Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа
Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного предпринимательства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.
Введение
Глава 1. Сущность малого и среднего предпринимательства.
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства...................
1.2 Необходимость и условия функционирования предприятий малого и
среднего предпринимательства.....................................................
Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
в Казахстане
2.1 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в
Республике Казахстан................................................................
2.2 Проблемы развития отечественных предприятий малого и среднего
предпринимательства................................................................
2.3 Механизмы, формы и методы поддержки малого и среднего
предпринимательства................................................................
Глава 3. Приоритетные направления развития малого и среднего
предпринимательства в Казахстане
3.1 Инновационное обеспечение развития малого и среднего
предпринимательства................................................................
3.2 Роль малого и среднего предпринимательства в становлении
и развитии аграрного сектора......................................................
Заключение...........................................................................
Список использованной литературы..........................................
С целью совершенствования государственной политики поддержки малого предпринимательства, с 1997 года каждое региональное подразделение ежегодно разрабатывает Региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Данные программы на основе детального анализа экономического состояния развития малого предпринимательства дают проект индикативного плана, где указаны основные параметры развития предпринимательства в регионе.
Определяются
следующие показатели:
- общий объем произведенной продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства;
- количество субъектов и численность занятых в сфере малого предпринимательства;
- показатели развития малого предпринимательства по отраслям;
- величину поступления в бюджет, долю налоговых поступлений от малого предпринимательства;
- показатели развития малого предпринимательства, согласно административного деления региона;
- сведения о создании новых и развитии действующих производств товаров и услуг, осуществляемых предприятиями малого предпринимательства;
- мероприятия по реализации региональной программы, основные направления и механизм ее реализации.
В настоящее время правительство проводит активную целенаправленную работу по совершенствованию планирования. Текущее планирование осуществляется с 2001 по 2005 годы. На данном этапе планируется создать надежную нормативно-законодательную базу, достаточную для решения поставленных задач, а также регулирующую различные стороны хозяйственной деятельности малого и среднего предпринимательства для его дальнейшего развития; законодательно определить условия для создания и функционирования таких объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, как бизнес инкубаторы, технопарки, бизнес - центры.
В результате планирования удается сохранить существующие тенденции активизации малого предпринимательства, повысить эффективность проводимой правительством политики по поддержке малого и среднего предпринимательства. Текущее планирование охватывает первоочередные меры, направленные на совершенствование предпринимательства.
Эти меры предусмотрены программой государственной поддержки и развития предпринимательства на 2003-2005 годы. Они будут реализованы в следующих направлениях. Без активного вмешательства государства невозможно устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства. Так, в проекте индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2001-2005 гг. предусмотрены следующие меры по дальнейшему развитию малого предпринимательства: финансовая поддержка предпринимательства, строящаяся на увеличении доли долго- и среднесрочного кредитования в приоритетных секторах экономики с применением льготных ставок вознаграждения, создании на региональных уровнях залоговых фондов и кредитных товариществ; инвестиционная политика, ориентированная на развитие компаний, способных выпускать оборудование, отвечающее потребностям субъектов малого предпринимательства; расширение возможностей ЗАО «Фонд поддержки малого предпринимательства» по финансовой поддержке субъектов предпринимательства. Кроме того, наиболее используемыми в мировой практике государственными методами поддержки малого и среднего предпринимательства являются льготное кредитование, гарантии по кредитам, долевое участие в капиталах малых и средних предприятий, а также предоставление консультационных услуг.
Перспективным направлением в практике отечественных банков может явиться их совместная деятельность с товарными биржами по заключению с субъектами малого и среднего предпринимательства фьючерсных и форвардных контрактов на производство продукции и ее дальнейшую реализацию. Кроме того, банки могут оказывать своим клиентам консалтинговые и информационные услуги, а также услуги по изучению и анализу спроса и предложения на их продукцию, разработке механизмов финансово-налоговой оптимизации и т.д. Так, Национальный банк республики внес на обсуждение Правительства проект закона о кредитном бюро, вопрос создания которого сейчас весьма актуален. Основной деятельностью бюро будет являться формирование, ведение кредитных историй и предоставление информации о клиентах. Необходимость в этом очевидна, так как сегодня банки нередко отказывают в предоставлении кредитов субъектам малого предпринимательства из-за отсутствия у них
кредитной
истории.
Глава 3 Приоритетные направления развития малого и среднего
предпринимательства
в Казахстане.
3.1. Инновационное обеспечение развития малого и среднего
предпринимательства.
Для стимулирования инновационного предпринимательства государство разработало инновационную политику, которая направлена на повышение конкурентоспособности производства, решение межотраслевых проблем, разработку новых технологий и внедрение их в промышленность, организацию международного научно-технического сотрудничества.
Инновационная политика государства предполагает:
- определение объемов государственного (бюджетного) финансирования;
- распределение финансовых средств по видам выполняемых работ - фундаментальные и прикладные исследования;
- выделение приоритетных отраслей с точки зрения их важности для экономики и внедрения новейших технических разработок;
- определение субъектов финансирования на конкурсной основе с учетом практической значимости проводимых работ;
- оказание содействия малым и средним предприятиям в проведении инновационной деятельности: поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, информационное обеспечение; разработка мер и средств инновационной деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности;
- определение способов коммерциализации новейших технологий и оказание содействия частным предпринимателям во внедрении новых технологий в производственный процесс;
- субсидирование государственными структурами венчурных фирм;
- предоставление специальных дотаций на найм научно-технического персонала.
