Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

Многоуровневый объект политической психологии: 1) психология отдельной политической личности; 2) психология малых групп в политике; 3) психология больших групп в политике, 4} массовая психология и массовые настроения в политике. Теоретическая и прикладная политическая психология.

Современную политическую психологию надо рассматривать, что называется, с двух концов. С одной стороны, существовала и развивается западная политическая психология, С другой стороны, в 80-е годы начала складываться отечественная психология политики. Сейчас, спустя годы, они естественным путем слились в единую политическую психологию. Однако история и предыстория каждого направления продолжают сказываться. Именно поэтому, для более полного понимания картины, мы рассмотрим и то общее, что сложилось в политической психологии как науке, и то особенное, что в отдельных деталях продолжает их различать между собой.

Формально датой рождения западной политической психологии считается 1968 г., когда при Американской ассоциации политических наук было учреждено  отделение политической психологии, а в ряде Университетов США (прежде всего, в Йельском) начали читаться специальные курсы политической психологии. Однако предыстория политико-психологических идей, наблюдений, знаний и даже конкретных исследований имеет значительно более давние истоки, уходящие своими корнями в античность. На Западе и на Востоке, от Аристотеля до наших дней накоплено уже огромное количество теоретических и эмпирических разработок.

Политическая психология — новая  и, вместе с тем, очень старая наука. От Аристотеля до наших дней и политики, и ученые интересуются субъективной стороной политических процессов. Их и изучает политическая психология — научная дисциплина, возникшая на пересечении интересов политологии и психологии. Согласно авторитетному мнению Дж. Кнутсон предметом политической психологии являются «психологические компоненты политического поведения человека», социальных групп и целых народов, исследование которых позволяет «применить психологические знания к объяснению политики».

 

  1.  Роль психологических структур в политическом сознании.
  2. Понятие политического процесса, его структура.

 

Политический процесс 

 

– это вся сумма последовательно  сменяющих друг друга взаимосвязанных  явлений и событий, происходящих в политической жизни общества.

 

Стадии политического процесса: 1) Конституирование (образование) политической системы. 2) Стадия функционирования существующей политической системы (стадия воспроизведения  компонентов политической системы). 3) Стадия развития политических систем (по Товадову – стадия принятия и исполнения политико-управленческих решений). 4) Стадия упадка (распада) политической системы.

 

  1.  Политические интересы, отношения, поведение как составляющие   политического процесса.

 

Политические отношения

Взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом называют политическими отношениями.

Они возникают с того момента, когда  извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства. Их корни в конечном счете находятся в экономике общества, в тех отношениях, которые возникают в ходе удовлетворения первичных, наиболее фундаментальных потребностей людей. Такая деятельность содержит в себе факторы, способствующие как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов и социальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция, соперничество из-за источников и средств существования и т.д.). Но ведь существуют проблемы и потребности, так или иначе затрагивающие всех людей, принадлежащих к той или иной нации, социальной группе, классу, проживающих на определенной территории, и требующие совместных, объединенных усилий.

Основные характеристики политических отношений:

— возникая при активном участии сознания, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями;

для их изменения отнюдь не достаточно слова, а требуется соответствующее  действие;

— влияние на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действия государственного механизма можно поддерживать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одни нравы и подавлять другие;

— главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные  стороны социальной жизни — власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, и движения, и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей на основе определенных принципов.

Существуют две стороны, формы  бытия политических отношений: политическая деятельность — в ней выражается динамизм политических отношений, их зависимость  от социальных усилий людей; и политическая организация, выражающая структурированность политических отношений, их формирование на основе определенных норм, правил. Этот аспект политики еще называется институциональным (институт — это отношения, организованные на основе определенной нормы, санкционированного правила поведения).

Политические организации обладают некоторыми существенными признаками: во-первых, они служат важнейшим  средством определения и выражения  действующих интересов социальных групп, формирования и воплощения воли субъектов политики; во-вторых, они  связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти, в-третьих, направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.

 

  1.  Политический конфликт: понятие, динамика.

