Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

   Вторая причина тесно  связана с первой. Речь идет  о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное - противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу.

 

   Третья причина необходимости  возникновения и функционирования  гражданского общества заключается  в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающиеся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государство не может иметь информацию о всех этих интересах. Значит, необходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества.

 

   В каждой демократической  стране организаций гражданского  общества насчитывается множество.  Они могут организовываться в  связи с конкретными проблемами  региона и даже отдельного  города, в связи с профессиональными  интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого культурного значения. Сюда же относятся многочисленные движения (например, в связи с протестом против осуждения невиновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масштабов. Типичный в этом отношении пример - движение «зеленых» в западноевропейских странах. Превратившись в мощную силу, оно добилось того, что государство выделило немалые дополнительные ресурсы на охрану окружающей среды и внесло изменение в законодательство, регулирующее этот процесс.

 

   Таким образом, третья  главная причина, делающая необходимым  возникновение и развитие гражданского общества, - это исключительное многообразие интересов граждан демократического общества. Важно подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которое данное общество предоставляет своему народу.

 

   От вопроса о необходимости  гражданского общества в условиях  демократии перейдем к раскрытию  его возможности. Демократия не  просто делает гражданское общество  насущно необходимым, она создает  все основные условия для его возникновения и развития. Отметим наиболее важные из них. Главное условие активной жизни гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.

 

   Важным условием функционирования  гражданского общества является  гласность и связанная с ней  высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их по их разрешению.

  1. Формирование гражданского общества в России.

 

Гражд-кое общ-во - это своего рода соц-ное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от гос-ва индивидов. Направления формирования гражд-го общ-ва в России: создание экономич.фундамента на основе многообразия форм собственности и соц-но ориентированной рыночной экономики; формирование нового типа государств-сти, базирующегося на приоритете права, способного к соц-му партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей; создание реального плюрализма в общ-ве. Этому способствует рождение новых форм массовой полит.деят-сти, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражд-ких движений; преодоление традиционной конфронтационной гражд-кой и полит.культуры, т. е. стабилизация общ-ва на основе гражд-го мира с приданием ему конст-ных гарантий. Россия провозгласила цель построения гражд-го общ-ва и правового гос-ва. Пока только сложился некий идеальный образ гражд-го общ-ва. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях рос-кой действит-сти. Сущность гражд-го общ-ва состоит в том, что оно объединяет и выражает интересы граждан, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, гос-ва. Гос-во призвано выступать лишь слугой общ-ва, его доверенным представителем. Идеи и принципы, лежащие в основе любого гражд-го общ-ва: 1)экономич.свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражд-на;3) легитимность и демократич.хар-р власти;4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридич.защищенность личности;5) правовое гос-во, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;6) полит-кий и идеологич-й плюрализм, наличие легальной оппозиции;7) свобода мнений, слова и печати, независимость СМИ;8) невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;9)классовый мир, партнерство и нац-ное согласие;10) эффективная соц-ная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Граж-кое общ-во - не гос-но-полит-кая, а эконом-кая и личная, частная сфера жизнедеят-сти людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общ-во, где нет места режиму личной власти, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общ-во со смешанной экономикой, общ-во инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных соц-ных слоев. Гражд-кое общ-во начинается с гражданина и его свободы.  Гражд-кое общ-во - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общ-во, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Ослабление роли гос-ва при проведении реформ в России - одна из самых серьезных ошибок реформаторов, которая только теперь начинает постепенно осознаваться и отчасти исправляться.

 

  1.  Политические партии:  понятие, структура, функции, типы.

 

Партия представляет собой организацию, состоящую из наиболее активной части соц. слоя или класса, выр-щие их интересы, ценностные ориентации и целевые установки. Политич. партии появились еще в Др. Риме и они представляли собой легальные группировки, отстаивающие свои позиции и интересы в борьбе за власть и за влияние в общ-ве.

 

Возник-ие партий связано с этапом, когда выполнение управленч. функций  стало требовать расш-ия традиционной политич. элиты и само ее рекрутирование стало делом избирательного корпуса. Для тех, кто обладает властью  весьма актуальной стала проблема и потреб-ть в активной поддержке масс, в рез-те этого политич. партии стали законными формами борьбы с монархиями за ограничение их прав, а также орудием артикуляции интересов самых рез-х групп и избирателей.

 

Франц. политолог Дюверже предложил классификацию с т. зр. преобретения оснований и условий членства. По этому принципу он делит партии на:

 

- кадровые ( партийный состав формируется  вокруг группы политических деятелей, а в основе орг. строения  партий лежит принцип образования политического комитета, состоящего из наиболее активных полит.д. еятелей)

 

- массовые партии ( централизованные  организации с уставным членством,  они более организованы и дисциплинированы. 1ой такой партией была партия  Великобритании,созданная в 1832 году)

 

- строго-централизованные партии(идеологический  компонент превращается в ведущее  связующее начало партии, такие  партии - комунистич., религ.,фашист. - обладают  почти военной дисцип-ой, выс.  орган-тью, отл-ся уважением по  отн-ию к лидерам) 

 

с т. зр. доминирующих в деятельности организации ценностей и средств можно говорить о

 

-консервативных партиях

 

-революционных

 

с т. зр. соц. целей и политич. ориентаций

 

 соц-демокр (солидарность и равенство  граждан, защищ-ть их прав и  свобод, верх-во закона, разделение властей, выборность главы гос-ва, справедливость)

 

 коммунистич (отриц. част. собственности) 

 

 либеральные (граж-кое общ-во, права и своб. личн-ти., прав-ое  гос-во, свобода частного предпр-ва  и торг)

 

если в основе классификации  лежит способ взаимосвязи с соц. базой, то различают:

 

- авангардные (на основе терр-но-производственного  объединения членов)

 

- парламентские (первичные образования  - терр-ные комитеты)

 

-лейбористские (коллективное членство, в т. ч. труд-х коллективов) 

 

по отношению к правящему режиму:

 

- легальные и нелегальные

 

- правящие и оппозиционные

 

- лидеры и аутсайдеры

 

- монопольно правящие и в  составе коалиции

 

Функции партий:

 

внутренние( набор новых членов, пополнение партийной кассы, регулирование  отношений м\д первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии)

 

внешние (борьба за завоевание и исп-е  полит. власти в интересах той  группы населения, кот-я эту партию создала; обеспечение связи масс с гос. структурами; отбор и рекрутирование полит. лидеров, элит на всех этапах полит. системы и участие с их помощью в управлении делами общества; соглас-ие собст-х интересов и целей с интересами др. партий и движ-ми).

  1. Группы давления и лоббирование интересов в политике.

 

Группа давления — общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

Понятие “группа давления” раскрывает динамику превращения социально-групповых  интересов, возникающих в гражданском  обществе, в политический фактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).

Группы давления в связи с  их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные

профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления:

пропагандистские кампании в средствах  массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.

Типичные способы воздействия групп давления на государственные органы:

— непосредственное выдвижение своих  членов в состав представительных и  исполнительных органов власти, а  также в качестве функционеров управленческого  аппарата;

— участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;

— поддержание личных контактов  с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т.д.

Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и пр.).

В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, назначение групп давления заключается  в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения  представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны, и т.п.).

Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, является своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества.

--

Само слово “лоббизм” неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так  и негативный смысл. Если говорить о  последнем, то, как правило, термин “лоббизм”  здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминающее “блат”, “протекционизм”, “подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике “влияния” на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая, не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

Позитивный же смысл характеризует  лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качество института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый признак общества, как и наличие в нем самих этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится пр влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"