Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное - противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу.
Третья причина необходимости
возникновения и
В каждой демократической
стране организаций
Таким образом, третья
главная причина, делающая
От вопроса о необходимости
гражданского общества в
Важным условием
Гражд-кое общ-во - это своего рода соц-ное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от гос-ва индивидов. Направления формирования гражд-го общ-ва в России: создание экономич.фундамента на основе многообразия форм собственности и соц-но ориентированной рыночной экономики; формирование нового типа государств-сти, базирующегося на приоритете права, способного к соц-му партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей; создание реального плюрализма в общ-ве. Этому способствует рождение новых форм массовой полит.деят-сти, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражд-ких движений; преодоление традиционной конфронтационной гражд-кой и полит.культуры, т. е. стабилизация общ-ва на основе гражд-го мира с приданием ему конст-ных гарантий. Россия провозгласила цель построения гражд-го общ-ва и правового гос-ва. Пока только сложился некий идеальный образ гражд-го общ-ва. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях рос-кой действит-сти. Сущность гражд-го общ-ва состоит в том, что оно объединяет и выражает интересы граждан, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, гос-ва. Гос-во призвано выступать лишь слугой общ-ва, его доверенным представителем. Идеи и принципы, лежащие в основе любого гражд-го общ-ва: 1)экономич.свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражд-на;3) легитимность и демократич.хар-р власти;4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридич.защищенность личности;5) правовое гос-во, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;6) полит-кий и идеологич-й плюрализм, наличие легальной оппозиции;7) свобода мнений, слова и печати, независимость СМИ;8) невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;9)классовый мир, партнерство и нац-ное согласие;10) эффективная соц-ная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Граж-кое общ-во - не гос-но-полит-кая, а эконом-кая и личная, частная сфера жизнедеят-сти людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общ-во, где нет места режиму личной власти, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общ-во со смешанной экономикой, общ-во инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных соц-ных слоев. Гражд-кое общ-во начинается с гражданина и его свободы. Гражд-кое общ-во - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общ-во, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Ослабление роли гос-ва при проведении реформ в России - одна из самых серьезных ошибок реформаторов, которая только теперь начинает постепенно осознаваться и отчасти исправляться.
Партия представляет собой организацию, состоящую из наиболее активной части соц. слоя или класса, выр-щие их интересы, ценностные ориентации и целевые установки. Политич. партии появились еще в Др. Риме и они представляли собой легальные группировки, отстаивающие свои позиции и интересы в борьбе за власть и за влияние в общ-ве.
Возник-ие партий связано с этапом, когда выполнение управленч. функций стало требовать расш-ия традиционной политич. элиты и само ее рекрутирование стало делом избирательного корпуса. Для тех, кто обладает властью весьма актуальной стала проблема и потреб-ть в активной поддержке масс, в рез-те этого политич. партии стали законными формами борьбы с монархиями за ограничение их прав, а также орудием артикуляции интересов самых рез-х групп и избирателей.
Франц. политолог Дюверже предложил классификацию с т. зр. преобретения оснований и условий членства. По этому принципу он делит партии на:
- кадровые ( партийный состав формируется
вокруг группы политических
- массовые партии ( централизованные
организации с уставным
- строго-централизованные
с т. зр. доминирующих в деятельности организации ценностей и средств можно говорить о
-консервативных партиях
-революционных
с т. зр. соц. целей и политич. ориентаций
соц-демокр (солидарность и равенство граждан, защищ-ть их прав и свобод, верх-во закона, разделение властей, выборность главы гос-ва, справедливость)
коммунистич (отриц. част. собственности)
либеральные (граж-кое общ-во, права и своб. личн-ти., прав-ое гос-во, свобода частного предпр-ва и торг)
если в основе классификации лежит способ взаимосвязи с соц. базой, то различают:
- авангардные (на основе терр-
- парламентские (первичные
-лейбористские (коллективное
по отношению к правящему режиму:
- легальные и нелегальные
- правящие и оппозиционные
- лидеры и аутсайдеры
- монопольно правящие и в составе коалиции
Функции партий:
внутренние( набор новых членов, пополнение партийной кассы, регулирование отношений м\д первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии)
внешние (борьба за завоевание и исп-е полит. власти в интересах той группы населения, кот-я эту партию создала; обеспечение связи масс с гос. структурами; отбор и рекрутирование полит. лидеров, элит на всех этапах полит. системы и участие с их помощью в управлении делами общества; соглас-ие собст-х интересов и целей с интересами др. партий и движ-ми).
Группа давления — общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.
Понятие “группа давления” раскрывает
динамику превращения социально-
Группы давления в связи с их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные
профсоюзы или объединения
пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.
Типичные способы воздействия групп давления на государственные органы:
— непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;
— участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;
— поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т.д.
Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и пр.).
В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, назначение групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.
Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны, и т.п.).
Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, является своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества.
--
Само слово “лоббизм”
Позитивный же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качество института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый признак общества, как и наличие в нем самих этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится пр влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).