 

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления. Большинство социальных конфликтов находят продолжение в сфере властных отношений, т.к. для разрешения возникших противоречий часто требуется принятие политических решений.

Согласно политологу Д.П. Зеркину, этот тип конфликта имеет своим содержанием:

борьбу между группами за влияние  в институтах государственной власти;

борьбу за доступ к принятию общезначимых решений;

борьбу за участие в распоряжении ресурсами;

борьбу за приоритетность своих взглядов и идей.

причины

Ресурсная

различия в системах верования

природа политики: друг – враг

биологическая: человеческая агрессия

психологическая: насилие в крови

 

ДИНАМИКА

 

1) Первая стадия - предконфликтная  ситуация, которая представляет  собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликт протекает в латентных и открытых формах.

2)  Вторая стадия - непосредственное  конфликтное взаимодействие. Ему,  как правило, предшествует повод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям.

3)   Третьей стадией является  завершение конфликта.

Возможно несколько альтернатив  выхода из конфликта:

самоугасание конфликта. Это ситуации, когда длительные конфликты  теряют свою актуальность и затухают сами по себе;

урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора  не исчерпан. Соглашение было навязано сильным противником более слабому  либо соглашение стало результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое неудовлетворение достигнутыми соглашениями, поэтому не исключена опасность нового возникновения конфликта;

разрешение конфликта, т.е. заключение соглашения на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.

 

  1.  Типы и методы разрешения политических конфликтов.

 

Конфликт (от лат. conflictus – «столкновение») – столкновение интересов различных  групп, интересов в обществе.

Политологи продолжают спорить  о том, какой конфликт опаснее  для общества – острый или вялотекущий.

Острый конфликт выливается в открытое противостояние с применением силы (например, гражданскую войну). К последствиям острого конфликта следует отнести многочисленные жертвы, крайнюю степень поляризации общества. Власть при данной ситуации подвергается процессу демитизации, наступает кризис в существующей политической системе. Но если одна сторона конфликта имеет заметные преимущества и у первой способность к регенерации намного выше, то конфликт разрешается дипломатическими методами, а иногда и силовым путем.

 

Другим типом конфликта является вялотекущий. Он отличается затяжным характером, отсутствием прямых острых столкновений и применения силы. Но стороны в точности следуют тактике «вставь палку в колесо врага». Для данного типа конфликта характерны дипломатические войны, интриги, провоцирующие заявления в средствах массовой информации. Но так как инцидента (повода к конфликту) не происходит, стороны не применяют силу.

 

Если (вялотекущий) перманентный конфликт происходит в одной N-общности, то он разрушает ее основание. Если конфликтуют разные общности, то у членов каждой формируется психология жителя осажденной крепости.

Чтобы разрешение конфликта в обществе произошло с минимальными потерями, необходимо вовремя его выявить  и правильно диагностировать.

Инструментом разрешения конфликтов являются:

– переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников),

– арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации),

– посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики),

– разъединение сторон,

– использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.

 

  1.  Природа, содержание и функции политической идеологии.

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важнейшая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет практические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.

 

С помощью идеологии политические силы обосновывают свои цели и подбирают средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения. Она, по словам А. Грамши, служит тому, чтобы пробудить в народе и организовать коллективную волю. Идеология также маскирует и мистифицирует (хотя и не всякая идеология) подлинные интересы и цели господствующих групп, элит. На эту функцию обратил внимание немецкий социолог Р. Мангейм. Изучение идеологии, по его мнению, имеет целью демаскировать «более или менее сознательное жульничество и переодевание». Сказано достаточно жестко, но не без оснований.

 

1) ориентационную, которая выражается  в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности;

 

2) мобилизационную, то есть, предлагая  идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;

 

3) интегративную, связанную с  тем, что, наделяя смыслом политическое  действие в пределах предлагаемой  фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;

 

4) амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

 

5) функцию выражения и защиты  интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.

 

  1.  Характеристики основных политических идеологий современности.

к XIX веку сложились четыре основных типа идеологии:

 

1) либеральная

 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"