Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:50, курсовая работа
Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного предпринимательства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.
Введение
Глава 1. Сущность малого и среднего предпринимательства.
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства...................
1.2 Необходимость и условия функционирования предприятий малого и
среднего предпринимательства.....................................................
Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
в Казахстане
2.1 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в
Республике Казахстан................................................................
2.2 Проблемы развития отечественных предприятий малого и среднего
предпринимательства................................................................
2.3 Механизмы, формы и методы поддержки малого и среднего
предпринимательства................................................................
Глава 3. Приоритетные направления развития малого и среднего
предпринимательства в Казахстане
3.1 Инновационное обеспечение развития малого и среднего
предпринимательства................................................................
3.2 Роль малого и среднего предпринимательства в становлении
и развитии аграрного сектора......................................................
Заключение...........................................................................
Список использованной литературы..........................................
В соответствии с поставленной целью, Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование высокотехнологичных несырьевых секторов экономики;
- государственная ресурсная поддержка инновационной деятельности;
- проведение технологической модернизации промышленности и создание экспортоориентированных наукоемких производств;
- формирование научно - инновационной инфраструктуры;
- привлечение к инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
- формирование и реализация отраслевых и региональных инновационных программ;
- формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для развития инновационной деятельности;
- сохранение и развитие наиболее перспективных научных направлений;
- подготовка специалистов для инновационных предприятий;
- развитие международного научно-технического сотрудничества.
По сравнению с развитыми странами в Казахстане государственная научно-техническая политика имеет принципиальные особенности.
Для развитых стран характерно увеличение
объемов финансирования фундаментальных
и прикладных исследований, ускоренное
освоение новшеств за счет стимулирования
взаимосвязи науки с частным сектором,
всемерное содействие созданию и развитию
корпоративного сектора науки, прямая
ориентация научно-технического
потенциала на решение экономических
и социальных задач. В Казахстане же финансирование
науки не является достаточным. Не развита
система государственного стимулирования
расходов хозяйствующих субъектов на
науку и инновационную деятельность, сохраняется
недооценка важности внедрения в производство
научно-технических разработок. При таком
положении дел разрыв в научно-технологическом
развитии Казахстана и развитых стран
в дальнейшем будет еще больше увеличиваться.
В связи с этим необходима корректировка
долгосрочной политики государства
по развитию производительных сил
общества, основой которой должен стать
переход на высокие и наукоемкие технологии
и снижение до безопасного уровня доли
сырьевой составляющей в экспорте страны.
3.2. Преимущества
малого и среднего
Трудности в сельском хозяйстве требуют комплексного подхода. Необходим учет региональных возможностей, следует обратить внимание на состояние экономической, технологической и организационной подготовки.
Проблемы, которые стоят перед малым и средним предпринимательством в
области кредитной, налоговой политики, актуальны и для предпринимателей аграрного сектора, а это способствует тому, что класс новых сельхозпроизводителей растет медленно. Не случайно, приоритетом в стратегическом курсе правительства РК на 2003-2005 годы определены проблемы аула (села). Правительство РК наметило ряд конкретных мер, которые будут способствовать становлению и развитию сельского хозяйства.
Малому и среднему предпринимательству отводится в этом вопросе не малая роль. Принята программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы. Так как на общем фоне экономического роста усиливается диспропорция в уровне жизни городского и сельского населения, значительны региональные различия в доходах. В сельской местности проживает 43 процента населения страны, треть из сельчан имеют доход ниже прожиточного минимума. Дальнейшая консервация этого состояния усиливает дифференциацию населения страны по уровню доходов, негативно влияет на социально-политическую атмосферу в обществе, отражается на показателях человеческого развития и инвестиционном имидже страны.
На основе экономически свободного ведения хозяйства на земле, позволяющего максимально преобразовать формы и способы организации, производственную структуру сельскохозяйственного предприятия, возможно эффективное использование производственного и агробиологического потенциала аграрного сектора.
Без создания экономических, социальных, политических и других условий невозможен выход из экономического кризиса в аграрном секторе.
Необходимы методологическая и теоретическая основы для формирования
цивилизованного предпринимательства в аграрном секторе. Необходимость сохранения плодородия почвы ограничивает получение максимальной прибыли. Это снижает конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и вызывает объективную необходимость в государственной поддержке и регулировании темпов роста и совершенствования структуры производства товаров в аграрном секторе. Основной задачей становления, развития и совершенствования аграрного сектора Казахстана является создание действенного, гибкого и эффективно работающего рыночного механизма хозяйствования.
Основной
целью Государственной
На первом этапе (2004-2006 годы) предполагается подготовить и утвердить национальные стандарты социальной и инженерной обеспеченности сельских жителей для формирования на их основе сбалансированной по доходам и стоимости услуг модели оптимального сельского расселения, наметить программу мер государственного регулирования оптимизированных миграционных потоков и поддержки сельских мигрантов, провести ревизию имеющейся законодательной базы и разработать необходимые нормативно - правовые документы.
На втором этапе (2007-2010 годы) будет произведена оценка потенциальной емкости каждого СНП, реализованы меры по оптимизации сельского расселения, обеспечению более высокого уровня жизни сельских жителей, созданы основы устойчивого развития сельских территорий.
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью принятия мер по эффективному развитию сельских территорий и формированию оптимальных схем сельского расселения, позволяющих концентрировать ресурсы в экономически перспективных местах жизнеобитания и обеспечивающих приемлемый уровень доходов сельского населения.
Результатом реализации Программы станет следующее:
рост уровня доходов жителей сельских населенных пунктов на основе повышения предпринимательской активности сельского населения и расширения сфер экономической деятельности;
- развитие сферы жизнеобеспечения сельского населения;
- повысится уровень обеспеченности СНП качественной питьевой водой;
- улучшится электро- и газоснабжение сельских жителей;
- будут созданы условия для развития в сельской местности рынка транспортных услуг, проведены строительство, реконструкция и капитальный ремонт сельских дорог;
- будут осуществлены меры по модернизации существующих и строительству новых систем телекоммуникаций путем замены аналоговых АТС на цифровые, будет обеспечена реализация плана развития ОАО «Казпочта» в области развития сельской почтовой связи;
- улучшится медицинское обслуживание жителей аграрного сектора, будут построены новые больницы, проведены капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов здравоохранения, укреплена их материально-техническая база;
- получат дальнейшее развитие учебные заведения среднего, общего и начального образования, улучшится их материально-техническое обеспечение;
- будет обеспечено повышение доступа к услугам учреждений культуры и спорта;
- улучшится обеспечение общественной безопасности сельских жителей, участковые пункты полиции будут укомплектованы транспортными средствами, мебелью, компьютерной техникой, стационарными рациями;
- для обеспечения экологической безопасности сельских населенных пунктов будут составлены экологические паспорта административных единиц, организована система экологического мониторинга;
- будут разработаны механизмы стимулирования внутренней миграции в рамках регулирования миграционных процессов сельского населения. К концу 2006 года будет создана оптимальная модель сельского расселения в привязке к природно-климатическим зонам и национальной схеме размещения производительных сил, а ее реализация будет осуществлена к концу 2010 года.
Для реализации данных мероприятий в течение первых трех лет (2004-2006гг.) только из республиканского бюджета предусмотрено выделение средств в объеме 67,5 млрд. тенге, кроме того, будут выделены средства из местных бюджетов и внебюджетные средства (заемные средства, прямые инвестиции, гранты и средства других финансовых институтов).
2003-2005 годы будут приоритетными в развитии аграрного сектора. В соответствии с Государственной агропродовольственной программой на 2003-2005 годы утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 05 июня 2002 года № 889, в республиканском бюджете предусматриваются средства на кредитование аграрного сектора.
В республиканском бюджете на 2003 год предусмотрены средства по следующим программам:
- кредитование местных бюджетов на организацию проведения весенне-полевых и уборочных работ - 4,5 млрд. тенге;
- обеспечение сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе - 3,3 млрд.тенге;
- кредитование сельскохозяйственного производства через систему сельских кредитных товариществ - 735 млн. тенге;
- кредитование юридических лиц, обеспечивающих сельскохозяйственных товаропроизводителей информационно-консультативными услугами - 290 млн. тенге;
- лизинг оборудования для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции - 500 млн. тенге.
В Послании Президента народу Казахстана в 2004 г. отмечено, что основной задачей государства является создание условий для формулирования конкурентоспособной системы агробизнеса. Особое внимание правительство должно уделить модернизации перерабатывающих сельскохозяйственных производств и повышению качества продукции.
Кроме того поставлена задача: создать необходимые условия для нормального жизнеобеспечения села, производства конкурентоспособной продукции, импортозамещения и расширения экспортных возможностей.
В рамках реализуемой программы создана законодательная база государственного регулирования зернового рынка. Принят Закон Республики Казахстан «О зерне», разработаны и утверждены подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие его основные положения, завершена работа по лицензированию элеваторов, внедрению зерновых расписок.
Организация, становление и дальнейшее развитие крестьянских хозяйств требуют соответствующих условий для производственной и коммерческой деятельности, которые затрагивают различные стороны деятельности и предопределяются экономическими взаимоотношениями крестьянских хозяйств с различными предприятиями и организациями.
Доля фермерских (крестьянских) хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции из года в год увеличивается. Сейчас по республике насчитывается более 120 тысяч таких хозяйств. Растет эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время фермеры республики производят 25 % валовой продукции аграрного сектора. Поэтому одним из основных направлений аграрной реформы, структурной перестройки аграрного сектора является развитие фермерства.
На
современном этапе