Инновационная политика неразрывно связана с научно-технической политикой, направленной на разработку прикладных научных исследований и внедрение их результатов в производство. Она воздействует на структурную политику, давая приоритеты развитию высокотехнологических наукоемких отраслей, поддержку и поощрение развития традиционных отраслей на новой технологической базе, содействует переориентации ресурсов с малоперспективных отраслей в отрасли с высоким инновационным потенциалом. Инновационная политика практически неосуществима в отрыве от промышленной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для внедрения нововведений в производстве.
Основными
направлениями государственного
регулирования инновационной сферы деятельности
являются:
- создание правовой базы инновационной деятельности, включая принятие необходимого законодательства и соответствующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав на результаты НИОКР, охране прав на промышленную собственность;
- осуществление финансирования научных исследований и инноваций как за счет бюджетных средств, так и путем создания специальных фондов, содействия формированию финансовых ресурсов в частных и совместных компаниях, некоммерческих организациях. Помимо финансовых ресурсов государство концентрирует также необходимые для инноваций материально-технические ресурсы;
- координация инновационной деятельности с целью определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов; содействие кооперации и взаимодействию различных субъектов инновационной деятельности; формирование единого технологического пространства, обеспечивающего совместимость нововведений; согласование нововведений по технологическим цепям и стадиям научно-инновационного цикла;
- региональное регулирование инновационных процессов в целях содействия: наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем предоставления различного рода региональных льгот;
- рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала; выравниваю условий распространения инноваций на территории страны;
- регулирование в области международного научно-технического сотрудничества путем стимулирования международной инновационной кооперации и передачи технологий;
- организационное обеспечение инновационной деятельности путем создания государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.);
- содействие распространению в экономике наиболее эффективных организационных структур с точки зрения разработки и внедрения инноваций;
- формирование научно-информационной инновационной структуры;
- обеспечение деятельности информационных систем как одного из основных каналов распространения нововведений; оказание инноваторам различного рода услуг через государственные организации — юридических, деловых, консультационных; подыскание партнеров для осуществления кооперационных проектов, заключение сделок под государственные гарантии;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности: создание программ обучения в государственных учебных заведениях, способствующих развитию творческого потенциала, получению специалистами как универсальных, так и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций;
- регулирование социальной и экологической направленности инноваций; оказание особой поддержки нововведениям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия, предотвращение негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом;
- придание инновационной деятельности общественного статуса;
- организация пропаганды научно-технических достижений и нововведений, поощрение инноваторов, обеспечение их социальной защиты.
Государство поддерживает инвестиции в новые технологии, стимулирующие инвестиционную активность и содействующие прогрессивным технологическим сдвигам по наиболее перспективным направлениям экономического развития, определяемым в порядке приоритетности.
Стратегическая цель национальной инновационной системы должна быть направлена на технологическую модернизацию реального сектора экономики, использование мирового рынка технологий и собственного научно-технического потенциала. В инновационную сферу должен быть привлечен негосударственный капитал, собственный научно-технический потенциал как крупного, так и малого и среднего предпринимательства.
Находит применение опыт новых индустриальных стран. В г.Алматы прошел бизнес-форум, который проводился Сингапурским советом содействия международному предпринимательству при Министерстве торговли и индустрии Сингапура и Министерством индустрии и торговли РК совместно с Казахстанским центром содействия инвестициям «Казинвест». В его работе приняло участие около 200 отечественных компаний. В качестве сферы своих интересов в нашей стране Сингапурские компании выбрали банковское, страховое дело, инвестиционную и научно-техническую сферу. Ставка на высокие технологии становится характерной чертой новых контактов и контрактов казахстанских предпринимателей.
С целью развития инновационной деятельности постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 августа 1999 года № 1215 создано ЗАО «Республиканский инновационный фонд».
Цель создания фонда:
- развитие инновационной деятельности;
- реализация механизмов возвратного финансирования инновационных работ;
- содействие и создание наукоемких производств.
Основные задачи фонда:
- участие в разработке и реализации государственных программ развития и поддержки инновационной деятельности;
- целевое финансирование программ на возвратной основе;
- создание условий для развития научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности;
- формирование рынка научно-технической продукции.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 1999 года № 1946 образована Высшая научно-техническая комиссия при Правительстве Республики Казахстан, одной из основных задач которой является разработка предложений по совершенствованию системы государственной поддержки инновационной деятельности.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года № 617 утверждена Программа инновационного развития Республики Казахстан. Основной целью Программы является создание необходимых условий и благоприятной среды для развития экономики страны на основе использования достижений науки и техники, формирования сбалансированной производственной инфраструктуры и поэтапное замещение сырьевой составляющей в валовом национальном продукте страны на высокотехнологическую экспортную продукцию.