-технического сотрудничества путем стимулирования международной инновационной кооперации и передачи технологий;

- организационное обеспечение инновационной деятельности путем создания государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.);

- содействие распространению в экономике наиболее эффективных организационных структур с точки зрения разработки и внедрения инноваций;

- формирование научно-информационной инновационной структуры;

- обеспечение деятельности информационных систем как одного из основных каналов распространения нововведений; оказание инноваторам различного рода услуг через государственные организации — юридических, деловых, консультационных;   подыскание   партнеров   для   осуществления кооперационных проектов, заключение сделок под государственные гарантии;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности:  создание программ   обучения   в   государственных   учебных   заведениях, способствующих   развитию   творческого   потенциала,   получению специалистами как универсальных, так и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций;

- регулирование   социальной   и   экологической   направленности инноваций; оказание особой поддержки нововведениям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия, предотвращение негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом;

- придание инновационной деятельности общественного статуса;

- организация пропаганды научно-технических достижений и нововведений, поощрение инноваторов, обеспечение их социальной защиты.

    Государство поддерживает инвестиции в новые  технологии, стимулирующие   инвестиционную   активность   и   содействующие прогрессивным технологическим сдвигам по наиболее перспективным направлениям экономического развития, определяемым в порядке приоритетности.

    Стратегическая  цель национальной инновационной системы должна быть направлена на технологическую модернизацию реального сектора экономики, использование мирового рынка технологий и собственного научно-технического потенциала. В инновационную сферу должен быть привлечен негосударственный капитал, собственный научно-технический потенциал как крупного, так и малого и среднего предпринимательства.

    Находит применение опыт новых индустриальных стран. В г.Алматы прошел бизнес-форум, который проводился Сингапурским советом содействия международному предпринимательству при Министерстве торговли и индустрии Сингапура и Министерством индустрии и торговли РК совместно с Казахстанским центром содействия инвестициям «Казинвест». В его работе приняло участие около 200 отечественных компаний. В качестве сферы своих интересов в нашей стране Сингапурские компании выбрали банковское, страховое дело, инвестиционную и научно-техническую сферу. Ставка на высокие технологии становится характерной чертой новых контактов и контрактов казахстанских предпринимателей.

    С целью развития инновационной деятельности постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 августа 1999 года № 1215 создано ЗАО «Республиканский инновационный фонд».

        Цель создания фонда:

- развитие инновационной деятельности;

- реализация механизмов возвратного финансирования инновационных работ;

- содействие и создание наукоемких производств.

         Основные задачи фонда:

- участие в разработке и реализации государственных программ развития и поддержки инновационной деятельности;

- целевое финансирование программ на возвратной основе;

- создание    условий    для    развития    научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности;

- формирование рынка научно-технической продукции.

        Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 1999 года № 1946 образована Высшая научно-техническая комиссия при Правительстве Республики Казахстан, одной из основных задач которой является разработка предложений по совершенствованию системы государственной поддержки инновационной деятельности.

        Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года № 617 утверждена Программа инновационного развития Республики Казахстан. Основной целью Программы является создание необходимых условий и благоприятной среды для развития экономики страны на основе использования   достижений   науки   и   техники,   формирования сбалансированной  производственной  инфраструктуры  и  поэтапное замещение сырьевой составляющей в валовом национальном продукте страны на высокотехнологическую экспортную продукцию.

Информация о работе Система мер по государственной поддержке развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса